Судебный акт #1 (Определение) по делу № 5-41/2020 от 21.02.2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу№ 5-41/2020

Санкт-Петербург                                                         25 февраля 2020 года

Судья Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга Барабанова Е.В., по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Карла Маркса, д. 31, зал № 5, при подготовке к рассмотрению материала об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.9 КоАП РФ, в отношении:

Васильева Максима Анатольевича, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, не работающего, не женатого, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, регистрации на территории РФ не имеющего, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга поступил протокол об административном правонарушении <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> в отношении Васильева М.А. обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.9 КоАП РФ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Согласно п.п. 2, 3, 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Суд, изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы по делу об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что протокол АП <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.9 КоАП РФ, с иными материалами в отношении Васильева М.А. подлежат возвращению должностному лицу, их направившему по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения», при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Вместе с тем, рассматриваемые материалы дела требованиям, предъявляемым к ним законом, не соответствуют.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.

Между тем, в нарушение требований, предъявляемых законом к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку внесения в него изменений и исправлений, должностным лицом ОМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга повторно представлен уже ранее направлявшийся протокол АП <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, содержащий изменения в части квалификации вменяемого Васильеву М.А. правонарушения, а именно: ст. 6.9 ч.1 КоАП РФ исправлена на ст. 6.9 ч. 2 КоАП РФ. При этом в протоколе об административном правонарушении не содержатся сведения о дате внесения указанных изменений, как и данные о том, что изменения в протокол АП <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> были внесены в присутствии Васильева М.А.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении), в частности, указывается статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Таким образом, исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 6.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», вступившего в законную силу 11 января 2011 года, состоит из 2-х частей, и каждая часть данной статьи Кодекса предусматривает определенный состав административного правонарушения, который должен быть в обязательном порядке указан в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) и в постановлении о привлечении гражданина к административной ответственности.

Частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 указанной статьи, то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Санкция ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ является более мягкой по сравнению с санкцией ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ. Субъекты данных правонарушений разные. По части 1 субъектом является гражданин РФ, по части 2 - иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Учитывая, что санкция ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ является более суровой, в диспозиции содержится указание о конкретном субъекте правонарушения, протокол, содержащий изменения в части квалификации вменяемого Васильеву М.А. правонарушения, со ст. 6.9 ч.1 КоАП РФ на ст. 6.9 ч.2 КоАП РФ, нельзя признать допустимым доказательством, поскольку он составлен с нарушением закона и не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Должностное лицо, неправомерно внесло изменения в протокол АП <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> в части изменения квалификации действий Васильева М.А., данные изменения ухудшили правовое положения лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В данном случае, ошибка в квалификации действий Васильева М.А. должна была быть исправлена только посредством составления нового протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение, как вид административного наказания, применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 6.8, частью 2 статьи 6.9, частью 2 статьи 6.13 КоАП РФ (административные правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, совершенные иностранными гражданами или лицами без гражданства).

В соответствии с частью 2 статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Согласно статье 27.19 КоАП РФ помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.

При назначении административного наказания в виде контролируемого самостоятельного выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ оно подлежит исполнению самим выдворяемым лицом, которое в течение 5 дней после вступления соответствующего постановления в силу обязано выехать из РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая положения п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, суд полагает, что устранение нарушений составления протокола об административном правонарушении в данном случае возможно только посредством возвращения материалов должностному лицу.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

В силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению необходимо обращать внимание на соблюдение должностным лицом, составившим протокол, положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Исходя из того, что дело об административном правонарушении, за совершение которого санкцией ст. 6.9 ч.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении, неявка (недоставление) привлекаемого к административной ответственности лица в судебное заседание влечет невозможность рассмотрения такого дела, что является самостоятельным основанием для возвращения протокола об административном правонарушении административному органу. Отсутствие данного лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, влияют на всесторонность и полноту рассмотрения дела.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что указанные недостатки не могут быть восполнены и устранены судом при рассмотрении дела,

руководствуясь ст.ст.29.1, 29.4, 29.12 КоАП РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.6.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░

5-41/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Васильев Максим Анатольевич
Суд
Кронштадтский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Барабанова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
krn--spb.sudrf.ru
25.02.2020Передача дела судье
25.02.2020Подготовка дела к рассмотрению
25.02.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
02.03.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее