Дело № 2-219/2023
УИД 21RS0014-01-2023-000178-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
УСТАНОВИЛ:
Администрация Урмарского муниципального округа Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением о признании за ней права муниципальной собственности на следующие объекты бесхозяйного недвижимого имущества: сооружение гидротехническое – (данные изъяты). Заявление мотивировано тем, что указанные объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Урмарского муниципального округа Чувашской Республики приняты на учет Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике в качестве бесхозяйных. Вышеуказанные объекты недвижимого имущества состояли на учете в качестве бесхозяйных недвижимых вещей более одного года, что подтверждается выпиской из ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Обращений о признании права собственности на данные объекты до настоящего времени не поступали. Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ заявитель просил признать за Урмарским муниципальным округом Чувашской Республики право муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества.
Представитель заявителя – глава администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики ФИО2 просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил суду заявление.
Заинтересованные лица – МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений на заявление не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 ГПК РФ.
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В судебном заседании установлено, что объекты недвижимого имущества: сооружение гидротехническое – (данные изъяты) в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества приняты на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (дата) и (дата). Данное обстоятельство подтверждается Выписками из ЕГРН от (дата) и (дата).
Таким образом, с момента постановки этих сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости и до момента возбуждения дела о признании права муниципальной собственности на эти объекты истекло более года.
Из письма Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (адрес изъят) Эл, Чувашской Республике и (адрес изъят) №-СС/7217 от (дата) следует, что сведения об объектах недвижимости, на которые просит признать право муниципальной собственности как на бесхозяйные объекты заявитель администрация Урмарского муниципального округа Чувашской Республики, по состоянию на (дата) в реестре федерального имущества отсутствуют.
В реестре муниципальной собственности Урмарского муниципального округа Чувашской Республики данные объекты также не значатся (письмо Главы администрации Урмарского муниципального округа ЧР от (дата) №).
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд признает, что собственники объектов недвижимости: сооружение гидротехническое – (данные изъяты) не известны.
На протяжении более одного года с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанных объектов недвижимости имущества на учет в качестве бесхозяйных, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили. Следовательно, вышеуказанные объекты недвижимого имущества, являются бесхозяйными.
Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принимая решение, суд учитывает также нижеследующее.
Согласно пункта 3 статьи 15 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от (дата) N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объектов нежилого фонда законом не запрещена и не ограничена, а поэтому их нахождение в муниципальной собственности Урмарского муниципального округа Чувашской Республики - не противоречит требованиям действующего законодательства, а приобретение права муниципальной собственности на данные сооружения имеет своей целью решение вопросов местного значения муниципалитета, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Урмарский муниципальный округ Чувашской Республики на:
- сооружение гидротехническое – (данные изъяты)
(данные изъяты).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Калинина Л.А.