Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000632-95
Производство №2-321/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серик Г.И. к Дёмину Г.А., Леоновой В.В., Дуданцу В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Серик Г.И., действуя через представителя по доверенности Максимову Н.А., обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Дёмину Г.А., Леоновой В.В., Дуданцу В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением.
В обоснование иска указала на то, что на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 08 июля 2023 года она приобрела у Дёмина Г.А. жилой дом по адресу: ..., право собственности на который зарегистрировано за нею 12 июля 2023 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Как следует из адресной справки от 01 июля 2023 года, к моменту подписания договора купли-продажи в доме были зарегистрированы: Дёмин Г.А., ... года рождения, Леонова В.В., ... года рождения, Дуданец В.В., ... года рождения, которые в соответствии с пунктами 13 и 14 указанного договора купли-продажи фактически в спорном жилом доме не проживали, не сохранили право пользования жилым домом и были обязаны сняться с регистрационного учета в течение 9 рабочих дней со дня подачи договора на государственную регистрацию. Однако данное обязательство ответчиками не выполнено, никто из них не снялся с регистрационного учета в добровольном порядке, чем нарушил обязательства продавца по договору купли-продажи, а также права истца, как собственника жилого помещения. Данные граждане давно и добровольно покинули жилой дом, проживают где-то в иных местах, жилое помещение свободно от проживания и личных вещей ответчиков. Поэтому, руководствуясь п.1 ст.292, ст.304 Гражданского кодекса РФ, ст.35, ч.3 ст.83 Жилищного кодекса РФ, п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года, просила суд признать Дёмина Г.А., Леонову В.В., Дуданца В.В. утратившими право пользования жилым домом по адресу: ...
В судебное заседание истец Серик Г.И., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по существу, не явилась, воспользовалась правом ведения дела через своего представителя.
Представитель истца Максимова Н.А., извещенная о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также в отсутствие истца, где также указала, что поддерживает исковые требования в полном объеме.
Сведения о надлежащем извещении ответчиков Дёмина Г.А., Леоновой В.В., Дуданца В.В. о времени и месте проведения судебного заседания отсутствуют, судебную корреспонденцию, направленную им заказными письмами с уведомлением о вручении по адресу их регистрации в с...., ответчики не получили; судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почтовой связи об «истечении срока хранения».
В материалах дела имеются адресные справки, предоставленные МП МО МВД России «Бежаницкий» от 31 октября 2023 года и 20 ноября 2023 года, согласно которым Дёмин Г.А., ... года рождения, Леонова В.В., ... года рождения, Дуданец В.В., ... года рождения, зарегистрированы по месту жительства по адресу: ... (л.д.30, 38, 39).
Назначенный определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 13 декабря 2023 года в порядке ст.50 ГПК РФ в качестве представителя ответчиков, место жительства которых неизвестно и представитель у которых отсутствует, адвокат Бежаницкого филиала Псковской областной коллегии адвокатов Данилов В.Ф. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по существу, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать, поскольку не исключает, что отъезд его доверителей является временным, что на основании ст.71 ЖК РФ не влечет за собой изменений их прав и обязанностей; кроме того, указал, что в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о наличии у ответчиков другого жилья, а также сведения о том, что они добровольно его покинули, и не чинились ли им препятствия пользования жилым помещением со стороны других лиц.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз.2 п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 разъяснено, что ст.165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчиков заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении ответчиков судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения (ч.2 ст.117 ГПК РФ). Осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя. Таким образом, ответчики несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу их регистрации, а также риск отсутствия по такому адресу, поэтому сообщения, доставленные по адресу регистрации граждан, считаются полученными лицами, которым они адресованы, даже если они не находятся по указанному адресу.
Представитель третьего лица, МО МВД России «Бежаницкий», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился; предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, её представителя, представителей ответчиков и третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ, а также ответчиков Дёмина Г.А., Леоновой В.В., Дуданца В.В. при наличии у них представителя.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим жилищные правоотношения в Российской Федерации, является Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), вступивший в силу с 1 марта 2005 года.
На основании статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
Частью 2 статьи 292 ГК РФ установлено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Таким образом, исходя из смысла указанных правовых норм, переход права собственности на жилое помещение к новому собственнику является основанием для прекращения права пользования прежнего собственника, а также членов его семьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от 08 июля 2023 года, заключенному между Дёминым Г.А. и Серик Г.И., Дёмин Г.А. обязался передать в собственность, а Серик Г.И. обязалась принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора следующее имущество: земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ..., площадью 5000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства; жилой дом с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: ..., общей площадью 456 кв.м., расположенный на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером ... В силу п.п.4, 6, 9 договора по соглашению сторон вышеуказанные земельный участок и жилой дом продаются за 500000 рублей, в том числе жилой дом – за 375000 рублей, земельный участок – за 125000 рублей; указанную сумму в размере 500000 рублей покупатель выплатит продавцу в течение одного часа после подписания и подачи настоящего договора на государственную регистрацию; договор имеет силу передаточного акта. Согласно п.13 договора указанный жилой дом продается свободным от проживания в нем третьих лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования данным жилым домом (л.д.19-21).
Кроме того, из п.п.14, 15 указанного договора купли-продажи следует, что все лица, зарегистрированные в отчуждаемом жилом доме, включая продавца, а именно: Дёмин Г.А., ... года рождения, Леонова В.В., ... года рождения, и Дуданец В.В., ... года рождения, на дату заключения настоящего договора в жилом доме фактически не проживают, не сохраняют право пользования жилым домом и земельным участком после их приобретения покупателем и обязаны сняться с регистрационного учета по данному адресу в течение 9 рабочих дней со дня подачи настоящего договора на государственную регистрацию. Жилой дом будет освобожден от личных вещей продавца в течение 2 дней со дня подписания настоящего договора (л.д.20).
Право собственности истца Серик Г.И. на жилой дом с кадастровым номером ..., площадью 456 кв.м., с местоположением: ..., подтверждается также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и зарегистрированных правах, предоставленной Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по ... краю 11 ноября 2023 года за №..., где указаны номер государственной регистрации права – ..., дата государственной регистрации права – 12 июля 2023 года (л.д.27-29).
Согласно адресным справкам, выданным МП МО МВД России «Бежаницкий» 01 июля 2023 года за №б/н, 31 октября 2023 года за №33/7344 и 20 ноября 2023 года за №33/7837, в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., зарегистрированы по месту жительства следующие граждане: Дёмин Г.А., ... года рождения, - с 06 января 1993 года; Леонова В.В., ... года рождения, - с 30 марта 1993 года; Дуданец В.В., ... года рождения, - с 29 марта 1993 года рождения (л.д.22, 30).
На основании пункта 11 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Анализируя вышеперечисленные обстоятельства, суд считает установленным, что Серик Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... при этом, право собственности истца на указанный объект недвижимого имущества перешло к ней на законных основаниях в соответствии с заключенным между ней и прежним собственником договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от 08 июля 2023 года и зарегистрировано в установленном законом порядке 12 июля 2023 года.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, в принадлежащем Серик Г.И. жилом доме, расположенном по адресу: ..., до настоящего времени зарегистрированы ответчики Дёмин Г.А., Леонова В.В. и Дуданец В.В., которые членами семьи нового собственника жилого помещения, в том числе бывшими, не являются, между истцом и ответчиками отсутствует какое-либо соглашение о пользовании ответчиками спорным жилым помещением. Кроме того, в соответствии с п.14 вышеуказанного договора купли-продажи ответчики обязаны были сняться с регистрационного учета по данному адресу в течение 9 рабочих дней со дня подачи договора на государственную регистрацию. При таких обстоятельствах, в силу приведенных выше норм материального права, после перехода права собственности на спорный жилой дом к истцу, у ответчиков отсутствуют какие-либо законные основания пользования этим имуществом. Между тем, их регистрация в указанном жилом помещении нарушает права истца, как собственника объекта недвижимости, на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Кроме того, судом установлено, что личных вещей ответчиков в доме истца не имеется, на момент заключения договора купли-продажи в данном жилом помещении ответчики уже не проживали, их выезд из данного жилого дома не носил вынужденный характер, они добровольно выехали из него для проживания по другому месту жительства, расходов по содержанию имущества не несут, какого-либо соглашения между сторонами о порядке пользования жилым помещением не имеется; законных способов разрешения жилищного вопроса путем обращения в суд с заявлением о чинении им препятствий в пользовании жилым домом ответчики не предпринимали. На основании вышеизложенного, суд считает, что ответчики утратили право пользования жилым помещением, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», принудительное снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда. Данная правовая норма закреплена в подпункте «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, где указано, что снятие граждан с регистрационного учета производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
В связи с чем, признание ответчиков утратившими право пользования жилым помещением порождает правовые последствия для дальнейшего снятия их с регистрационного учета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серик Г.И. к Дёмину Г.А., Леоновой В.В., Дуданцу В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать граждан Дёмина Г.А., ... года рождения, уроженца ... (паспорт ...); Леонову В.В., ... года рождения, уроженку ... (паспорт ... Дуданца В.В., ... года рождения, уроженца ... (паспорт ...), утратившими право пользования жилым помещением – жилым домом, расположенным по адресу: ...
Настоящее решение является основанием для снятия граждан Дёмина Г.А., Леоновой В.В., Дуданца В.В. с регистрационного учета по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 27 декабря 2023 года.
...
...
Судья Е.А.Понедельченко