Мировой судья Ахтанов А.В. Дело № 11-13/2023
64MS0081-01-2022-005219-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2023 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Арслановой Г.Д.,
при секретаре судебного заседания Шиховцевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воробьева А.В. на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от 26 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-4669/2022 по иску АО «Ситиматик» к Воробьеву А.В. о взыскании задолженности по обращению с твердыми бытовыми отходами,
выслушав Воробьева А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
установил:
Саратовский региональный оператор АО «Ситиматик» обратился в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к Воробьеву А.В. о взыскании задолженности по коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обосновывая требования тем, что Воробьев А.В. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик надлежащим образом не исполнял свою обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи, с чем у ответчика образовалась задолженность в размере 6 934,22 рублей. Ранее в отношении заявленных требований мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ответчика. Определением мирового судьи указанный судебный приказ был отменен.
Однако ответчик до настоящего времени не произвел оплату задолженности, в связи, с чем истец обратился в суд с иском, просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность по коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отхода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 934,22 рублей, судебные расходы.
Рассмотрев дело, мировым судьей исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6932, 93 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего взыскано 7332,93 рублей.
Ответчик Воробьев А.В. не согласился с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, считает, что решение является незаконным, указывая, что коммунальная услуга по вывозу ТКО, за которую требуют оплату не была оказана, кроме того отсутствует договор на оказание услуг.
Воробьев А.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились,, об отложении судебного заседания не просили.
Учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что Воробьеву А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доли, его детям ФИО1 ФИО2 по 1/3 доли каждому, в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В спорном жилом доме зарегистрировано 4 человека, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 человека, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.
Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором Саратовской области с 12 августа 2018 года.
При расчете платы за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами истец применяет нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года № 47 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области», от 18 марта 2020 года № 134, от 26 апреля 2021 № 157.
Правительством Саратовской области от 31 июля 2018 года №420-п было принято постановление, согласно которому на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В отношении исчисления размера платы за коммунальные услуги для потребителей, являющиеся собственниками объектов индивидуального - жилищного строительства, решения органа государственной власти субъекта в соответствии с пунктом 148(30) Правил №354 принято не было.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей - собственников объектов индивидуального жилищного строительства, определяется исходя из количества лиц, проживающих в жилом помещении в соответствии с п. 9 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу положений Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последних при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (публичная оферта) размещено АО «Управление отходами», переименованное 20 апреля 2021 года в АО «Ситиматик», 12 июля 2018 года в газете «регион64».
Воробьев А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов не исполнял, согласно представленному истцом расчету, по лицевому счету образовалась задолженность в размере 20 802,65 рублей, у ответчика образовалась задолженность в размере 6 934,22 рублей (в пределах 1/3 доли в праве общей долевой собственности).
При этом мировой судья учитывая, что расчет задолженности, представленный истцом неверен, поскольку истцом не учтен 1 день нахождения ФИО2 на военной службе, пришел к выводу, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Воробьева А.В. имеется задолженность в размере 6 932, 93 рублей (20 798, 80 рублей : 3 (1/3 доля в праве собственности)).
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Таким образом, мировым судьей дана надлежащая оценка исследованным в рамках рассмотрения дела доказательствам, указанные выводы судьи в должной мере мотивированы, подтверждены материалами дела, исследованными мировым судьей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрена оплата ТКО собственниками жилого дома, несостоятельны.
Обязанность собственника по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена законодателем в ст. 30, ст. 153 Жилищного кодекса РФ.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Конституционный суд РФ указывает, что сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды (Постановление от 2 декабря 2022 года №52-П).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (статья 1 Закона № 89-ФЗ).
Ответчик является собственником недвижимого имущества по адресу: <адрес> (доля в праве: 1/3) Указанное имущество является объектом индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 148 (30) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к Правилам соответственно.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления коммунальных отходов на территории Саратовской области за период с августа 2018 по сентябрь 2022 установлены Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 марта 2020 года №134, от 26 апреля 2021 № 157.
Правительством Саратовской области от 31 июля 2018 года №420-п было принято постановление, согласно которому на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В отношении исчисления размера платы за коммунальные услуги для потребителей, являющиеся собственниками объектов индивидуального - жилищного строительства, решения органа государственной власти субъекта в соответствии с пунктом 148.30 Правил №354 принято не было.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей - собственников объектов индивидуального жилищного строительства, определяется исходя из количества лиц, проживающих в жилом помещении в соответствии с п. 9 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
Согласно п. 9(1) Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):,
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N - норматив накопления твердых коммунальных отходов;
отх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 марта 2020 года №134 установлены нормативы накопления коммунальных отходов, которые для индивидуального жилищного строительства (частный сектор) составляют 2,8 м3/год (с учетом крупногабаритных отходов).
Тарифы за указанный период установлены в соответствии с постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года № 28/1; от 20 декабря 2018 года №56/82; от 14 февраля 2020 года №3/1.
Таким образом, размер задолженности ответчика как долевого собственника имущества определяется исходя из его доли в праве общей долевой собственности на имущество рассчитанного исходя из общей задолженности по лицевому счету.
Указанные доводы жалобы ответчика были предметом судебного разбирательства и им мировым судьей дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки у суда не имеется, таковых автором жалобы не приведено.
Суд соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истец не оказывает ответчику услуг по вывозу мусора, не свидетельствуют о незаконности принятого мировым судьей решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений между сторонами подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчик является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности указанного выше объекта недвижимости, Воробьев А.В. в силу Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 420, 432, 433, 435, 437, 438 ГК РФ, а также Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, несет обязанность по вывозу твердых бытовых отходов, в связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами фактически заключено соглашение об оказании услуг по вывозу ТКО.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не освобождают Воробьева А.В. от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отхода.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), мировым судьей не допущено.
Решение мирового судьи основано на правильном применении норм материального и процессуального права, исследованных в судебном заседании доказательствах, а апелляционная жалоба не содержит оснований, влекущих отмену решения,
руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ,
определил:
решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 апреля 2023 года.
Судья: Г.Д. Арсланова.