Дело № 2-262/2022
УИД 35RS0017-01-2022-000326-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2022 года г. Никольск
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием заместителя прокурора Никольского района Штанюка И.К., представителя ответчика Корепиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Краснополянское, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
Установил:
Прокурор Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Краснополянское, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
В обосновании указал, что прокуратурой района в 2021 г. в ходе выездной проверки на территории сельского поселения Краснополянское с правой стороны от дороги после проезда д. Осиново в сторону д. Шелково выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений. В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой района 28.10.2021 внесено представление в адрес главы сельского поселения Краснополянское, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, 1 должностное лицо привлечено с дисциплинарной ответственности.
В ходе выездной проверки 17.06.2022 прокуратурой района совместно с привлечением специалистов администрации Никольского муниципального района выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
Указывая на то, что бездействие должностных лиц администрации сельского поселения Краснополянское, администрации Никольского муниципального района на данном направлении привело к загрязнению окружающей среды, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, прокурор района просит суд обязать администрацию сельского поселения Краснополянское, администрацию Никольского муниципального района в срок до 30.07.2023 организовать ликвидацию несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
В судебном заседании заместитель прокурора Никольского района Штанюк И.К. требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на указанном земельном участке на территории сельского поселения Краснополянское не ликвидировано. Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена и на сельское поселение и на администрацию Никольского муниципального района, поскольку свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Полномочия по распоряжению указанным земельным участком возложена на администрацию Никольского муниципального района.
В судебное заседание представитель ответчика администрации сельского поселения Краснополянское Баданина О.Н. не явилась, просила суд рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве просила в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что администрация сельского поселения Краснополянское не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика администрации Никольского муниципального района по доверенности Корепина М.Н. в судебном заседании исковые требования, предъявленные к администрации Никольского муниципального района не признала, считает, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, поскольку вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории поселения, относятся к компетенции муниципального образования и возложены на администрацию поселения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы, суд пришел к следующему.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Прокуратурой района в 2021 г. в ходе выездной проверки на территории сельского поселения Краснополянское с правой стороны от дороги после проезда д. Осиново в сторону д. Шелково выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений, что подтверждается актом осмотра от 15.10.2021. В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой района 28.10.2021 внесено представление в адрес главы сельского поселения Краснополянское, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, 1 должностное лицо привлечено с дисциплинарной ответственности.
В ходе выездной проверки 16.06.2022 прокуратурой района совместно с привлечением специалистов администрации Никольского муниципального района выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
Согласно акту осмотра территории сельского поселения Краснополянское от 17.06.2022 составленному помощником прокурора Никольского района Тропиной М.В. установлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
Согласно информации администрации Никольского муниципального района от 17.06.2022 № ХХ, вышеуказанный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 2.1.1 Правил благоустройства, утвержденных решением совета сельского поселения Краснополянское № 25 от 11.06.2020 (далее – Правил) организация работ по содержанию территории поселения, возлагается на администрацию поселения.
Согласно пп. «а» п. 2.1.3 Правил на территории поселения запрещается захламление территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, отходами производства и потребления и другими отходами, загрязнять горюче-смазочными материалами, нефтепродуктами, устраивать свалки отходов, строительного мусора, тары, уличного смета, листвы, спиленных веток и стволов деревьев, травы, складировать строительные материалы на улицах, тротуарах, газонах, перекрывать подъезды к домам в нарушение действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.
Непринятием ответчиками мер по ликвидации несанкционированной свалки привело к загрязнению окружающей среды, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принимая во внимание доводы, изложенные ответчиком в возражениях на исковые требования в части сроков выполнения работ по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях ликвидации несанкционированной свалки, возможности ответчика по его исполнению, финансовое обеспечение поселения, суд находит разумным установить срок для исполнения решения до 30 июля 2023 года.
Суд с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит указанный срок достаточным для совершения всех действий, связанных с осуществлением мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Краснополянское, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Краснополянское (ИНН Хххххххх), администрацию Никольского муниципального района (ИНН Хххххххх) в срок до 30.07.2023 организовать ликвидацию несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории сельского поселения Краснополянское (примерная площадь 10 057,6 кв. м., координаты: широта 59.464004, долгота 45.435113).
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Шмакова