Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 июля 2024 года
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дашинорбоевой Э.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации муниципального образования "<адрес>" об обязании обеспечить контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений, разработку критериев безопасности, разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение регулярных обследований, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии, обеспечивать направление необходимых документов в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в порядке ст.45 ГПК РФ, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>): обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий; обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях; обеспечивать направление необходимых документов о гидротехнических сооружениях в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений, мотивируя следующим. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений установлено, что в отношении 2 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>» (ИНН 0304002842) (далее - администрация), администрацией муниципального района не приняты меры к обеспечению их безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению деклараций безопасности. Установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>). Вопреки требованиям федерального законодательства в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>) не исполнены вышеперечисленные обязанности.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Забайкальское управление Ростехнадзора, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
В силу статьи 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащений гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
На основании статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственной надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности: II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс – гидротехническое сооружение низкой опасности.
В силу пункта 2 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № формирование и ведение Регистра осуществляет подведомственное Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральное государственное учреждение.
Сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности (пункт 6 Правил).
Судом установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений установлено, что в отношении 2 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>» (ИНН 0304002842) (далее - администрация), администрацией муниципального района не приняты меры к обеспечению их безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению деклараций безопасности, что подтверждается сведениями, представленными МО «<адрес>» в адрес Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не выполнены перечисленные требования закона, что создает угрозу безопасности природных и антропогенных объектов, повышает риски причинения вреда окружающей среде и имуществу, чем нарушает интересы граждан и Российской Федерации.
В силу статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В силу требований ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
В соответствии со ст.204 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>):
обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;
обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечить разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;
заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях;
обеспечивать направление необходимых документов о гидротехнических сооружениях в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Э.В. Дашинорбоева