Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-455/2024 ~ М-413/2024 от 17.06.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                         18 июля 2024 года

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дашинорбоевой Э.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации муниципального образования "<адрес>" об обязании обеспечить контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений, разработку критериев безопасности, разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение регулярных обследований, заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии, обеспечивать направление необходимых документов в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

    Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в порядке ст.45 ГПК РФ, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>): обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий; обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях; обеспечивать направление необходимых документов о гидротехнических сооружениях в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений, мотивируя следующим. Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений установлено, что в отношении 2 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>» (ИНН 0304002842) (далее - администрация), администрацией муниципального района не приняты меры к обеспечению их безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению деклараций безопасности. Установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>). Вопреки требованиям федерального законодательства в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>) не исполнены вышеперечисленные обязанности.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал.

    Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица Забайкальское управление Ростехнадзора, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

    Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.

    В силу статьи 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащений гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

    На основании статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственной надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

    Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности: II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс – гидротехническое сооружение низкой опасности.

    В силу пункта 2 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ формирование и ведение Регистра осуществляет подведомственное Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральное государственное учреждение.

    Сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности (пункт 6 Правил).

    Судом установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся гидротехнические сооружения - Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений установлено, что в отношении 2 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>» (ИНН 0304002842) (далее - администрация), администрацией муниципального района не приняты меры к обеспечению их безопасности, проведению преддекларационных обследований, оформлению деклараций безопасности, что подтверждается сведениями, представленными МО «<адрес>» в адрес Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры.

    Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не выполнены перечисленные требования закона, что создает угрозу безопасности природных и антропогенных объектов, повышает риски причинения вреда окружающей среде и имуществу, чем нарушает интересы граждан и Российской Федерации.

    В силу статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

    Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Кроме того, в соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В силу требований ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении гидротехнических сооружений: Дырестуйская защитная дамба (Дырестуйская дамба обвалования), Зарубинская защитная дамба (Дамба обвалования <адрес>):

обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;

обеспечить оценку безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечить разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;

заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях;

обеспечивать направление необходимых документов о гидротехнических сооружениях в уполномоченный орган государственной власти для внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

                   Судья:                             Э.В. Дашинорбоева

2-455/2024 ~ М-413/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Цивилев Дмитрий Германович
Ответчики
Казарбина Анна Александровна
Администрация муниципального образования "Джидинский район"
Другие
Забайкальское управление Ростехнадзора
Суд
Джидинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Дашинорбоева Эржэна Владимировна
Дело на странице суда
dzhidinsky--bur.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2024Подготовка дела (собеседование)
03.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее