Дело № 2-173/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2022 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Сафроновой О.В.,
при секретаре Генераловой Е.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора Севского района Брянской области Ипатенковой Е.В.,
представителя ответчика Тарасова А.Н., действующего на основании доверенности № от ДАТА.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Севского района Брянской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, в котором просил обязать администрацию привести в соответствие с требованиями законодательства контейнерную площадку по <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на контейнерной площадке, расположенной по <адрес> на контейнерах отсутствуют крышки, предотвращающие попадания в контейнеры атмосферных осадков в отсутствие крыши площадки, контейнеры не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов. Исследуемая контейнерная площадка не располагается на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдержать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды (расположена на земле), не оборудована информационными щитами с указанием актуальной информации, отсутствует ограждение с трех сторон, что в свою очередь, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку указанная контейнерная площадка находится в муниципальном реестре мест (площадок) накопления ТКО, просил обязать ответчика привести в соответствие с требованиями законодательства контейнерную площадку по <адрес>, а именно: расположить площадку на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды; огородить с трех сторон; оборудовать крышей при отсутствии крышек непосредственно на контейнерах; промаркировать контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование ТКО; оборудовать графиком вывоза отходов; оборудовать информационным щитом с указанием актуальной информации в соответствии с требованиями закона.
Определением суда от 28.06.2022г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Чистая планета», ООО «Комфорт» / л.д. 32/.
В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Ипатенкова Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, уточнив, что согласно реестру, на данной площадке имеется один контейнер, в связи с чем просила обязать ответчика привести его в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель ответчика Тарасов А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора полностью признал, при этом просил предоставить для исполнения решения суда срок 1 год с момента вступления решения в законную силу, мотивируя необходимостью внесения в бюджет района статьи расходов на выполнение данных мероприятий.
Представитель третьего лица ООО «Комфорт», будучи уведомленным надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что деятельность управляющей организации не связана с вывозом твердых бытовых отходов. Указанная в иске контейнерная площадка не входит в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, находящихся в обслуживании ООО «Комфорт» /л.д. 36/.
Представитель третьего лица АО «Чистая планета» в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменный отзыв на иск, в котором указал, что полностью поддерживает требования прокурора, полагая, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, ведение их реестра, в соответствии с требованиями Правил благоустройства мест накопления ТКО, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.08.2018г. №1039, а также Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов /л.д.38-40/.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, которыми предусмотрены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО (п.п.15,16,18 Правил).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», контейнерная площадка представляет собой место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с п. 3 СанПин 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеры и бункеры) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 1.3 Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании «Севское городское поселение», утвержденных решением Севского городского Совета народных депутатов от 04.09.2018 №142, контейнерная площадка - это специально отведенная площадка с контейнерами для сбора бытовых отходов (территория площадки должна иметь асфальтобетонное покрытие, частичное ограждение и подъездной путь).
Согласно п. 2.1.9 Постановления Правительства Брянской области от 16.11.2020 № 528-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области» (далее по тексту - Порядок), органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и содержат их в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила).
Работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор и подметание мусора вокруг контейнеров.
В соответствии с п. 2.1.15 Порядка, для накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры, конструкция которых должна иметь прочный пояс в верхней части, не поддающийся деформации, обеспечивающий возможность манипулирования на ограниченном пространстве за счет наличия поворотных колесных блоков, а также механизированной перегрузки твердых коммунальных отходов в мусоровозный транспорт за счет наличия специальных захватов.
Согласно п. 2.2.2.1 Порядка, контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками).
Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.
Запрещается располагать твердые коммунальные отходы вне контейнеров.
В соответствии с п. 2.2.2.3 Порядка, контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке). Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Контейнерные площадки должны быть оборудованы информационными щитами с указанием актуальной информации: видов твердых коммунальных отходов, контактов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственника контейнерной площадки, графика вывоза твердых коммунальных отходов, сведений об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления, сведений об обслуживаемых объектах.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной выездной проверки прокуратурой Севского района Брянской области установлено, что на контейнерной площадке, расположенной по <адрес>, на контейнере отсутствует крышка, предотвращающая попадание в контейнер атмосферных осадков в отсутствие крыши площадки, контейнер не промаркирован с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов. Исследуемая контейнерная площадка не располагается на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдержать установку и выкатывание контейнера без повреждения и скопления на нем воды (расположен на земле), не оборудована информационным щитом с указанием актуальной информации, отсутствует ограждение с трех сторон, что подтверждается приложенным к иску прокурора фотоматериалом, а также рапортом помощника прокурора по факту выявленных нарушений /л.д. 11-13, 7-10/.
По результатам проверки прокуратурой Севского района в адрес главы администрации Севского муниципального района 27.05.2022г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления /л.д. 19-21/, которое до настоящего времени не исполнено.
Как следует из Реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Севского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Севского муниципального района № 350 от 20.04.2022г., под №8 в нем значится площадка накопления ТКО по <адрес> /л.д. 14-18 / с указанием количества контейнеров -1, в графе «Оборудование контейнерной площадки» - «асфальтобетон», что в реальности отсутствует и подтверждается фотоматериалом.
ООО «Комфорт» в своем ответе в адрес прокуратуры Севского района Брянской области от 31.05.2022г. /л.д. 23/ указывает, что места (площадки) накопления ТКО по <адрес>, в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт», не входит.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1.1 Положения №176 от 14.06.2016г., администрация Севского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Севского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, несоблюдение администрацией Севского муниципального района санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание, что выполнение работ по приведению контейнерных площадок в соответствие с требованиями законодательства требует значительных временных (разработка проектов, проведение конкурсных процедур, и т.п.) и финансовых затрат, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - 1 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░