Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-654/2023 ~ М-464/2023 от 21.04.2023

Дело № 2-652/2023                    Мотивированное решение составлено 12.07.2023

УИД 51RS0006-01-2023-000641-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                                                                                      6 июля 2023 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Прониной Е.А.,

при секретаре Александровой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №.... имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова», администрации муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации зданий и сооружений,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, мотивируя требования тем, что в результате проведенной в октябре 2022 года проверки деятельности МБОУ «СОШ №....» на предмет исполнения требований законодательства об образовании в Российской Федерации, при эксплуатации зданий и сооружений, были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии эксплуатационного контроля за техническим состоянием здания МБОУ «СОШ №....» ответственными лицами, а именно в установленные сроки не произведено обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций. С учетом уточнений, просит возложить на МБОУ «СОШ №....» обязанность организовать обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, согласно требованиям, установленным п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от <дд.мм.гггг> №....-ст, с привлечением специализированных организаций, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложить на администрацию муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией и управление образования администрации <адрес> обязанность по обеспечению финансирования МБОУ «СОШ №....» на осуществление указанных мероприятий по обследованию технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> П.К.И. уточненные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчиков – администрации <адрес> и управления образования администрации <адрес> К,С.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам представленных письменных возражений, указывая на то, что расходы на оплату обследования здания образовательного учреждения в бюджет муниципального округа на 2023 год не заложены. Согласно утвержденному Управлением образования Плану проведения обследования технического состояния образовательных учреждений, для учреждения запланированы мероприятия по подготовке к проведению капитального ремонта, что означает необходимость проведения комплексного технического обследования здания, при котором также проводятся процедуры по обследованию технического состояния инженерного оборудования, электрических сетей и средств связи, обследование ограждающих конструкций, их теплотехнические показатели, в связи с чем, считает нецелесообразным проведение технического обследования здания, т.к. в дальнейшем для установления состава и объема работ по капитальному ремонту будет необходимо осуществлять комплексное обследование.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №....» в судебном заседании участия не принимал, извещен, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.

Пунктом 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений изложены в статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч. 7 ст. 55.24 ГрК РФ).

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384–ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – Федеральный закон № 384–ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 384–ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Согласно п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.

По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт <дд.мм.гггг> указанного ГОСТ).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ №....» осуществляет деятельность в сфере образования на основании лицензии от <дд.мм.гггг>, выданной Министерством образования и науки <адрес>, а также иную деятельность, предусмотренную уставом Учреждения.

Основная деятельность Учреждения осуществляется с использованием здания, расположенного по адресу: <адрес>, н.п. 27 км железной дороги Мончегорск-Оленья, <адрес>, которое находится в муниципальной собственности и закреплено за МБОУ «СОШ №....» на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава МБОУ «СОШ №....» утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дд.мм.гггг> №.... (далее – Устав), учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ №....» является муниципальное образование <адрес> с подведомственной территорией, функции и полномочия которого осуществляет администрация <адрес>, а также в лице управления образования администрации <адрес>.

Согласно пункту 5.24 Устава, Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Учреждения.

Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено нарушение МБОУ «СОШ №....» положений Закона №273-ФЗ, выразившееся в том, что техническое обследование эксплуатируемого здания в установленном порядке и срок учреждением не проводилось.

<дд.мм.гггг> прокуратурой <адрес> в адрес руководителя МБОУ «СОШ №....» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства при эксплуатации зданий и сооружений.

Руководителем МБОУ «СОШ №....» прокурору сообщено о рассмотрении указанного представления и его результатах, в том числе, о направлении начиная с 2020 года ходатайств в Управление образования администрации <адрес> о выделении денежных средств на выполнение работ по обследованию технического состояния здания с привлечением специализированных организаций.

На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены, ни техническое обследование здания образовательного учреждения, ни комплексное обследование здания в целях установления состава и объема работ по капитальному ремонту не проведены, денежные средства для финансирования указанных мероприятий из средств муниципального бюджета не выделены.

Согласно разработанному и утвержденному Управлением образования Плану проведения обследования технического состояния образовательных учреждений, на период с 2023 по 2025 гг., для МБОУ «СОШ №....» запланированы мероприятия по подготовке к проведению капитального ремонта.

Анализ положений ст. ст. 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что бремя содержания имущества наравне с правомочиями по его использованию и владению им передается собственником в компетенцию оперативного управляющего такого имущества.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ от <дд.мм.гггг> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

    Согласно статье 44 Устава муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, принятого решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией от <дд.мм.гггг> №...., администрация города является исполнительно-распорядительным органом <адрес>, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>.

Таким образом, выполнение образовательным учреждением мероприятий по обследованию технического состояния здания возможно лишь при выделении соответствующих денежных средств учредителем образовательного учреждения. Принимая во внимание, что администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом <адрес>, в силу Федерального закона №131-ФЗ обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – управление образования, являющееся главным распорядителем средств бюджета для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания на администрацию <адрес> и управление образования администрации <адрес>.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит обязать ответчиков совершить определенные действия течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, суд полагает необходимым установить ответчикам следующие сроки: для финансирования – до <дд.мм.гггг>, для организации обследования технического состояния эксплуатируемого МБОУ «СОШ №....» здания - до <дд.мм.гггг>.

При установлении указанных сроков суд принимает во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывает возражения в этой части представителя ответчиков, необходимость включения расходов на финансирование указанных мероприятий в бюджет муниципального округа, проведения закупочных процедур, и в дальнейшем, с учетом количества поданных прокурором исков, организации образовательным учреждением мероприятий по обследованию занимаемого здания с привлечением специализированных организаций, считая такой срок достаточным и разумным, с учетом установленной законом необходимости технического обследования эксплуатируемого образовательным учреждением здания, в целях обеспечения в соответствии с установленными нормами безопасных условий обучения, вне зависимости от планируемого проведения капитального ремонта здания и связанного с ним комплексного обследования, в отсутствие установленных сроков их проведения.

При установленных по делу обстоятельствах, в отсутствие представления ответчиками доказательств фактического проведения мероприятий по подготовке спорного здания к проведению капитального ремонта, и связанного с ним комплексного обследования, которые подлежали бы оценке судом, суд считает необоснованным довод ответчиков о нецелесообразности проведения требуемого технического обследования здания, и не освобождающим ответчиков от обязанности провести техническое обследование здания, эксплуатируемого образовательным учреждением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №.... имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова», администрации муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации зданий и сооружений, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией, Управление образования администрации <адрес> в срок до <дд.мм.гггг> обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №.... имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова» на осуществление мероприятий по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, н.п. 27 км железной дороги Мончегорск-Оленья, <адрес>, с привлечением специализированных организаций.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №.... имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова» в срок до <дд.мм.гггг> провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с привлечением специализированных организаций.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 Е.А. Пронина

2-654/2023 ~ М-464/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поокурор г.Мончегорска
Ответчики
Администрация г.Мончегорска
Управление образования
МБОУ "Средня общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением английского языка"
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Пронина Елена Анзоровна
Дело на сайте суда
mon--mrm.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Дело оформлено
21.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее