ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 ноября 2017 года город Наро-Фоминск
Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Балабанова Д.Н., при секретаре судебного заседания Паршиной О.В., с участием прокурора – помощника военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции Петрушенко Н.Ю., подсудимого Беляева Романа Александровича, его защитника-адвоката Запальского М.И., представившего удостоверение № и ордер № от 20 ноября 2017 года, выданный Одинцовской городской коллегией адвокатов Московской области, а также потерпевшего Концова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № капитана
Беляева Романа Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с высшим образованием, женатого, имеющего трёх малолетних детей 2011, 2013 и 2016 г.р., несудимого, проходящего военную службу по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ,
установил:
Беляев Р.А., проходящий военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес>, в воинской должности командира инженерно-сапёрной роты, являлся должностным лицом, обладающим признаками, предусмотренными примечанием к статье 285 УК РФ, постоянно выполняющим организационно-распорядительные функции в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее – ВС РФ), а также прямым начальником по служебному положению и воинскому званию для рядового Концова М.В.
Около ДД.ММ.ГГГГ Беляев, находясь в палаточном лагере воинской части на территории полигона в указанном населённом пункте, будучи недовольным противоправным по отношению к себе поведением Концова, применил к нему из ложно понятых интересов военной службы насилие, нанеся четыре удара кулаками по голове, причинив ему телесные повреждения в виде кровоподтёков, ссадин и гематомы на голове, которые не причинили вред его здоровью.
Указанные насильственные действия Беляева в отношении подчинённого ему военнослужащего, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, явно выходили за пределы предоставленных подсудимому прав и обязанностей, установленных в ст. 19 Устава внутренней службы ВС РФ (далее – УВС) и ст.ст. 4, 6 Дисциплинарного устава ВС РФ (далее – ДУ), регламентирующих обязанности военнослужащих, а также взаимоотношения начальников и подчинённых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов потерпевшего на его личную неприкосновенность, уважение его чести и достоинства, которому была причинена физическая боль и нравственные страдания, чем также существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства в области воинского правопорядка.
В связи с этим гражданским истцом Концовым к подсудимому Беляеву предъявлен гражданский иск о компенсации ему морального вреда на сумму 350000 рублей.
Подсудимый Беляев свою вину в совершении преступления, о котором указано выше, признал и об обстоятельствах содеянного дал показания, в целом соответствующие вышеизложенному описанию преступного деяния. Кроме того, он пояснил, что в процессе выяснения у Концова обстоятельств, ранее допущенного им отсутствия в воинской части и продажи чужих армейских ботинок, он взял его за руку, чтобы вывести из палатки для дачи им объяснений своего поведения перед строем военнослужащих. Концов стал сопротивляться и нанёс ему удар кулаком в лицо, что явилось поводом для применения к нему насилия.
Помимо признания подсудимым своей вины, его виновность подтверждается совокупностью других собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств.
Показания подсудимого Беляева об обстоятельствах совершения им преступления, обстановке его события, последовательности, механизме, локализации и объёме применённого им насилия к Концову в существенных деталях согласуются с содержанием протокола следственного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого с его участием. Об этом подтверждается и сведениями из фототаблиц к указанному протоколу.
Потерпевший Концов подтвердил свои показания, данные им в ходе предварительного расследования об объёме примененного к нему Беляевым насилия, который соответствует показаниям подсудимого. Кроме того, Концов подтвердил свои показания о том, что около ДД.ММ.ГГГГ он находился на утреннем построении в палаточном лагере воинской части. В этом время Беляев, находясь в палатке, нанёс ему не менее четырёх ударов кулаками по голове за то, что в предшествующий день он отсутствовал в воинской части, а также полагая, что он продал армейские ботинки сослуживца другому военнослужащему. При этом их разнял, находящийся в палатке старший прапорщик ФИО14. От действий Беляева ему были причинены телесные повреждения в виде ссадины на голове и гематомы на левом ухе.
Указанные показания потерпевшего Концова об обстоятельствах, объёме и локализации примененного к нему Беляевым насилия соответствуют сведениям, изложенным в протоколе, проведённой с участием потерпевшего проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ. Об этом также усматривается и из фототаблиц к протоколу данного следственного действия.
Эти же показания потерпевшего нашли своё подтверждение и в сообщённых им сведениях в ходе его очной ставки с Беляевым, о чём следует из содержания протокола указанного следственного действия от ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из показаний свидетеля Паршина, данных им в ходе предварительного расследования и оглашённых в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, около ДД.ММ.ГГГГ он находился на утреннем построении роты в палаточном лагере войсковой части №, которое проводил Беляев. При этом Беляев стал спрашивать Концова о том, где он находился ДД.ММ.ГГГГ и откуда взял армейские ботинки, которые продал рядовому ФИО15. На это Концов сказал, что на вопросы ответит в палатке, куда они и прошли. Далее из показаний свидетеля следует, что спустя некоторое время он являлся очевидцем того, как Беляев вывел из палатки за руку Концова, который вырвал руку и нанёс Беляеву удар кулаком в лицо, а затем забежал обратно в палатку, куда забежал и Беляев. Из палатки послышался шум и за ними, как показал свидетель, забежал и он, где увидел их держащими друг друга за одежду. Он встал между ними и разнял их.
Приведённые показания свидетеля ФИО16 о времени, месте и обстоятельствах возникновения инцидента, а также нанесения Концовым удара кулаком в лицо Беляеву полностью согласуются с оглашёнными в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ показаниями в ходе предварительного расследования другого свидетеля – Свидетель №4, который являлся очевидцем произошедшего. Кроме того, из показаний свидетеля усматривается, что он видел, как после нанесённого Концовым удара Беляеву кулаком в лицо они забежали в палатку, а вслед за ними туда забежал прапорщик ФИО17.
Об аналогичных обстоятельствах возникновения конфликтной ситуации между Беляевым и Концовым, связанным с отсутствием последнего ДД.ММ.ГГГГ на службе и продажей им армейских ботинок рядовому ФИО18 усматривается из показаний свидетелей – очевидцев произошедшего ФИО20 и Свидетель №3, оглашённых в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ. При этом из показаний свидетеля ФИО4 следует, что утром ДД.ММ.ГГГГ у него пропали армейские ботинки и от сослуживцев он узнал, что они были проданы Концовым рядовому ФИО21 о чём, как показал свидетель, он сообщил капитану Беляеву. Помимо этого, согласно показаниям свидетеля Свидетель №3, он в указанный день купил у рядового Концова армейские ботинки, а утром ДД.ММ.ГГГГ к нему подошёл Свидетель №1 и сказал, что эти ботинки принадлежат ему.
Объективно причинение Концову М.В. телесных повреждений на голове подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №. Из заключения следует, что при телесном осмотре Концова М.В. ДД.ММ.ГГГГ медицинским работником были выявлены: «гематома нижней губы справа, кровоподтёки и ссадина, левая ушная раковина: сзади ссадина 0,5х2 см, обширная гематома уха. Кровоподтёки в верхней части правой ушной раковины. Выявленные повреждения возникли от ударного воздействия тупого твёрдого предмета (предметов) или от удара о таковой (таковые), в областях ссадин с элементами трения, на что указывает морфология повреждений и их односторонность. Местами приложения травмирующих воздействий являлись области локализации повреждений. Давность кровоподтёка в области левой ушной раковины, судя по цвету – ярко синий, первые 1-4 дня до момента осмотра ДД.ММ.ГГГГ. Краткость описания ссадин не позволяет высказать мнение о давности их образования. Имевшиеся у Концова повреждения не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью.
Как видно из выписок приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № подсудимый Беляев в инкриминируемый ему период и потерпевший Концов проходили военную службу в указанной воинской части, при этом подсудимый в соответствии со ст. 36 УВС являлся по своему служебному положению и воинскому званию начальником для потерпевшего.
Таким образом, проанализировав и оценив изложенные доказательства в их совокупности, а также проверив и оценив их по правилам, установленным статьями 87 и 88 УПК РФ, суд приходит к выводу, что виновность подсудимого установлена и доказана.
При таких обстоятельствах вышеуказанные противоправные действия Беляева, который, являясь должностным лицом в ВС РФ и начальником по служебному положению и воинскому званию для потерпевшего Концова, превышая предоставленные ему права и обязанности, установленные общевоинскими уставами, применил к нему ДД.ММ.ГГГГ насилие, нанеся четыре удара кулаками по голове, чем причинил потерпевшему телесные повреждения в виде кровоподтёков, ссадин и гематомы на голове, которые не повлекли причинение вреда его здоровью, суд расценивает как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов потерпевшего, охраняемых законом интересов общества и государства, с применением насилия, а поэтому квалифицирует такие действия по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Потерпевшим Концовым заявлен гражданский иск к подсудимому Беляеву о компенсации в денежном выражении морального вреда, причинённого ему в результате преступных действий подсудимого, связанных с применением насилия, на сумму 350000 рублей.
Беляев заявленные к нему исковые требования признал частично на сумму 20000 рублей.
В соответствии со ст.ст. 150 и 151 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом с учётом требований разумности и справедливости, исходя из степени тяжести перенесённых физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда.
Основания данного иска подтверждаются изложенными в приговоре доказательствами, которыми установлено, что в результате применённого Беляевым насилия к подчинённому Концову последнему были причинены телесные повреждения, которые не повлекли вреда его здоровью. Следствием этого явились как его физические, так и нравственные страдания.
В связи с этим, руководствуясь ст.ст. 1064, 1099 и 1101 ГК РФ, учитывая степень вины подсудимого и его материальное положение, характер причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, требования о разумности и справедливости компенсации морального вреда, а также принимая во внимание противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований на сумму 25000 рублей, которые подлежат взысканию с Беляева, как с причинителя морального вреда.
При назначении наказания Беляеву суд в соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершённого им преступления, отнесённого законом к категории тяжких, посягающего не только на честь, достоинство и личную неприкосновенность потерпевшего, но и на установленный общевоинскими уставами воинский правопорядок.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание подсудимому, суд признаёт наличие у него трёх малолетних детей, противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, а также мотив его преступных действий, которым явились ложно понятые интересы службы.
При решении вопроса о виде и размера наказания, суд, наряду с указанным смягчающим наказание подсудимому Беляеву обстоятельством, учитывает данные о его личности, принимая во внимание, что вину он признал, командованием по военной службе характеризуется положительно, которое ходатайствовало о снисхождении к нему, в содеянном он чистосердечно раскаялся и каких-либо тяжких последствий от его действий для здоровья потерпевшего не наступило, а также суд учитывает влияние назначаемого ему наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Вышеизложенные обстоятельства и данные о личности Беляева, существенно уменьшающие степень общественной опасности совершённого им преступления, суд признаёт исключительными и полагает возможным применить к нему положения ст.64 УК РФ, назначив ему наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 286 УК РФ, а также по тем же основаниям приходит к выводу о возможности достижения целей его исправления и перевоспитания без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, в связи с чем применяет к нему положения ст. 73 УК РФ.
Вместе с тем с учётом фактических обстоятельств совершённого Беляевым преступления и степени его общественной опасности, суд, несмотря на наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, не находит, предусмотренных уголовным законом оснований не применять к нему, установленное санкцией ч. 3 ст. 286 УК РФ обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначаемое наряду с основным наказанием в виде лишения свободы, поскольку оно призвано способствовать достижению целей наказания, исправлению подсудимого и предупреждению совершения им новых преступлений.
Кроме того, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого подсудимым преступления, суд не находит оснований для изменения его категории на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308 и 309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 3 ░░. 286 ░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░. 64 ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 73 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 (░░░░) ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. 25000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░