№ 21-82/2024
УИД 38RS0035-01-2023-007758-31
решение
28 марта 2024 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием законного представителя ФИО1, защитников ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на определение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. о возвращении жалобы ФИО1 на постановления по делу об административном правонарушении, в отношении местной религиозной организации «Мусульманская община г. Иркутска»,
установил:
определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. ФИО1 возвращена без рассмотрения жалоба на постановления по делу об административном правонарушении, в отношении местной религиозной организации «Мусульманская община г. Иркутска».
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, законный представитель местной религиозной организации «Мусульманская община г. Иркутска» ФИО1, не соглашаясь с определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г., просит об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного.
Законный представитель местной религиозной организации «Мусульманская община г. Иркутска» ФИО1, защитники ФИО2, ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержали. Настаивали, что при обращении в Октябрьский районный суд предметом обжалования являлся протокол об административном правонарушении, а не постановления административного органа.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав ФИО1, защитников ФИО2, ФИО3, прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены требования, предъявляемые к содержанию жалобы на не вступившие в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении.
При этом по смыслу положений указанной главы судья вправе возвратить жалобу на не вступившие в законную силу постановление и (или) решения (определения) по делу об административном правонарушении в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие ее принятию к рассмотрению.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, указано, что при получении судьей жалобы с недостатками следует исходить из следующего.
Задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, для выполнения судом поставленных задач содержание жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении должно быть таково, чтобы возможно было установить, чьи именно права и каким образом нарушены, волеизъявление лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Отсутствие в жалобе таких данных ведет к невозможности ее рассмотрения.
Из обжалуемого определения судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. следует, что основанием, послужившим для отказа в принятии жалобы ФИО1 к рассмотрению и ее возврата, явилось отсутствие в жалобе сведений об обжалуемом акте, что ведет к невозможности рассмотрения жалобы.
Вывод судьи районного суда является правильным и сомнений не вызывает.
В определении от 28 мая 2013 г. № 777-О Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности (часть 4 статьи 30.2, пункты 1 и 2 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Отсутствие соответствующих материалов, исходя из содержания статей 29.1, 29.4, пунктов 1 и 3 статьи 30.4, части 3 статьи 30.14 и части 3 статьи 30.15 названного кодекса, препятствует рассмотрению по существу дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Следовательно, по смыслу названных законоположений, лицо, обращающееся с жалобой, должно представить материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в частности копию обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, либо указать его реквизиты и орган (должностное лицо) вынесшее данное постановление в тексте жалобы, чтобы судья имел возможность истребовать материалы дела и провести иные подготовительные действия по жалобе.
Возвращая жалобу без рассмотрения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что жалоба ФИО1 не содержит указание на обжалуемое постановление. С данным выводом нельзя не согласиться. Так, в тексте жалобы отсутствует указание на реквизиты обжалуемого постановления (постановлений), сведения о должностном лице, органе, вынесшем обжалуемое постановление (постановления), копия каждого обжалуемого акта к жалобе не приложена, предмет обжалования не определен. В жалобе, поданной в Иркутский областной суд заявитель указывает на обжалование им протокола об административном правонарушения, что также в совокупности с жалобой, поданной в районный суд не позволяет установить волеизъявление заявителя относительно предмета обжалования и его требование.
Изложенное препятствовало выяснению судьей обстоятельств, предусмотренных статьями 30.2, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятию поданной ФИО1 жалобы к рассмотрению и разрешению ее по существу.
Довод жалобы о том, что заявителем обжаловалось не постановления, как о том указал судья районного суда в своем определении, а протокол Номер изъят-АП об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению, поскольку в тексте жалобы, поданной в районный суд, такие требования не содержались, указание на протокол Номер изъят-АП в жалобе, поданной в районный суд, отсутствует, как и требование об его отмене.
Статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на обжалование гарантируется в отношении итоговых процессуальных решений - постановления по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают подачу лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельной жалобы на указанный процессуальный документ; однако это не лишает данное лицо права по результатам ознакомления с протоколом об административном правонарушении представить свои объяснения и замечания по его содержанию, а при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении (статьи 30.1, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) - привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении, которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы.
Кроме того статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность обжалования нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях посредством подачи одной жалобы, как это сделано заявителем ФИО1 в жалобе, поданной в районный суд. На каждое постановление, которым заканчивается рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, подается отдельная жалоба, которая рассматривается в самостоятельном производстве.
Таким образом, определение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. о возвращении жалобы вынесено судьей районного суда в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом фактических обстоятельств, установленных в рамках выполнения требований, предусмотренных статьей 30.4 названного кодекса.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░