Дело № 11-3/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Бердюжье 16 февраля 2022года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Калининой О.Н.
при секретаре Степановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 11-3/2022 по иску
ООО «Тюменское экологическое объединение» к Григорьеву Владимиру Кингиновичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе ответчика Григорьева В.К. на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области – мирового судьи судебного участка № 1 Армизонского судебного района Тюменской области от 02.12.2021 года,
установил:
Истец ООО «Тюменское экологическое объединение» обратился к ответчику Григорьеву В.К. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указывая, что ООО «ТЭО», в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности <адрес>. По адресу проживания ответчика: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом была оказана коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом ответчик в нарушение требований статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за оказанные коммунальные услуги не вносил. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика Григорьева В.К. образовалась задолженность в сумме 5 900 руб. 10 коп. и в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации начислена пеня за просрочку оплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 808 руб. 63 коп. Ссылаясь на нормы статей 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истец просит взыскать с ответчика Григорьева В.К. задолженность по оплате коммунальной услуги за указанный в иске период в размере 5 900 руб. 10 коп., пени за просрочку оплаты в размере 808 руб. 63 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> – мирового судьи судебного участка № Армизонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «Тюменское экологическое объединение» к ответчику Григорьеву В.К. удовлетворены в полном объеме.
Взысканы с Григорьева Владимира Кингиновича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» задолженность по оплате коммунальной услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5900 руб. 10 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 808 руб. 63 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп., а всего 7108 руб. 73 коп.
С решением мирового судьи не согласен ответчик Григорьев В.К. и обратился в апелляционную инстанцию с апелляционной жалобой, в которой указал, что судом всесторонне, полно и объективно не исследованы все обстоятельства дела, судом не дано оценки его доводам, изложенным в письменном возражении, исковое заявление не соответствует требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ, между ним и ООО «ТЭО» договор не заключен, он не пользуется услугами истца, оператор обязан осуществлять раздельный сбор мусора, что он не делает, а лишь перевозит мусор на полигон, нет в деле соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Просит отменить решение мирового судьи, вынести новое решение, которым в иске ООО «Тюменское экологичнское объединение» в иске отказать.
На апелляционную жалобу от представителя истца поступило возражение относительно апелляционной жалобы, в котором указано, что между ООО «ТЭО» и ответчиком на сегодняшний день имеются договорные отношения по оказанию услуг по обращению с ТКО путем совершения конклюдентных действий как со стороны ответчика, так и со стороны регионального оператора. Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО, более того, с ДД.ММ.ГГГГ договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены автоматически со всеми образователями отходов на основании публичного договора, в случае отсутствия направленной заявки. Ответчик обязан оплачивать услугу в порядке и сроки, установленные нормами действующего законодательства. Полагает, что решение мирового судьи законно.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Григорьев В.К. апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, просит отменить решение мирового судьи и отказать в иске, он не пользуется услугами истца, у его семьи нет отходов, нет мусора.
В судебное заседание представитель истца ООО «Тюменское экологическое объединение» не явился, извещен надлежащим образом. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав доводы жалобы, исследовав материалы дела, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела, Григорьев В.К. является собственником дома с кадастровым номером № по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствие с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Департаментом недропользования и экологии <адрес> истец ООО «Тюменское экологическое объединение» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: <адрес> за исключением территорий <адрес> - Югры и <адрес>. Таким образом, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зону деятельности регионального оператора, входит, в том числе, <адрес>.
Данное соглашение, как иные акты, принятые в рамках реализации данного соглашения размещены на официальном сайте ООО «ТЭО» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -www.teo.ecotko.ru., в связи с чем, доводы ответчика о не предоставлении соглашения являются несостоятельными.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пп.5 п.2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Как следует из п.п.2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальную услугу включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую электроэнергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1 с. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Частью 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующем момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6, ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов. К обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, типовая форма его утверждена Правительством Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 13.4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4). При этом накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 13.4).
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.п. «в» п. 148 (11) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут. В подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил предусмотрено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 данного закона, и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641", региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания иного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное предусмотрено федеральным законом или договором.
У потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, согласно абз. 2 п. 6, п. 7, абз. 2 п. 148(1) Правил №, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами №.
Таким образом, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, между ООО «ТЭО» и потребителем указанного жилого помещения заключен договор на оказание услуги по обращению с ТКО путем совершения конклюдентных действий, без оформления в письменной форме.
Учитывая изложенное, наличие действующих договорных отношений между региональным оператором и потребителем по указанному адресу является основанием для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя также и плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 2, п. 3 ч. 1, п. 1, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, начисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО произведено по нормативу на собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Григорьева В.К. (исходя из количества проживающих – 2 человека)., Григорьев В.К. несет обязанность по оплате коммунальных услуг, на основании п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из количества: проживающих в соответствии с п. 148(34) Правил № и Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; собственников в соответствии с п. 148(44), п. 148(36) Правил №.
Расчет проверен мировым судьей, признан верным.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, и односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Доводы ответчика Григорьева В.К., указанные в апелляционной жалобе сводятся к переоценке исследованных мировым судьей доказательств, доводам ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, аналогичные доводы были изложены и в возражении на исковые требования, мировым судьей в решении дана надлежащая оценка.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в данном случае истец понес расходы по оплате госпошлины, которые подлежат взысканию с ответчика с учетом удовлетворенных требований в размере 400 рублей.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких - либо нарушений процессуального закона при вынесении обжалуемого решения, мировым судьей допущено не было. При вынесении решения, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст.327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области – мирового судьи судебного участка № 1 Армизонского судебного района Тюменской области от 02.12.2021 год по делу по иску ООО «Тюменское экологическое объединение» к Григорьеву Владимиру Кингиновичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьева В.К. – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Судья