Дело № 2-39/2024 (№2-1292/2023)
УИД 75RS0008-01-2023-001487-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судовцева А.С.,
при ведении протокола секретарем Гантимуровым Д.Е.,
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Гороховского М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ермолиной ФИО1, Тюкавкиной ФИО2 к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя», Комитету образования и молодёжной политики администрации муниципального района «Борзинский район», Администрации муниципального района «Борзинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л:
Борзинский межрайонный прокурор Хохлов Д.Н., действующий в интересах Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А., обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Между работодателем в лице муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя» (далее – МОУ СОШ №15 г. Борзя) и Ермолиной Л.К. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ за №. Приказом директора МОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об утверждении учебной нагрузки» с ДД.ММ.ГГГГ Ермолиной Л.К. установлена учебная нагрузка на 2022-2023 учебный год в объеме 34 учебных часа. Приказом директора МОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О ведении нагрузки свыше 27 часов» с ДД.ММ.ГГГГ разрешена нагрузка 34 часа.
Поскольку стаж работы Ермолиной Л.К. составляет 25 лет 4 месяца 7 дней Приказом директора МОУ СОШ №15 от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О доплатах за надбавку за выслугу лет» с ДД.ММ.ГГГГ положено производить доплату 25% к должностному окладу.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Ермолиной Л.К. установлен базовый оклад за ставку с учетом компенсации на книгоиздательскую деятельность в размере 7597 рублей, оклад за фактическую нагрузку с ДД.ММ.ГГГГ составил 14349 рублей 90 копеек, а также надбавки: за специфику (квалификационную категорию) - 15% от оклада; за заведование кабинетом №,5% от оклада; за выслугу лет от 15 лет и более - 25% от оклада; за классное руководство в 36 классе -18 % от оклада; за проверку тетрадей -15% от оклада; индивидуальное обучение больного ребёнка на дому - 20% от оклада.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ Ермолиной Л.К. прекратили доплачивать 15% за высшую квалификационную категорию, что закреплено Приказом директора МОУ СОШ №15 от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об отмене квалификационной категории».
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № Ермолиной Л.К. установлено 3 часа русского языка индивидуального обучения на дому, а также обучение больного ребенка на дому - 20% к окладу.
В результате неправомерных действий работодателя Ермолиной Л.К. недоначислена и частично не выплачена заработная плата в размере 28607 рублей 69 копеек.
Работодателем допущены нарушения в отношении Тюкавкиной Е.А. в связи со следующим.
Между работодателем в лице МОУ СОШ № и Тюкавкиной Е.А. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ за №. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Тюкавкиной Е.А. установлен базовый оклад за ставку с учетом компенсации на книгоиздательскую деятельность в размере 7597 рублей., оклад за фактическую нагрузку с ДД.ММ.ГГГГ составил 16460 рублей 17 копеек, а также надбавки: за специфику (квалификационную категорию) - 15% (от оклада за фактическую нагрузку); за заведование кабинетом №% (от оклада за 18 часов); за выслугу лет от 15 лет и более - 25 % (от оклада за 18 часов); за классное руководство в «7в» классе - 19% (от оклада за 18 часов); за проверку тетрадей - 10% (от оклада за фактическую нагрузку); за руководство школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики - 5% (от оклада за 18 часов).
В течение 2022-2023 учебного года были внесены изменения:
Приказом директора МОУ СОШ № 15 от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об утверждении учебной нагрузки» с ДД.ММ.ГГГГ Тюкавкиной Е.А. установлена учебная нагрузка на 2022-2023 учебный год в объеме 39 учебных часов. Приказом директора МОУ СОШ № 15 от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О ведении нагрузки свыше 27 часов» с 01.09. 2022 разрешена нагрузка 39 часов. Приказом директора МОУ СОШ № 15 от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О доплатах за надбавку за выслугу лет» за стаж работы, который у Тюкавкиной Е.А. составил 28 лет 11 месяцев 15 дней с ДД.ММ.ГГГГ производить доплату 25% к должностному окладу. В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГг. к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ за классное руководство- 18%.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ Тюкавкиной Е.А. в соответствии с приказом №-к «Об отмене квалификационной категории» прекратили доплачивать в размере 15% за высшую категорию с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом директора МОУ СОШ № 15 от ДД.ММ.ГГГГ «О выплатах за специфику работы» №-к постановлено производить дополнительную оплату в размере 15% к окладу за высшую квалификационную категорию с ДД.ММ.ГГГГ.
В течение всего 2022-2023 учебного года учебная нагрузка не менялась (была равна 39 учебным часам), и в течение всего учебного года оплачивали надбавку за выслугу лет 25% только из расчета базовой ставки за 18 учебных часов, а не за фактическую нагрузку 39 часов.
В результате неправомерных действий работодателя Тюкавкиной Е.А. недоначислена и частично не выплачена заработная плата в размере 36011 рублей 07 копеек.
Просит суд обязать МОУ СОШ №15 г. Борзя произвести расчёт и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате Ермолиной Л.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28607 рублей 69 копеек; Тюкавкиной Е.А. неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36011 рублей 07 копеек. Обязать МОУ СОШ № <адрес> произвести перерасчет и выплатить недоплаченную Ермолиной Л.К. сумму за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Тюкавкиной Е.А. за период отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с МОУ СОШ №15 г. Борзя в пользу Ермолиной Л.К. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 3695 рублей 78 копеек, в пользу Тюкавкиной Е.А. в размере 4832 рубля 92 копеек. Взыскать с МОУ СОШ №15 г. Борзя в пользу Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей каждой. Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» и администрацию муниципального района «Борзинский район» профинансировать МОУ СОШ №15 г. Борзя в целях произведения указанных выплат Ермолиной Л.К. и Тюкавкиной Е.А.
Протокольным определением Борзинского городского суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены Министерство науки и образования Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
В судебное заседание материальные истцы Ермолина Л.К., Тюкавкина Е.А. не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств, заявлений не представили.
Ответчики МОУ СОШ №15 г. Борзя, Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», администрация муниципального района «Борзинский район» надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Ранее - представителем ответчиков МОУ СОШ №15 г. Борзя и Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» Троценко В.Г., действующей на основании доверенностей, представлен отзыв на исковое заявление, в котором она просит применить сроки исковой давности и оставить исковые требования без удовлетворения.
Ранее - представителем администрации муниципального района «Борзинский район» Шкитовой Т.В., действующей на основании доверенности, представлено возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований к администрации отказать в полном объеме, привлечь Министерство науки и образования Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края к участию в деле в качестве соответчиков, применить сроки исковой давности, рассматривать гражданское дело в отсутствие представителя администрации.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, от представителя Никишаевой Е.Ю. поступило пояснение, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство образования и науки Забайкальского края надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, от представителя Ивановой Т.В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Забайкальского края Гороховский М.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Суд, в порядке статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со статьёй 21 ТК работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьёй 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее - Закон Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года №382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края.
Пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7497 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.
Статьей 10 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК работникам образования установлена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Положением об оплате труда работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений муниципального района «<адрес>», утвержденных Постановлением администрации муниципального района <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены размеры ежемесячной стимулирующей надбавки за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципального образовательного учреждения, а также порядок её начисления и выплаты.
Согласно пункту 2.3.5.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №15 г. Борзя ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена всем категориям работников Учреждения.
Стаж работы определяется ежегодно на 1 сентября текущего года, а вновь принимаемым работникам - в день заключения договора, комиссией, создаваемой руководителем муниципальной образовательной организации при участии выборного органа первичной профсоюзной организации. Протокол заседания комиссии является основанием для приказа руководителя о назначении работнику стимулирующей надбавки за выслугу лет.
Пунктом 2.3.5.2.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №15 г. Борзя установлены размеры надбавки в процентах к должностному окладу: за стаж работы от 1 года до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет - 15%; от 15 и более лет - 25%.
Из пункта 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №15 г. Борзя следует, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.
Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.
Пункт 1.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №15 г. Борзя предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
Согласно разделу IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Такие же особенности установлены на 2023 год (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №).
Судом установлено, что Ермолина Л.К. работает в МОУ СОШ №15 г. Борзя учителем начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Ермолиной Л.К. установлена надбавка за стаж в образовательном учреждении – 25 % к окладу, о чём издан соответствующий приказ директора МОУ СОШ № <адрес> №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом директора МОУ СОШ № <адрес> №-к от ДД.ММ.ГГГГ и №-к от ДД.ММ.ГГГГ Ермолиной Л.К. установлена нагрузка 34 часа, что превышает норму часов на 16 часов.
Тюкавкина Е.А. работает в МОУ СОШ № <адрес> заместителем директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом (в настоящее время - учитель математики) с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ Тюкавкиной Е.А. установлена надбавка за стаж в образовательном учреждении – 25 % к окладу.
Приказом директора МОУ СОШ № <адрес> №-к от ДД.ММ.ГГГГ Тюкавкиной Е.А. установлена нагрузка 39 часов, что превышает норму часов на 21 час.
Согласно представленным расчетным листкам за спорный период материальным истцам выплачивалась надбавка за выслугу лет исходя из базового оклада, а не из фактического объема педагогической нагрузки.
В своих возражениях представитель ответчиков МОУ СОШ №15 г. Борзя, Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» Троценко В.Г., представитель администрации муниципального района «Борзинский район» Шкитова Т.В. заявили о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного статьей 392 ТК РФ.
Частью 1 статьи 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд.
В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
В абзаце третьем пункта 16 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).
Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, указав на период взыскания заработной платы Ермолиной Л.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Тюкавкиной Е.А. – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом материальные истцы обратились в прокуратуру с соответствующими заявлениями ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае срок для взыскания не начисленных сумм заработной платы прокурором пропущен по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 число - дата установленного срока выплаты указанных сумм).
При вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по Ермолиной Л.К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по Тюкавкиной Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному стороной ответчика контр расчётам, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет и по надбавке за соответствие занимаемой должности Ермолиной Л.К. составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи иска) по ДД.ММ.ГГГГ размер 22 179 рублей 03 копеек. Судом произведен расчёт за октябрь 2022 года, который составляет 55 рублей 18 копеек (исходя из 14 рабочих дней, оклада в 14349 рублей 90 копеек), за ноябрь 2022 года, который составляет 2869 рублей 97 копеек. Итого 22923 рубля.
Согласно представленному стороной ответчика контр расчётам, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет и по надбавке за соответствие занимаемой должности Тюкавкиной Е.А. составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи иска) по ДД.ММ.ГГГГ размер 27 573 рубля 32 копейки. Судом произведен расчёт за октябрь 2022 года, который составляет 538 рублей 10 копеек (исходя из 14 рабочих дней, оклада в 16460 рублей 17 копеек), за ноябрь 2022 года, который составляет 3766 рублей 84 копейки. Итого 29015 рублей 44 копейки.
Кроме того, подлежат удовлетворению исковые требования о произведении перерасчета Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А. и выплате задолженности по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска, поскольку установлено, что начисление заработной платы материальным истцам производилось в меньшем размере, соответственно, размер оплаты за период отпуска подлежит перерасчету.
Согласно представленным стороной ответчика расчетам, размер недоначисленной и невыплаченной суммы за период отпуска в пользу Ермолиной Л.К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 535 рублей 04 копейки; в пользу Тюкавкиной Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 429 рублей 44 копейки.
Суд, проверив представленные стороной ответчика детальные расчеты, признает их правильными, подтвержденным материалами дела и принимает за основу решения.
При таких обстоятельствах, исковые требования в указанной части, являются законными и подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьёй 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Принимая во внимание, что заработная плата, оплата отпуска работодателем были выплачены истцам не в полном объеме, с учётом применения судом сроков исковой давности, исковые требования о взыскании с ответчика МОУ СОШ №15 г. Борзя в пользу материальных истцов компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями статьи 236 ТК РФ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в следующих размерах:
Ермолиной Л.К. в размере 2671 рубль 34 копейки, из расчёта:
Октябрь 2022 года (сумма задержанных средств 55 рублей 18 копеек) - 10 рублей 16 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 249 дней, компенсация 6 рублей 87 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 0 рублей 69 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 1 рубль 50 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 1 рубль 10 копеек).
Ноябрь 2022 года (сумма задержанных средств 2 869 рублей 97 копеек) - 485 рублей 31 копейка (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 219 дней, компенсация 314 рублей 26 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 35 рублей 78 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 78 рублей 06 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 57 рублей 21 копейка).
Декабрь 2022 года (сумма задержанных средств 2 338 рублей 50 копеек) - 359 рублей 19 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 188 дней, компенсация 219 рублей 82 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 29 рублей 15 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 63 рубля 61 копейка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 46 рублей 61 копейка).
Январь 2023 года (сумма задержанных средств 2 699 рублей 58 копеек) - 372 рубля 81 копейка (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 157 дней, компенсация 211 рублей 92 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 33 рубля 65 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 73 рубля 43 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 53 рубля 81 копейка).
Февраль 2023 года (сумма задержанных средств 2 690 рублей 60 копеек) - 333 рубля 89 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 129 дней, компенсация 173 рубля 54 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 33 рубля 54 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 73 рубля 18 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 53 рубля 63 копейки).
Март 2023 года (сумма задержанных средств 3 228 рублей 75 копеек) - 353 рубля 87 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 100 дней, компенсация 161 рубль 44 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 40 рублей 25 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 87 рублей 82 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 64 рубля 36 копеек).
Апрель 2023 года (сумма задержанных средств 3 228 рублей 75 копеек) - 302 рубля 21 копейка (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 68 дней, компенсация 109 рублей 78 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 40 рублей 25 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 87 рублей 82 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 64 рубля 36 копеек).
Май 2023 года (сумма задержанных средств 3 228 рублей 75 копеек) - 252 рубля 16 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 37 дней, компенсация 59 рублей 73 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 40 рублей 25 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 87 рублей 82 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 64 рубля 36 копеек).
Июнь 2023 года (сумма задержанных средств 2 582 рубля 98 копеек) - 201 рубль 74 копейки (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 9 дней, компенсация 47 рублей 79 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 32 рубля 20 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 70 рублей 26 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 51 рубль 49 копеек).
Тюкавкиной Е.А. в размере 3497 рублей 17 копеек, из расчёта:
Октябрь 2022 года (сумма задержанных средств 538 рублей 10 копеек) - - 99 рублей 07 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 249 дней, компенсация 66 рублей 99 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 6 рублей 71 копейка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 14 рублей 64 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 10 рублей 73 копейки).
Ноябрь 2022 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 636 рублей 98 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 219 дней, компенсация 412 рублей 47 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Декабрь 2022 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 578 рублей 59 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 188 дней, компенсация 354 рубля 08 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Январь 2023 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 520 рублей 21 копейка (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 157 дней, компенсация 295 рублей 70 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Февраль 2023 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 467 рублей 47 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 129 дней, компенсация 242 рубля 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Март 2023 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 412 рублей 85 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 100 дней, компенсация 188 рублей 34 копейки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Апрель 2023 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 352 рубля 58 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 68 дней, компенсация 128 рублей 07 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Май 2023 года (сумма задержанных средств 3 766 рублей 84 копеек) - 294 рубля 20 копеек (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 37 дней, компенсация 69 рублей 69 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 46 рублей 96 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 102 рубля 46 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 75 рублей 09 копеек).
Июнь 2023 года (сумма задержанных средств 2 109 рублей 44 копейки) - 135 рублей 22 копейки (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 7,5 %, 9 дней, компенсация 9 рублей 49 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 8,5%, 22 дня, компенсация 26 рублей 30 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 12 %, 34 дня, компенсация 57 рублей 38 копеек; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка 13 %, 23 дня, компенсация 42 рубля 05 копеек).
В абзаце 2 пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что суд в силу статей 21 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при нарушении его имущественных прав (например, задержка выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом обстоятельств дела, объема нарушенных прав Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А., требований разумности и справедливости, соразмерности последствиям нарушенных трудовых прав, суд полагает возможным взыскать с МОУ СОШ №15 г. Борзя в пользу Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А. компенсацию причиненного морального вреда в размере по 2 000 рублей, каждой.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ, суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом установлено, что МОУ СОШ №15 г. Борзя является муниципальным учреждением, учредителем которого согласно Уставу является муниципальный район «Борзинский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой орган администрации муниципального района «Борзинский район» - Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район». Финансирование обеспечения деятельности образовательной организации осуществляется за счет средств бюджет муниципального района «Борзинский район» и на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем (пункты 1,5, 4.15 Устава).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» профинансировать МОУ СОШ №15 г. Борзя, в случае недостаточности у последнего, в целях произведения выплат Ермолиной Л.К., Тюкавкиной Е.А.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района «Борзинский район» надлежит отказать.
Администрация муниципального района «Борзинский район» в своих письменных возражениях указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчиков Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края.
Данные доводы являются ошибочными, в связи со следующим.
Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года №192).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении настоящего дела фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального округа установлено не было, стороной ответчика не доказано. Не усматривается такая обязанность из устава МОУ СОШ №15 г. Борзя.
Таким образом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерства не имеется.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таком положении на основании положений статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика МОУ СОШ №15 г. Борзя следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в сумме 2272 рубля 14 копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя» (ИНН 7529007930, ОГРН 1027501006170)
- в пользу Ермолиной ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Забайкальскому краю) неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22923 рубля, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 2671 рубль 34 копейки, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
- в пользу Тюкавкиной ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Забайкальскому краю) неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29015 рублей 44 копейки, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 3497 рублей 17 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя» (ИНН 7529007930, ОГРН 1027501006170) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет и выплатить задолженность по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска Ермолиной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4535 рублей 04 копейки, Тюкавкиной ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6429 рублей 44 копейки.
Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя» (ИНН 7529007930, ОГРН 1027501006170), в случае недостаточности у последнего, в целях произведения указанных выше выплат Ермолиной ФИО1, Тюкавкиной ФИО2.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Борзя» (ИНН 7529007930, ОГРН 1027501006170) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2272 рубля 14 копеек.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района «Борзинский район» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Борзинский городской суд Забайкальского края с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.С. Судовцев
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года.