Судья: Никонова Л.Ф. гр. дело №33-9639/2022
(номер дела суда первой инстанции 2-566/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ереминой И.Н.,
судей – Пинчук С.В., Житниковой О.В.,
при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора - Пижамовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Самарской области на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 30 мая 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах несовершеннолетней Мишук В.И., удовлетворить.
Обязать ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» выписывать Мишук В.И. рецепты на бесплатное получение тест- полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 2 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.
Обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить получение Мишук В.И. тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 2 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., пояснения представителя Министерства управления финансами Самарской области – Инкиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя истца прокурора г. Жигулевск Самарской области – прокурора Пижамовой О.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Жигулевска, действующий в интересах несовершеннолетней Мишук В.И., 10.05.2010 года рождения, обратился в суд с иском к ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница», Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница».
Несовершеннолетняя Мишук В.И., 2010 года рождения наблюдается в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» с диагнозом Сахарный диабет 1 типа, тяжелый, в связи с чем, ей установлена инвалидность категории «ребенок-инвалид».
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» несовершеннолетняя Мишук В.И. получила право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного, Мишук В.И. в 2021 году рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы не менее 4 раз в сутки, а начиная с 29 апреля 2022 года – не менее 2 раз в сутки.
Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.
Соответственно законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.
Из представленного ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» лицевого счета пациента Мишук В.И. следует, что ей в период с 14.09.2021 года по 20.12.2021 год, в том числе выписано 4 упаковки тест-полосок по 50 штук в каждой к системе контроля уровня глюкозы в крови, что явно недостаточно, поскольку, согласно выписному эпикризу Мишук В.И. в 2021 году необходимо было использовать не менее 4 тест-полосок в день.
Таким образом, Мишук В.И. за указанный период 2021 года (по 20.12.2021) должна была быть обеспечена тест-полосками в количестве 392 шт.
При этом выписка рецептов на медицинское изделие – ланцет не осуществлялась.
При указанных обстоятельствах, не обеспечение ребенка-инвалида, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставит его жизнь и здоровье под угрозу, поскольку ограничивает его возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, с учетом уточненных требований, просил обязать Министерство здравоохранения Самарской области организовать обеспечение Мишук В.И., 2010 года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 2 штук в сутки в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи; обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» выписывать Мишук В.И., 2010 года рождения, рецепты для получения тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцеты (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 2 штук в сутки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Самарской области просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела – не применены нормативные правовые акты, подлежащие применению. Ссылается на то, что учреждения здравоохранения, подведомственные министерству, составляют заявку для обеспечения льготных категорий граждан. Ответственность за качество составления заявки возложена на учреждение. Кроме того ссылается на то, что ГКУ СО «Самарафармация», осуществляющее закупку лекарственных препаратов и расходных материалов для льготополучателей, в 2021 году отгружено со склада в ГБУЗ достаточное количество упаковок тест-полосок, что свидетельствует об исполнении Министерством требований законодательства. Указывает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе министерством в обеспечении медицинскими изделиями Мишку В.И., а так же указывают на то, что ланцеты не являются средством диагностики, и могут быть заменены на любое колющее изделие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства управления финансами Самарской области – Инкина Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель истца прокурора г.о. Жигулевск – прокурор Пижамова О.И. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3035-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Вместе с тем согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, на основании изложенного, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями, в т.ч. предназначенными для диагностики.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 290 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Самарской области, согласно которому министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.
В рамках закрепленных предметов ведения министерство здравоохранения Самарской области наделено полномочиями, в том числе, по организации исполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья среди прочего относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы".
Указанная программа предусматривает предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом - всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии (Приложение 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы), а также совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (кроме социально значимой медицинской помощи) (Приложение 2 к Государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы).
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
Судом установлено, что несовершеннолетняя Мишук В.И., 2010 года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена 14.09.2021 года на срок до 11.05.2028 года, состоит на «Д» учете в детской поликлинике ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» с сахарным диабетом 1 типа (л.д.24-26).
Согласно выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного №6205 ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская детская клиническая больница» от 24 июня 2021 года, Мишук В.И., 2010 года рождения, установлен диагноз «сахарный диабет 1 типа, тяжелый». В период с 14 по 24 июня 2021 года экстренно проходила стационарное лечение, при выписке рекомендован самоконтроль гликемии не реже 4 раз в сутки (л.д.20-23).
Как следует из пояснений специалиста врача – детского эндокринолога Гартман И.В., для детей с сахарным диабетом 1 типа в целях самоконтроля, для определения уровня сахара в крови, используются электрохимические приборы –глюкометры с использованием тест-полосок через прокалывание пальца руки скарификатором (ланцетом). По клиническим рекомендациям по ведению детей с сахарным диабетом 1 типа, утвержденным в 2021 году, минимальное количество измерений сахара в крови – 6 раз в сутки. Мишук В.И. в 2021 году было рекомендован самоконтроль гликемии не реже 4 раз в сутки, с 29 апреля 2022 года – не реже 2 измерений в сутки. Кроме того, сообщила, что прокалывание пальца руки для получения капли крови для исследования не ланцетом, а иным способом (иглой и т.п.) несколько раз в сутки повлечет травмирование кожного покрова рук ребенка. Использование системы непрерывного мониторинга уровня сахара в крови требует обязательного дополнительного исследования уровня сахаров с помощью глюкометра.
Вместе с тем, из письменных рекомендаций врача-эндокринолога, следует, что Мишук В.И. с 29.04.2022 года рекомендован самоконтроль гликемии не реже 2 раз в сутки в связи с выдачей системы непрерывного мониторинга уровня сахара в крови (л.д.80, 87).
Из выписок лицевого счета пациента Мишук В.И. за период с 01.10.2021 года по 27.05.2022 год (л.д.19, 53, 54, 88, 89, 133), копий выданных Мишук В.И. рецептов (л.д. 126-132) следует, что за счет федерального источника финансирования в указанный период посредством предоставления через аптеку ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» Мишук В.И. была обеспечена, в том числе тест-полосками к системе контроля уровня глюкозы в крови в общем количестве 15 упаковок по 50 штук, итого – 750 тест-полосок, тогда как согласно приведенных выше рекомендаций, ребенку требовалось обеспечение тест-полосками в количестве 972 шт.:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (227 дн.) – 4 тест-полоски в сутки х227 дней =908 шт.,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (32 дн.) – 2 тест-полоски в сутки х 32 дня =64 шт.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного Мишук В.И., в 2021 году и до ДД.ММ.ГГГГ ей был рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы не реже 4 раз в сутки, с ДД.ММ.ГГГГ - не реже 2 раз в сутки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив отсутствие со стороны ответчика надлежащим образом организации обеспечения ребенка-инвалида Мишук В.И., 2010 года рождения в рекомендованном врачом количеством медицинских изделий тест-полосок в соответствии с медицинскими показаниями, пришел к обоснованному выводу, о том, что невыполнение Министерством здравоохранения Самарской области возложенных на него обязанностей по обеспечению Мишук В.И., бесплатным необходимым медицинским изделием свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь.
Как верно установил суд первой инстанции, Мишук В.И, выписывались рецепты на меньшее количество изделий медицинского назначения – тест-полосок, чем ей требовалось по состоянию здоровья, а предъявление ответчиком в дело рецептов на тест-полоски, выписанных в ходе судебного разбирательства, не опровергает установленных судом первой инстанции обстоятельств о нарушениях прав истца в предшествующие предъявлению иска периоды. Более того, суд указал, что стороной ответчика не было представлено доказательств того, что данные рецепты были выданы законному представителю несовершеннолетней.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего Мишук В.М. бесплатно на период амбулаторного лечения изделиями медицинского назначения в данном случае лежит на Министерстве здравоохранения Самарской области.
Соглашаясь с вышеуказанным выводом суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этих выводов доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, основанные на несогласии ответчика с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств.
В суд апелляционной инстанции по ходатайству представителя истца прокурора г.о. Жигулевск – прокурора Пижамовой О.И. были представлены следующие документы: заявки на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2021-2022 год, схемы лечения, привязанные к заявке, лицевые счета Мишук В.И. за 2021-2022 год, выписной эпикриз на Мишук В.И.
Представленные вышеуказанные документы судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия так же отмечает, что Министерство организует оказание медицинской помощи на территории области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; рассматривает обращения граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Таким образом, инвалид, проживающий на территории Самарской области и страдающий сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение тест-полосок; количество медицинских изделий, необходимых инвалиду, определяет лечащий врач; получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов.
Возлагая обязанность на Министерство здравоохранения Самарской области организовать обеспечение Мишук В.И., 2010 года рождения, расходными материалами - тест-полосками в количестве, исходя из необходимости производить 2 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения, суд первой инстанции исходил из того, что Мишук В.И. обеспечивалась тест-полосками в меньшем объеме, чем ей требовалось, что свидетельствует об обоснованности требований в указанной части.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Мишук В.И. нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты (наконечник к ручке-скарификатору), суд пришел в выводу об обоснованности заявленных требований и в данной части.
С учетом изложенного судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для возложения на министерство обязанности по обеспечению истца необходимых тест – полосок и ланцетов ввиду исполнения Министерством требований законодательства, поскольку последним не доказано обратное.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жигулевского городского суда Самарской области от 30 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: