КОПИЯ 16RS0046-01-2023-011456-59
Дело № 5-1572/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 октября 2023 г. г. Казань, ул. Лесгафта, д. 33
Судья Вахитовского районного суда г. Казани М.А. Идрисова, рассмотрев административное дело по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики, ФИО7, ... года рождения, уроженца Сирийской Арабской Республики, иностранный ... выдан 023 февраля 2021 года, без миграционного учета, фактически проживающего по адресу: ...,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Татарстан, 05 октября 2023 года в 09 часов 00 минут по адресу г. Казань, ул. Чехова, д.8/2 установлено, что гражданин Сирийской Арабской Республики, Ассани Н. въехал на территорию России 07 декабря 2022 года по однократной гостевой визе сроком действия с 16 ноября 2022 года по 30 января 2023 года, встал на миграционный учёт по адресу ... до 30 января 2023 года.
Ассани Н. подал документы в УВМ МВД по Республике Татарстан на предоставление временного убежища, в связи с чем, срок действия миграционного учета был продлен до 26 апреля 2023 года. Ассани Н. было отказано в предоставлении временного убежища. После окончания действия миграционного учета, Ассани Н. территорию Российской Федерации не покинул, с 26 апреля 2023 года находится на территории Российской Федерации с нарушением, в связи с чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебноезаседание Ассани Н. явился.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу положений п. 1 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением указанных в данном пункте случаев.
В соответствии с абз. 1 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вина Ассани Н. подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Оснований для освобождения Ассани Н. от административной ответственности не установлено.
При назначении наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, личность виновного, иные обстоятельства дела, а потому считает необходимым назначить наказание Ассани Н. в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
При этом, судья не находит оснований для выдворения Ассани Н. за пределы Российской Федерации в связи со следующим.
Согласно 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Часть 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, которое заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Между тем, оснований полагать, что необходимости в выдворении Ассани Н.за пределы Российской Федерации, не имеется.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела усматривается, что решение УВМ МВД по Республике Татарстан об отказе в предоставлении временного убежище было обжаловано в Вахитовский районный суд города Казани. Решением Вахитовского районного суда города Казани от 28 июня 2023 года, административное исковое заявление Ассани Н. к МВД по Республике Татарстан, заместителю министра внутренних дел по Республике Татарстан Завгородневу А.А., начальнику УВМ МВД по Республике Татарстан Кузнецову А.А. и заместителю начальника ОВГ УВМ МВД по Республике Татарстан Сафиной Э.В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 26 апреля 2023 года, оставлено без удовлетворения.
29 сентября 2023 года апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан, решение Вахитовского районного суда города Казани от 28 июня 2023 года оставлено без изменения.
Узнав о принятом Верховным Судом решении, Ассани Н. обратился в УВМ МВД по Республике Татарстан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и другие).
При изложенных обстоятельствах, с учетом конкретных сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, характера и степени тяжести совершенного административного правонарушения, индивидуальных обстоятельств дела, назначение Ассани Н. наказания в виде административного выдворения за пределы РФ нельзя признать соответствующим целям и принципам назначения наказания, поскольку оно противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать гражданина Сирийской Арабской Республики, ФИО8 ... года рождения, уроженца Сирийской Арабской Республики, иностранный паспорт ... выдан 023 февраля 2021 года, без миграционного учета, фактически проживающего по адресу: город Казань, улица А. Камалеева, дом 12, квартира 107, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей в доход государства без выдворения за пределы Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты штрафа: кор/счет ....
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения через данный суд.
Судья/подпись/
Копия верна
Судья М.А.Идрисова