Дело №2а-3050/2024
73RS0001-01-2024-003843-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска
в составе судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Макаровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия,
установил:
прокурор обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал следующее. В ходе проведения совместной проверки, проведенной прокуратурой района и ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что в нарушение требований п.13 ОП ПДД РФ, п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», подп. «а» п.13.2 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) дорожное покрытие по ул.Радищева на участке от дома №82 до дома №120 в г.Ульяновске не соответствует нормативным требованиям, а именно: на нем имеются выбоины вдоль трамвайных пцутей в пределах проезжей части в обоих направлениях шириной от 5 см до 30 см. Бездействие Администрации г.Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, выразившееся в неустранении различных дефектов дороги по ул.Радищева в г.Ульяновске, привело к необеспечению безопасности дорожного движения и непринятию исчерпывающих мер, предусмотренных законодательством, по сохранению жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Прокурор просит суд обязать Администрацию г.Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на вышеуказанном участке автомобильной дороги в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасин О.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г.Ульяновска и заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г.Ульяновска Данилушкина А.В. в судебном заседании пояснила, что работы будут выполнены до 15.10.2024.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Дорремстрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5 ст.3 Закона №257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закона № 257-ФЗ).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.16 Закона №257-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – ОП ПДД РФ).
Согласно п.13 ОП ПДД РФ должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утверждён Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с подп. «а» п.13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог ТР ТС 014/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
В ходе проведения совместной проверки, проведенной прокуратурой района и ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что в нарушение требований п.13 ОП ПДД РФ, п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, подп. «а» п.13.2 ст.3 ТР ТС 014/2011 дорожное покрытие по ул.Радищева на участке от дома №82 до дома №120 в г.Ульяновске не соответствует нормативным требованиям, а именно: на нем имеются выбоины вдоль трамвайных путей в пределах проезжей части в обоих направлениях шириной от 5 см до 30 см.
Несоответствие дорожного покрытия нормативным требованиям, наличие выбоин вдоль трамвайных путей в пределах проезжей части в обоих направлениях шириной от 5 см до 30 см создаёт угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Указанное административным ответчиком не опровергнуто.
Доказательства того, что на дату рассмотрения дела устранены дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на вышеуказанном участке автомобильной дороги, в материалы дела не представлены.
Суд считает, что требование прокурора о возложении на Администрацию г.Ульяновска обязанности устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на вышеуказанном участке автомобильной дороги подлежит удовлетворению. При этом суд считает, что указанная обязанность должна быть выполнена ответчиком в двухмесячный срок с даты вступления решения в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным для выполнения ответчиком данной обязанности.
Учитывая изложенное, требования прокурора являются обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
решил:
административный иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на участке автомобильной дороги по ул.Радищева от дома №82 до дома №120 в г.Ульяновске.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение изготовлено 26.07.2024.