Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-777/2023 ~ М-431/2023 от 04.04.2023

Дело Р ЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>, КБР

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующей судьи Шапуленко Л.В.,

при секретаре судебного заседания ТАА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики к ТАП о взыскании необоснованно выплаченных бюджетных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской республики с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит: взыскать с ТАП необоснованно выплаченные бюджетные средства в размере <данные изъяты> руб. в пользу Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, право на региональную доплату имеет гражданин, у которого общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на территории КБР законом КБР об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в КБР на соответствующий год.

Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике на ДД.ММ.ГГГГ год» величина прожиточного минимума пенсионера в КБР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб. (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП)

ТАП является получателем страховой пенсии по старости через Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КБР, а также получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения РФ и их семей».

Общее материальное обеспечение ТАП превышало величину прожиточного минимума пенсионера, установленного на ДД.ММ.ГГГГ года и ему неправомерно были выплачены денежные средства с января по октябрь ДД.ММ.ГГГГ года на сумму <данные изъяты> руб., в том числе: январь-февраль – <данные изъяты> руб.; апрель – <данные изъяты> руб.; май – <данные изъяты> руб.; июнь - <данные изъяты> руб.; июль – <данные изъяты> руб.; август – <данные изъяты> руб.; сентябрь – <данные изъяты> руб.; октябрь – <данные изъяты> руб.

Факт переплаты подтверждается реестрами о зачислении денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ года.

В адрес ТАП направлялось досудебное уведомление о необходимости возврата денежных средств в размере <данные изъяты> руб., которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд с указанным иском.

Представитель истца Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, в суд поступило заявление представителя истца с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Ответчик ТАП, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, судебная корреспонденция, направленная по месту регистрации, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с ч.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» статья 165/1 подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по КБР НЕС., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживает и просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, право на региональную доплату имеет гражданин, у которого общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на территории КБР законом КБР об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в КБР на соответствующий год.

Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике на ДД.ММ.ГГГГ год» величина прожиточного минимума пенсионера в КБР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП)

В соответствии с пунктом 4 указанного выше Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии региональная доплата устанавливается с первого месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, но не ранее чем со дня возникновения права на указную доплату, на срок, на который гражданину установлена пенсия в соответствии с действующим законодательством. Гражданам, являющимся получателями федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, региональная доплата устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждении порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии» для назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии необходимо обратиться с соответствующим заявлением либо данная доплата назначается гражданам, являющимся получателями федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ТАП не обращался с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящего постановления, о назначении региональной доплаты к пенсии в центр труда, занятости и социальной защиты соответствующего городского округа либо в какое-либо иное учреждение.

Данный факт не опровергается материалами дела.

Из материалов дела истцом не представлено доказательств того, что ответчик являлся получателем страховой пенсии по старости и получателем федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ через Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР, на который ссылается истец в исковом заявлении, приложен к иску лишь реестр о зачислении денежных средств.

В данном случае юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежит доказывать, для установления правомерности назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии являются соблюдение одного из двух условий: обращение получателя с заявлением либо установление факта того, что гражданин являлся получателем федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые центром труда, занятости и социальной защиты, а также Министерством труда и социальной защиты КБР соблюдены не были.

Также истцом не представлено подтверждающих документов того, что при назначении и выплате социальной доплаты к пенсии был установлен факт того, что ТАП получает пенсию в размере менее величины прожиточного минимума пенсионера на ДД.ММ.ГГГГ год, то есть менее <данные изъяты> руб.

Также, истцом не представлено сведений подтверждающих то, что по настоящее время ответчик является пенсионером МВД России и находится на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО МВД по КБР с пенсией в размере более величины прожиточного минимума пенсионера, установленного на <данные изъяты> год.

По сути, стороной истца в качестве доказательств в подтверждении своих требований представлены лишь реестры о зачислении денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.10-17)

Статьей25Федерального Закона «Отрудовыхпенсиях в Российской Федерации» предусмотрена ответственность за достоверность сведений необходимых для установленияивыплатытрудовойпенсии.

Указано, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установленияивыплатытрудовойпенсии, а работодатели, кроме того- за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасходсредствнавыплатутрудовыхпенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

По аналогии с данными нормами права следует, что под достоверностью сведений, содержащихся в документах, представляемых указанными лицами для установления и выплаты пенсии, как правило, понимается точное и правильное отражение требуемой информации на основании первичных документов, имеющихся в распоряжении физических и юридических лиц. Достоверность документов, представленных в пенсионные органы, оценивается при приеме этими органами документов и подготовке их к вынесению соответствующего решения.

Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом и в числе его правомочий является оценка представленных заявителем документов. Методикой оценки достоверности представленных документов в полной мере владеют специалисты этого органа.

Поскольку сведения, поступают не только отпенсионера, но и от компетентных органов, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, на основе поступившей информации вправе по своей инициативе выполнить действия, предусмотренные названными выше статьями.

В силу статьи1102Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей1109Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе заработная пата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГКРФ не считаются неосновательными обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и.т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Рассматриваемые во взаимосвязи с данной нормой, закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений, положения главы 60 ГК РФ не предполагают возложения на пенсионеров бремени негативных последствий, связанных с допущенными при начислении и выплате региональной социальной доплаты к пенсии нарушениями, в виде взыскания сумм выплаты в качестве неосновательного обогащения.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой гражданина НВА» выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ является общеобязательными, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Согласно положения ст. 395 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства не подлежат применению к отношениям по представлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Судом установлено, что истцом не представлено доказательств передачи из ГУ ОПФР по КБР сведений на ТАП как получателя федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обращения с заявлением о назначении доплаты, а также доказательств того, что ими направлялись запросы с Министерства внутренних дел КБР о том, является ли ТАП получателем пенсии МВД.

Вместе с тем, истец ссылаясь на необоснованность выплаченных бюджетных средств ТАП не доказал недобросовестность гражданина, получившего данную социальную доплату к пенсии, соответствующие тому, доказательства не представил. Бремя доказывания лежит на истце обратившимся в суд.

Часть 2 статьи56 ГПК РФобязывает суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и предписывает суду выносить такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч. 3 ст.123 КонституцииРоссийской Федерации, ч. 1 ст. ст.12и56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в связи с тем, что недобросовестность гражданина, получившего данную социальную доплату к пенсии истцом не доказана, а также учитывая факт того, что истец не был лишен возможности предоставить суду доказательства подтверждающие факт, что ответчик является получателем пенсии МВД, в каком размере пенсия и превышает ли ее размер величину прожиточного минимума пенсионера установленную на ДД.ММ.ГГГГ год, суд считает исковые требования Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-777/2023 ~ М-431/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство труда и социальной защиты КБР
Ответчики
Титорогин Анатолий Павлович
Другие
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КБР (ОСФР по КБР)
Суд
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Шапуленко Лидия Владимировна
Дело на сайте суда
prohladnensky--kbr.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее