Гр. дело №2-2742/2023
78RS0005-01-2022-014168-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 26 декабря 2023 года
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего - судьи Максимовой Т.А.,
при секретаре Воробьевой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Кутиловой М.Г., Кутиловой Е.В., Калешкину В.А., Позднеевой Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Позднеевой Н.В., Гулиевой М.С.к., Гулиеву А.И.о., Гулиеву Э.А., Гулиевой Э.А. о приведении помещения в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Кутиловой М.Г., Кутиловой Е.В., Калешкину В.А., Позднеевой Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Позднеевой Н.В., Гулиевой М.С.к., Гулиеву А.И.о., Гулиеву Э.А., Гулиевой Э.А. о приведении помещений, расположенных в 59-комнатной квартире по адресу: <адрес>, по истечении 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в первоначальное состояние. В обоснование заявленных требований указано, что в январе 2022 года в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступила информации о наличии перепланировки в квартире <адрес>. 12.05.2022 Межведомственной комиссией администрации Калининского района Санкт-Петербурга установлено, что в квартире № по указанному выше адресу осуществлена перепланировка: в помещении № заложен несущий проем, установлено сантехническое оборудование; проем между помещениями №№№ заложен, организован новый; в помещении № демонтирована плита. В адрес ответчиков 19.05.2022 и 17.08.2022 направлялись уведомления об устранении перепланировки. 15.08.2022 и 17.10.2022 доступ в жилое помещение с целью проведения проверки на наличие перепланировки истцу предоставлен не был, проектная документация на перепланировку в жилом помещении в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга не представлена, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Ответчики Гулиева М.С.к., Гулиева Э.А., представитель ответчиков Гулиевой М.С.к., Гулиевой Э.А., Гулиева Э.А. – Мелешко В.Д., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, против удовлетворения требований возражали по доводам, изложенным в письменной позиции, факт проведения перепланировки в отсутствие на то соответствующей документации не оспаривали.
Иные ответчики, извещенные о дате времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции по месту регистрации, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении, возражений по заявленным требованиям не представили, ответчик Гулиев Э.А. просил рассматривать дело в свое отсутствие, судебная корреспонденция, направленная по месту регистрации, ответчиками не получена, возвращена в суд за истечением срока хранения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.
Информация о движении дела размещена на сайте суда, в связи с чем, стороны имеют возможность получить информацию о рассмотрении дела.
Учитывая ст.ст.10, 35 ГПК РФ, а также тот факт, что очередное отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному нарушению прав других участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие извещенных в соответствии со ст.165.1 ГК РФ лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав ответчиков и их представителя, оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчикам Кутиловой М.Г. и Калешкину В.А. в пользование предоставлено жилое помещение – одна комната площадью 12,70 кв.м. в 59-комнатной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от 12.09.2011.
Ответчикам Кутиловой Е.В., Позднеевой Н.В. и несовершеннолетней ФИО1 на основании договоров передачи жилого помещения в собственность граждан от 13.02.2015, от 13.03.2019 принадлежит жилое помещение – две комнаты общей площадью 31,90 кв.м. (18,80 кв.м. + 13,10 кв.м.) в 59-комнатной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>.
Ответчикам Гулиевой М.С.к., Гулиеву Э.А., Гулиевой Э.А. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 22.12.2014, договора от 25.10.2018 принадлежит жилое помещение – четыре комнаты общей площадью 57,10 кв.м. (12,90 кв.м. + 19,20 кв.м. + 13,20 кв.м. + 13,20 кв.м.) в 59-комнатной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>.
Ответчик Гулиев А.И.о. является членом семьи собственников жилого помещения по вышеуказанному адресу, получил право пользования двумя комнатами площадью 13,20 кв.м. каждая на основании договора социального найма № от 21.02.2018.
Актом от 12.05.2022 обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> помещения №№, произведенного третьим лицом СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга», выявлен факт осуществления ответчиками перепланировки: в помещении № заложен несущий проем, установлено сантехническое оборудование; проем между помещениями №№№ заложен, организован новый; в помещении № демонтирована плита.
19.05.2022 в адрес ответчиков направлены уведомления об устранении перепланировки.
15.08.2022 представителем СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» произведен выход в спорный адрес, доступ в помещения №№№ не был предоставлен, принято решение о направлении повторного уведомления об устранении самовольного переустройства и (или) переоборудования.
17.08.2022 в адрес ответчиков направлено повторное уведомление о необходимости устранения перепланировки путем приведения помещения в первоначальное состояние, а также о проведении проверки жилого помещения 17.10.2022.
В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации (п.1.10 указанных Правил).
Согласно п.1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров; установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
В соответствии со ст.17 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Статья 20 ЖК РФ предусматривает, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.26, ст.28 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 №493 "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок является в том числе, соблюдение гражданами требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Исходя из положений п.6 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 №1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" предусмотрено, что задачами администрации являются, в том числе: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка на территории района (п.2.1.1), участие в проведении государственной жилищной политики Санкт-Петербурга (п.2.4.2), обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга на территории района (п.2.7.6), определения порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (п.3.4.10).
Согласно п.2.2 Положения, Комиссия осуществляет работу на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органа, уполномоченного на проведение регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля возложено не только на Государственную жилищную инспекцию, но и отнесено к полномочиям администраций районов Санкт-Петербурга. При этом предусмотренные законом полномочия Государственной жилищной инспекции не исключают и компетенцию межведомственной комиссии администрации района по проведению обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок, поскольку администрация обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, поскольку производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на его дальнейшую эксплуатацию.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из представленных истцом документов, подтверждающих факт самовольного переустройства (перепланировки) ответчиками переданных им в пользование на основании договора социального найма жилых помещений, а также находящихся в собственности жилых помещений, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, в связи с чем приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований о приведении жилого помещения в прежнее состояние в соответствии с поэтажным планом, поскольку сведения о получении ответчиками согласования на проведение переустройства (перепланировки), выявленной на основании акта обследования от 12.05.2022, материалы дела не содержат и ответчиками не представлены.
Доводы ответчиков о том, что переустройство произведено с целью улучшения условий проживания, а также о том, что на переустройство получено согласие иных жильцов, переустройством не нарушены нормы СП 54.13330.2016 не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку для осуществления переустройства (перепланировки) законодателем предусмотрен специальный порядок согласования такого переустройства органами исполнительной власти с целью обеспечения прав иных собственников и нанимателей жилого помещения, а также с целью обеспечения условий проживания и пользования жилым помещением с соблюдением требований действующего законодательства. С учетом изложенного, доводы ответчиков подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга – удовлетворить.
Обязать Кутилову М.Г. (паспорт: №), Кутилову Е.В. (паспорт: №), Калешкина В.А. (паспорт: №), Позднееву Н.В. (паспорт: №), несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законного представителя Позднеевой Н.В. (паспорт: №), Гулиеву М.С.к. (паспорт: №), Гулиева А.И.о. (паспорт: №), Гулиева Э.А. (паспорт: №), Гулиеву Э.А. (паспорт: №) привести жилое помещение – квартиру <адрес> в прежнее состояние в соответствии с поэтажным планом, в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
Решение принято в окончательной форме 10 января 2024 года.