УИД 91RS0023-01-2023-000010-98
Дело № 2-231/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года пгт. Черноморское
Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кутепова Т.В.
при секретаре судебного заседания - Олевской А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю к Сикорскому Алексею Анатольевичу, Сикорской Галине Александровне, Сикорскому Александру Анатольевичу, третье лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> о прекращении права собственности на огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Росгвардии по <адрес> и городу Севастополю обратилось в суд с иском о прекращении права собственности на огнестрельное оружие, в обоснование которого указало, что на складе ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> находится гражданское оружие ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, 1999 года выпуска, изъятое ДД.ММ.ГГГГ, в связи с аннулированием разрешения на хранение и ношения его владельца ФИО2, имевшего регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Данное оружие состояло на учете в ОЛРР (по Черноморскому и <адрес>м) Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес>; помещено на временное хранение до наследования в комнату хранения оружия на склад Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес>. Родственниками умершего владельца оружия, а также его иными возможными наследниками по настоящее время не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия, либо отчуждение оружия в установленном законом порядке. В связи с изложенным, уточнив требования, истец просит прекратить право собственности гражданина ФИО2 и его возможных наследников на гражданское оружие ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, 1999 года выпуска, а также разрешить Главному управлению Росгвардии по <адрес> и <адрес> произвести уничтожение данного оружия.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле, в качестве ответчиков, привлечены наследники умершего ФИО2 – ФИО3, ФИО1, ФИО3, а также Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание представитель истца, Главного управления Росгвардии по <адрес> и городу Севастополю, не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебное заседание ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО3 не явились извещались надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Ответчиком ФИО3 подано заявление, в котором он признал исковые требования, не возражал против их удовлетворения.
Представитель третьего лица - Межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>, в судебное заседание не явился, о его проведении извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст. 8 ГК РФ, к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей в числе других относится судебное решение, устанавливающие гражданские права и обязанности.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства, в соответствии со ст.1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст.1113,1114 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Судом установлено, из материалов наследственного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3П. (л.д.40).
В состав наследства в том числе вошло охотничье огнестрельное оружие - ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, одноствольное, 1999 года выпуска (л.д.42-46).
В связи со смертью владельца оружия ФИО2 огнестрельное оружие ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, одноствольное, 1999 года выпуска, помещено для временного хранения в комнату хранения оружия на склад ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> (л.д.6-8).
Согласно ответу нотариуса <адрес> нотариального округа ФИО6, открыто наследственное дело № к имуществу ФИО2; наследниками в равных долях являются ФИО3, ФИО1, ФИО3; наследственное имущество состоит в том числе из оружия - ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, одноствольное, 1999 года выпуска; свидетельство о праве на наследство на указанное имущество не выдавалось (л.д.40).
В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Частью 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.
Согласно п. 2 ст. 1180 ГК РФ меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.
При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Кроме того, в силу ст. 129 ГК РФ, ст.ст. 6, 13, 18 Закона «Об оружии» гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчикам.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, а именно, что наследники мер к оформлению права на владение оружием не предпринимали, одним из наследников подано заявление о признании исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о прекращении права собственности на огнестрельное оружие.
Рассматривая требования истца о предоставлении ему разрешения на уничтожение указанного оружия, суд исходит из следующего.
Согласно п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 83).
Суд исходит из того, что истцом не обоснованы требования о наличии оснований для уничтожения огнестрельного оружия. Суду не представлено доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Главного управления Росгвардии по <адрес> и городу Севастополю, удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, его наследников ФИО3, ФИО1, ФИО4, на гражданское оружие ТОЗ-87-01, <адрес>х70, №, 1999 года выпуска.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Т.В. Кутепов