№ 2-1994/2023
64RS0047-01-2023-001748-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
при участии представителя истца Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры – старшего помощника прокурора Уркаева О.О., действующего на основании доверенности от <дата> года,
представителя ответчика ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» – Маловой Е.Г., действующей на основании доверенности от <дата> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора, об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что в ходе анализа исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» выявлены нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения Кутулукского водохранилища, расположенного около <адрес>. При изучении акта внеплановой выездной поверки Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора от <дата> № прокуратурой установлено, что учреждением допущены факты эксплуатации гидротехнического сооружения, не обеспечивающего его безопасность, а именно: на плитах крепления напорного откоса в зоне переменного уровня воды имеются участки с разрушением защитного слоя бетонной поверхности с оголением рабочей арматуры, нарушена целостность межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды. <дата> прокуратурой в адрес директора Самарского филиала ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» внесено представление. До настоящего времени выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений не устранены. На основании изложенного с учетом уточнения исковых требований истец просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения Кутулукского водохранилища путем проведения мероприятий по восстановлению целостности межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды. В уточнениях заявленных требований указано, что разрушение защитного слоя бетонной поверхности с оголением рабочей арматуры указанного гидротехнического сооружения в ходе рассмотрения дела ответчиком устранены, в связи с чем в этой части истец заявлены требования не поддерживает в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком.
Представитель истца Уркаев О.О., в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом их уточнения поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Малова Е.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила суду, что на данные работы не предусмотрено финансирование в текущем году, поэтому просит предоставить больший срок для устранения нарушений.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
Приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 года № 811/пр «Об утверждении СП 58.13330.2019 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения» утверждены общие требования безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Как установлено в судебном заседании, в оперативном управлении ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» находится гидротехническое сооружение Кутулукского водохранилища, расположенные около <адрес>, отнесенное ко 2 классу.
В ходе выездной внеплановой проверки Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора от <дата> № установлено, что учреждением допущены факты эксплуатации гидротехнического сооружения, не обеспечивающего его безопасность, а именно на плитах крепления напорного откоса в зоне переменного уровня воды имеются участки с разрушением защитного слоя бетонной поверхности с оголением рабочей арматуры, нарушена целостность межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды (л.д. 7-8).
Прокуратурой в адрес директора Самарского филиала ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» внесено представление от <дата> об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность гидротехнических сооружений (л.д. 10-11).
Согласно ответу на представление ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» от <дата> характер разрушений гидротехнического сооружения Кутулукского водохранилища в соответствии с Градостроительным кодексом РФ подпадает под определение капитального ремонта, проведение которого не входит в объемы работ по выполнению государственного задания. Устранение данного нарушения требует значительного количества времени и финансирование в размере не менее 3 000 000 рублей. Управлением проведено комиссионное обследование с составлением дефектных ведомостей, актов обследования технического состояния гидротехнических сооружений, составляется проектно-сметная документация, готовится заявка на выделение субсидии для проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений (л.д. 12-14).
Как следует из справки старшего помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора от <дата> повреждения плит крепления устранены, проведена отсыпка основания глиной и щебнем с послойным уплотнение, проведена укладка и вязка арматуры на верхнем откосе, завершены работы по бетонированию вскрытых участков крепления откоса, нарушения в части изоляции межшовного пространства плит крепления верхнего откоса земляной плотины не устранены.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела устранены разрушения защитного слоя бетонной поверхности с оголением рабочей арматуры указанного гидротехнического сооружения, в связи с чем в этой части истец заявлены требования не поддерживает в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком.
Однако, не устранено нарушение в содержании защитного сооружения в виде нарушения целостности межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз», об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнического сооружения Кутулукского водохранилища путем проведения мероприятий по восстановлению целостности межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения судебного решения – до <дата>, поскольку ответчик является бюджетным учреждением, на текущий год денежные средства на устранение указанных нарушений не выделены, в следующей году устранение нарушений невозможно в зимний период.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры (ИНН №) в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» (ИНН №) об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» до <дата> обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения Кутулукского водохранилища путем проведения мероприятий по восстановлению целостности межплиточных швов напорного откоса в зоне переменного уровня воды.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская
Мотивированное решение суда по делу изготовлено 31 июля 2023 года.
Судья подпись П.А. Замотринская