РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Кузьминой А.В.
при ведении протокола секретарем Лариной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Ольшанской Людмиле Евгеньевне о принудительном изъятии объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику, с учетом уточнений, об изъятии для нужд Российской Федерации, принадлежавших на праве собственности Ольшанской Людмиле Евгеньевне объектов недвижимости, а именно:
- земельный участок с К№, площадью 101 кв.м., образованный из земельного участка с К№ расположенный по адресу: АДРЕС, об установлении размера возмещения за изымаемые земельный участок в размере 347 000,00 руб.;
- земельный участок с К№ площадью 698 кв.м., образованный из земельного участка с К№ расположенный по адресу: АДРЕС, об установлении размера возмещения за изымаемые земельные участки в размере 4 814 560,00 руб.;
Свои требования истец мотивирует тем, что ГК «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Устранение узких мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации. А-113 Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (.....). Участок Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области от ..... до ..... пускового комплекса № 5, АДРЕС В целях реализации проекта по строительству объекта в соответствии с Распоряжениями Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 24.12.2021 № 4777-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Устранение узких мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации. А-113 Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (.....) подлежат изъятию в установленном порядке следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с К№, площадью 101 кв.м., образованный из земельного участка с К№ расположенный по адресу: АДРЕС об установлении размера возмещения за изымаемые земельный участок в размере 347 000,00 руб.; земельный участок с К№, площадью 698 кв.м., образованный из земельного участка с К№ расположенный по адресу: АДРЕС, об установлении размера возмещения за изымаемые земельные участки в размере 4 814 560,00 руб. Вышеуказанные объекты недвижимого имущества принадлежат на праве собственности Ольшанской Людмиле Евгеньевне. 14.09.2022 года в адрес ответчика сопроводительным письмом № ИСХ-11899/22 направлено уведомление об изъятии с приложением Распоряжения ФДА от 08.09.2022 № 3040-р, которые получены ответчиком 16.09.2022 года, оставлено без ответа, в связи, с чем истец вынужден обратиться в суд.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме с учетом уточнений, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, также ходатайствовал об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку затягивание процесса строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральных автомобильных дорогах, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодорог, но и фактически влечет возникновение реальных убытков.
Ответчик в судебное заедание не явилась, извещена, причин неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не поступало.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ГК «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Устранение узких мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации. А-113 Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (.....). Участок Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области от ..... до ..... пускового комплекса № 5, АДРЕС» на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с Земельным кодексом РФ, ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, и Программой деятельности Государственной программы на долгосрочный период (2010-2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 2146-р.
Пунктом 2 статьи 37 Закона о государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:
Подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
Уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
Подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков причиненных таким изъятием;
Подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;
Обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
Обращение с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
Обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
В соответствии с п. 5.4.1(1) Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 к компетенции Росавтодор относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 24.08.2020 № 2584-р утверждена документация по планировки территории.
В целях реализации проекта по строительству объекта в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 08.09.2022г. №3040-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Устранение узких мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации. А-113 Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (.....) подлежат изъятию в установленном порядке следующие объекты недвижимого имущества(т.1. д.17-20):
- земельный участок с №, площадью 101 кв.м., образованный из земельного участка с К№ расположенный по адресу: АДРЕС, об установлении размера возмещения за изымаемые земельный участок в размере 347 000,00 руб.;
- земельный участок с К№ площадью 698 кв.м., образованный из земельного участка с № расположенный по адресу: АДРЕС, об установлении размера возмещения за изымаемые земельные участки в размере 4 814 560,00 руб.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества принадлежат на праве собственности Ольшанской Людмиле Евгеньевне, что подтверждается выписками ЕГРН(т.1. д.21-53).
14.09.2022 года в адрес ответчика сопроводительным письмом № ИСХ-11899/22 направлено уведомление об изъятии с приложением Распоряжения ФДА от 08.09.2022 № 3040-р, которые получены ответчиком 16.09.2022 года(л.д.54).
Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.
16.11.2022 в адрес ответчика сопроводительным письмом № 30933-31 направлены проект соглашения об изъятии и отчет об оценке, которые 24.12.2022 возвращены отправителю, повторное письмо получено ответчиком 20.01.2023, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 12908577044319 и 12908577044319(т.1 л.д.55-66).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд его правообладателю предоставляется возмещение; при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд него включается рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе статьей 8 указанного закона установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 56.8 ЗК РФ.
Размер возмещения в отношении земельного участка с К№ ответчику определен истцом на основании отчета от 11.04.2023 г. № выполненного ООО «Пачоли Консалтинг» по состоянию на 28.02.2023 составляет 4 814 560,00 руб., из которых: рыночная стоимость земельного участка, подлежащего изъятию – 2 576 100,00 руб., убытки правообладателя – 2 238 460,00 руб.(т.2 л.д.129-159).
Размер возмещения в отношении земельного участка с К№ ответчику определен истцом на основании отчета № выполненного ООО «Пачоли Консалтинг» по состоянию на 20.09.2022 составляет 347 000,00 руб., из которых: рыночная стоимость земельного участка, подлежащего изъятию – 318 000,00 руб., убытки правообладателя – 29 000,00 руб.(т.1 л.д.67-216).
Ст. 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В связи с истечением вышеуказанного сорокапятидневного срока и отсутствии подписанного со стороны ответчика соглашения об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости, действующая в силу закона от лица Российской Федерации Государственная компания вынуждена реализовать свое право на принудительное изъятие в судебном порядке.
В силу ст.56 ГПК РФ доказательств опровержение доводов истца и собранных по делу доказательств – ответчиком не представлено. Отчет об оценке суд также полагает возможным принять для определения рыночной стоимости изымаемых земельных участков и размера возмещения убытков.
Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Таким образом, суд исходя из фактических обстоятельств полагает необходимым удовлетворить требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» - удовлетворить.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации у Ольшанской Людмилы Евгеньевны (паспорт РФ №)
- земельный участок с К№, площадью 101 кв.м., расположенный по адресуАДРЕС
- земельный участок с К№, площадью 698 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС
Установить размер рыночной стоимости изымаемых земельных участков с учетом убытков, причиненных изъятием, за земельный участок с К№ площадью 101кв.м. - в размере 347 000,00 руб., за земельный участок с К№ площадью 698кв.м. - в размере 4 814 560,00 руб.
Решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
мотивированное решение составлено 11 июля 2023 года