№ Копия
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Сильновой А.Ф.,
с участием помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области Комарова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лысковского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Лысковокоммунсервис» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лысковского района Нижегородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по охране труда в деятельности АО «Лысковокоммунсервис», в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившееся в отсутствии специальной оценки условий труда рабочих мест, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание АО «Лысковокоммунсервис» введено 2 должности «мастер по эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования и по проверке состояния дымоходов и вентиляционных каналов отдела по оказанию населению» и «мастер по текущему ремонту жилищного фонда отдела по оказанию услуг населению», при этом до настоящего времени АО «Лысковокоммунсервис» специальная оценка условий труда вновь созданных двух рабочих мест не проводилась, в реестре деклараций соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, расположенном по адресу в сети интернет www.declaration.rostrud.gov.ru, указанные сведения отсутствуют.
Указывает, что неисполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда затрагивает интересы как работающих в настоящее время лиц, так и тех, кто будет принят на работу в будущем.
Выявленные факты являются нарушением требований трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
Просит суд обязать АО «Лысковокоммунсервис» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда.
Помощник прокурора Лысковского района Нижегородской области Комаров М.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Лысковокоммунсервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Из положений ст. 21 ТК РФ следует, что работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 ТК РФ закреплено право руководителя реализовать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, в то же время, обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
Как следует из положений ч. 1, 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства по охране труда в деятельности АО «Лысковокоммунсервис», в ходе которой установлено нарушение требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», выразившееся в отсутствии специальной оценки условий труда рабочих мест, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание АО «Лысковокоммунсервис» введено 2 должности: «мастер по эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования и по проверке состояния дымоходов и вентиляционных каналов отдела по оказанию населению» и «мастер по текущему ремонту жилищного фонда отдела по оказанию услуг населению», при этом до настоящего времени АО «Лысковокоммунсервис» специальная оценка условий труда вновь созданных двух рабочих мест не проводилась, в реестре деклараций соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, расположенном по адресу в сети интернет www.declaration.rostrud.gov.ru, указанные сведения отсутствуют.
Возражений, доказательств иного суду не представлено.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение действующего законодательства по охране труда ненадлежащим образом проводит специальную оценку условий труда рабочих мест, что ведет к нарушению требований трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок его исполнения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░: «░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░