Дело №
18RS0023-01-2023-000087-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2023 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е. В.,
при секретаре Лушниковой А.С.,
с участием истца Лазаревой О. В., представителя ответчика, Меньковой М. В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении периодов работы в льготный стаж и признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении периодов работы в льготный стаж и признании права на досрочную пенсию. Заявленные требования обосновывает тем, что 08.11.2022 года, она обратилась в Отделение Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по УР (далее - Отделение Пенсионного Фонда, ответчик) с заявлением о назначении ей как педагогическому работнику пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что мною выработан необходимый двадцатипятилетний специальный педагогический стаж. 14.11.2022 года Отделением Пенсионного Фонда вынесено решение № об отказе в назначении ей пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего стажа, по подсчетам ответчика мой специальный педагогический стаж на 31.12.2021 составил 24 года 1 месяц 19 дней. При подсчете его льготного стажа УПФ из него исключены некоторые периоды работы, в том числе период работы в должности воспитателя: с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года (всего 8 месяцев 14 дней). В указанный спорный период она работала воспитателем с нагрузкой 30 часов в неделю. Действительно, норма рабочего времени в указанные периоды составляла 36 часов в неделю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». В период действия указанного Постановления № она как работник не могла установить иной режим работы и выполняла условия трудового договора, в том числе установленную ей работодателем тридцатичасовую норму рабочего времени. Необходимо учесть и то, что оплата труда работодателем в указанный период производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов в неделю, соответственно и перечисления по социальному и пенсионному страхованию производились в полном объеме, за 36 часов. Все эти обстоятельства не должны влиять на объем её пенсионных прав. При включении спорного периода в её специальный педагогический стаж, он составит по её подсчетам на дату обращения 25 лет 09 месяцев 11 дней. Соответственно, 25-летний стаж она выработала 27.01.2022 года. Просит признать незаконным Решение Отделения Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по УР от 14.11.2022 года № в части исключения спорного периода. Обязать ответчика включить в её специальный педагогический стаж, необходимый для назначения мне досрочной трудовой пенсии период работы воспитателем с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года (всего 8 месяцев 14 дней). Обязать ответчика признать её право на досрочную страховую пенсию по старости с 27.01.2022 года, когда её стаж составил 25 лет. Обязать ответчика возместить ей расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что в Удмуртской Республике Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № норма педагогической нагрузки указанной категории педагогических работников была снижена до 30 часов в неделю. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 года № (вступившего в силу с 18.04.2003 г.) установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям дошкольных образовательных учреждений 36 часов в неделю (пункт 3 абзац 5 настоящего Постановления). Поскольку до 18.04.2003 года на федеральном уровне отсутствовал нормативный документ, устанавливающий норму педагогической нагрузки, периоды работы воспитателей до 18.04.2003 г. могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости при условии выполнения нормы педагогической нагрузки 30 часов в неделю. Начиная с 18.04.2003 года, для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, воспитателям дошкольных образовательных учреждений необходимо выполнять норму педагогической нагрузки не менее 36 часов в неделю. В связи со сложившейся ситуацией, данная информация была доведена до Министерства народного образования Удмуртской Республики, которое должно было проинформировать подведомственные районные Центры дошкольного образования и воспитания или дошкольные образовательные учреждения, а также принять меры по решению данного вопроса. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица педагогическая нагрузка Лазаревой О.В. в спорный период работы составляла 0,83 ставки от нормы выработки рабочего времени (1,0 ставка). В связи с чем, при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанный период был исключен из льготного стажа. Сам работодатель при сдаче индивидуальных сведений в отношении истицы не оценивал указанные периоды как педагогическую деятельность, выполненную за ставку заработной платы. Спорный период с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года исключен из подсчёта специального педагогического стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике с исковыми требованиями Лазаревой О.В., предъявляемыми к ОСФР по УР, не согласно и считает решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости № законным и обоснованным. Просит отказать Лазаревой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований.
Определением от 30.01.2023 года произведена замена стороны ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Истец Лазарева О. В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, Менькова М.В., исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
08.11.2022 года Лазарева О.В. обратилась в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики за № от 14.11.2022 года Лазаревой О.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату 31.12.2021 года, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 24 года 01 месяцев 19 дней, вместо требуемых 25 лет. В педагогический стаж не был включен период с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года, так как не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Считая указанные решения незаконным, Лазарева О.В. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (далее ФЗ «О страховых пенсиях») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии. В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8), величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 08.11.2022 года.
Суд считает, что спорный период подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, Лазарева О.В. с 15.09.1992 года по 15.02.2008 года работала воспитателем в МБДОУ детский сад №.
Период работы истца в должности воспитателя в МБДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года подлежал включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорного периода по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю, суд считает необоснованными. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, начиная с 01.09.2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).
Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31.01.2000 года и 31.03 2000 года), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов, что подтверждается представленными истцом тарификационными списками, лицевыми счетами.
Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258 принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.
Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258 подлежит применению на территории УР.
Учитывая изложенное, оспариваемый истцом период работы с 18.04.2003 года по 31.12.2003 года подлежит включению Лазаревой О.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, даже при включении истцу спорного периода в льготный стаж (всего 8 месяцев 14 дней), с учетом признанного ответчиком периода на 31.12.2021 года 24 года 1 месяц 19 дней, общий стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составит на дату обращения 25 лет 08 месяцев 10 дней.
Следовательно, с учетом положений Приложения № 7 к Закону № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 года №350-ФЗ, у истца не возникает право на назначение пенсии с момента обращения за ней, с 08.11.2022 года.
Так, в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ возникновение права лица на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности законодатель связывает с наличием необходимого специального стажа, дающего право на назначение указанной пенсии.
В настоящем случае 25-летний стаж педагогической деятельности выработан истицей 27.02.2022 года. Соответственно, предусмотренное положениями ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ отложенное право выхода на пенсию через 48 месяцев после возникновения права на указанную пенсию следует исчислять с указанной даты, т.е. с 27.02.2022 года, поскольку исчисление указанных отложенных сроков назначения пенсии законодателем определено с момента возникновения права на данную пенсию.
С учетом изложенного, исковые требования Лазаревой О. В. о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с 27.01.2022 года удовлетворению не подлежат.
Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. Согласно части первой статьи 98 и статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца 300 рублей государственной пошлины подтверждены чеком-ордером от 29.11.2022 года. Следовательно, с ответчика подлежат взысканию 300 рублей в возмещение понесенных судебных расходов истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ 14.11.2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 18.04.2003 ░░░░ ░░ 31.12.2003 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 07 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.