КОПИЯ
УИД 16RS0007-01-2023-001023-57
Дело № 2-20/2024 (2-808/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2024 года город Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизова М.С., при секретаре судебного заседания Павловой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Татарского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Арча» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
и.о. Татарского природоохранного межрайонного прокурора обратился с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику, указав, что на протяжении длительного времени неоднократно выявляются случаи слива с очистных сооружений <адрес> неочищенных сточных вод в <адрес>. Причиной ненадлежащей очистки является поступление в очистные сооружения <адрес> неочищенных сточных вод с молочного комбината ООО «Арча». В очистных сооружениях бактерии не справляются и не расщепляют отходы производства, поступающие по сточным водам с молочного комбината ООО «Арча». Уточнив требования, прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Арча», выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистные сооружения ООО «Водоканал-сервис» и неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки канализационных сточных вод; Обязать ООО «Арча» организовать работу по строительству локальных очистных сооружений в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии в срок до ДД.ММ.ГГГГ; Обязать ООО «Арча» провести рекультивацию нарушенных земель (географические координаты №) на земельном участке с кадастровым номером №, а именно: участок № с площадью 1 983 м2 (угловые координаты: №) и участок № с площадью 2 827 м2 (угловые координаты: №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан Хафизов К.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Гаязов Э.М. в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что ООО «Арча» принимает меры к строительству локальных очистных сооружений, составлен проект, до июня 2025 года работы будут завершены.
Представители третьих лиц – исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан Сагитова Л.Н., Министерства экологии и природных ресурсов РТ Хадиева Ч.Г., ООО «Водоканл-Сервис» Минзин И.Р. исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица – Волжско-камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность физических и юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности в соответствующих территориях.
Применительно к положениям п.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Кроме того, ст.ст. 21, 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» названного закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, животных и других организмов.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а так же в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.1 п. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Частью 3 п. 6 данной статьи запрещен сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ закреплено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 7 ст. 13 Земельного кодекса РФ в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты нынешних и будущих поколений, конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Право прокурора на обращение в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации закреплено в ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Из материалов дела усматривается, что в рамках надзорных мероприятий прокурором установлено, что на протяжении длительного времени неоднократно выявляются случаи слива с очистных сооружений <адрес> неочищенных сточных вод в <адрес>. Причиной ненадлежащей очистки является поступление в очистные сооружения <адрес> неочищенных сточных вод с молочного комбината ООО «Арча». В очистных сооружениях бактерии не справляются и не расщепляют отходы производства, поступающие по сточным водам с молочного комбината ООО «Арча».
Между ООО «Водоканал-сервис» и ООО «Арча» заключены договоры № К от ДД.ММ.ГГГГ, № К от ДД.ММ.ГГГГ, № К от ДД.ММ.ГГГГ на прием сточных вод с молочного комбината в очистные сооружения <адрес>.
По факту разлива сточных вод на почву в результате прорыва трубопровода с молокозавода ООО «Арча», ДД.ММ.ГГГГ специалистами Отдела обеспечения экологического надзора Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан отобраны пробы загрязненной почвы сточными водами, фоновой почвы, так же сточной воды на месте прорыва трубы.
По результатам выездного обследования специалистами Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан установлено несоблюдение экологических требований при осуществлении эксплуатации молочного комбината, ООО «Арча» не обеспечило обезвреживание сбросов загрязняющих веществ, отводимых с территории предприятия, а именно: вследствие порыва трубы, принадлежащей ООО «Арча» и проложенной из молочного комбината в биологические очистные сооружения, произошел разлив сточных вод на рельеф местности площадью 1 400 м2.
На месте порыва выявлена порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а именно допущено загрязнение земли и почвы отходами при обработке хозяйственно – бытовых и смешанных сточных вод на земельном участке с географическими координатами № на территории микрорайона «Питомник» <адрес>.
Загрязнение почвы произошло на земельном участке с кадастровым номером №, собственником которого является муниципальное образование «<адрес>» Арского муниципального района Республики Татарстан.
Сотрудниками отдела МВД России по <адрес> в отношении должностного лица ООО «Арча» Хакимова Н.У. составлен административный протокол по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
Ранее специалистами отдела обеспечения экологического надзора Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, согласно план – графика неоднократно производился инструментальный отбор проб природной воды <адрес>, а именно: 500 м выше и 500 м ниже места выпуска сточных вод биологических очистных сооружений ООО «Водоканал-Сервис» в <адрес>. По результатам отбора были выявлены превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора поступила информация о порыве трубопровода предположительно от Арского молочного комбината ООО «Арча», в результате чего произошло загрязнение почвы сточными водами с резким и неприятным запахом в микрорайоне «Питомник».
Государственными инспекторами Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлено выездное обследовании территории с целью отбора проб почвы (ориентировочные координаты: №).
В ходе выездного обследования разлива сточных вод от молокозавода ООО «Арча» в водный объект <адрес> не зафиксировано.
Согласно письму Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан собственником (эксплуатирующей организации) данной трубы является ООО «Арча» Арский молочный комбинат.
Как указал истец, загрязняющие вещества, попадающие в водные объекты вместе со сточными водами, вызывают серьезные нарушения в водных экосистемах. Загрязняющие вещества, поступая в природные воды, вызывают изменение 2 физических свойств среды (нарушение первоначальной прозрачности и окраски, появление неприятных запахов и привкусов и т.п.); изменение химического состава, в частности появления в ней вредных веществ; появление плавающих веществ на поверхности воды и отложений на дне; сокращение в воде количества растворенного кислорода вследствие расхода его на окисление поступающих в водоем органических веществ загрязнения; появление новых бактерий, в том числе и болезнетворных. Особо пагубно загрязнение влияет на рыб, водоплавающих птиц, животных и другие организмы, которые заболевают и гибнут в больших количествах.
Доводы истца ответчиком не оспорены.
По требованию прокуратуры Республики Татарстан Волжско-Камским межрегиональным Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Арча». По результатам проверки юридическое лицо ООО «Арча» и должностное лицо Хакимов Н.У. привлечены к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.41.1, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
Действиями ООО «Арча» по сбросу неочищенных канализационных сточных вод нарушаются права Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Кроме того, запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах (п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ).
Материалами дела установлено, что ООО «Арча» не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды и не принимает достаточных мер по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ, не принимает меры по приведению системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод.
Бездействие ООО «Арча» выражается в том, что предприятие не принимало своевременные меры по обеспечению бесперебойного и качественного водоотведения, снижению негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, не принимало меры по обеспечению безопасности системы водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 4 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с методическими указаниями МУ 2.ДД.ММ.ГГГГ-99. 2.1.5. "Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод", утвержденными Минздравом РФ ДД.ММ.ГГГГ, сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально - оральным механизмом передачи (п. 3.1); к наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в том числе хозяйственно - бытовые сточные воды и городские смешанные (промышленно - бытовые) сточные воды; данные сточные воды отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ (п. 3.2, п. 3.3).
Пунктом 92 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать: сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов; сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения; неочищенные сточные воды водного транспорта; пульпу, снег; отходы; нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.
Ответчиком в материалы представлены документы – агентский договор на подбор оборудования для строительства локальных очистных сооружений, договоры на проектирование и строительство очистных сооружений, схема и т.д., признавая исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд учитывает доводы представителя ответчика и содержание указанных технических документов и полагает установить разумный срок для строительства очистных сооружений – до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленного факта сброса вредных веществ являются обоснованными требования прокурора об обязании ООО «Арча» провести рекультивацию нарушенных земель с указанием соответствующих контуров границ земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Арча», выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистные сооружения ООО «Водоканал-сервис» и неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки канализационных сточных вод.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Арча» (ОГРН 1131690037489) организовать работу по строительству локальных очистных сооружений в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Арча» (ОГРН 1131690037489) провести рекультивацию нарушенных земель (географические координаты №) на земельном участке с кадастровым номером №, а именно: участок № с площадью 1 983 м2 (угловые координаты: №) и участок № с площадью 2 827 м2 (угловые координаты: №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья ___________________М.С. Хафизов
Решение вступило в законную силу «___»___________2024 года
Судья ___________________М.С. Хафизов