Дело № 2-6/2022
УИД 02RS0001-01-2021-004984-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Якпуновой Э.С.,
с участием прокурора Тундиновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах ФИО3 к администрации г. Горно-Алтайска, Колондина Н.А., Колондина Н.А. о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд в интересах ФИО3 к ответчикам администрации г. Горно-Алтайска, Колондина Н.А., Колондина Н.А. с вышеназванным иском, в котором просит (с учетом изменения и уточнения) обязать собственников земельных участков по <адрес> Колондина Н.А., Каландину Н.А. соответственно обеспечить доступ к их земельным участкам для проведения работ по замене труб. Возложить обязанность на администрацию г. Горно-Алтайска провести работы, заменив трубы водоотведения на участках по <адрес> с диаметром 300 мм на трубы с диаметром 1 000 мм, с обеспечением достаточного уклона.
Требования мотивированы тем, что по заявлению ФИО3 прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что земельный участок истца подтапливается ливневыми и грунтовыми водами, ввиду недостаточной организации администрацией г. Горно-Алтайска водоотведения для стока ливневых сточных вод и грунтовых вод. Требования предъявлены со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила благоустройства территории МО г. Горно-Алтайск.
В судебном заседании помощник прокурора г. Горно-Алтайска ФИО7, ФИО3 поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании по требованиям возражала.
Ответчики Колондина Н.А., Колондина Н.А. в судебном заседании по требованиям истца возражали.
Представитель МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации г. Горно-Алтайска» ФИО9 в ходе судебного заседания по требования возражала.
Представители ФКУ Упрдор «Алтай» ФИО10, ФИО11 в судебном заседании по уточненным заявленным требованиям не возражали.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав экспертов, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что с 19.08.2019 года ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес>
Собственниками земельных участков по пер. <адрес> являются Колондина Н.А. и Каландина Н.А. соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что участок по <адрес> подтоплен, водоотводной кювет, расположенный по периметру участков по <адрес>, наполнен сточными водами.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, государственная политика в сфере водоотведения направлена на достижение таких целей, как охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения; снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечение доступности водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоотведение; обеспечение развития централизованных систем водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами. Частью 1 статьи 6 закона № 416-ФЗ закреплено, что к полномочиям opганов местного самоуправления городских поселений относится принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение своих обязательств.
Пунктом 9 Государственного стандарта ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» закреплено, что под канализацией понимается отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Согласно п.п. 3.10, 4.1, 4.1.1, 4,8, 4.9 Свода правил 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85», утвержденного приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года № 964/пр, подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Последовательное применение приведенных положений законодательства приводит к выводу о том, что в полномочия органов местного самоуправления входит принятие мер по организации водоотведения.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца проведена судебная экспертиза. Согласно заключения эксперта ООО «Алтайское бюро Технических экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, причинами подтопления земельного участка по пер. <адрес> период таяния снега и длительных ливней является недостаточный уклон сети водоотведения в районе земельных участков по адресам: пер<адрес>, пер. <адрес> и изменение сечения трубопроводов с диаметра труб равного 1000 мм до диаметра труб 300 мм на участке в районе земельного участка по <адрес> и на земельном участке по <адрес>, что не обеспечивает необходимую скорость потока сточных вод, может привести к засорению сети водоотведения поверхностных сточных вод.
Экспертами предложены два варианта устранения подтопления, на одном из которых настаивает истец ФИО3 и прокурор.
Из заключения экспертизы следует, что выводы экспертов основаны лишь на визуальном осмотре земельных участков с применением рулетки и лазера. Каких либо иных исследований (проектно-изыскательских работ) в ходе проведения экспертизы не проводилось.
Опрошенные в судебном заседании эксперты ФИО12, ФИО13 пояснили, что предложенные варианты устранения причин подтопления не являются окончательными, поскольку требуется проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации, в ходе которой должны быть определены конкретные виды работ и возможность их проведения по предложенным вариантам.
Таким образом, суд оценивает данное заключение экспертов критически. Выводы указанного заключения не могут быть положены в основу решения суда по данному спору.
При установленных обстоятельствах, учитывая требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что причина подтопления земельного участка ФИО3 заключается в недостаточном уклоне водоотведения и размере сечения труб и связана с ненадлежащим исполнением администрацией г. Горно-Алтайска своих обязанностей. Кроме того, отсутствуют доказательства, что предложенный экспертом вариант, на котором настаивает истец, приведет к устренению подтопления его участка, без нарушения прав и законных интересов других лиц.
Суд полагает, что заявленные прокурором требования без проведения проектно-изыскательских работ и при отсутствии достаточных доказательств того, какие именно работы приведут к устранению подтопления участка, приведет к нарушению прав ответчика Колондина Н.А., на участке которой истец просит произвести замену труб и изменить уклон участка.
Таким образом, с учетом соблюдения баланса интересов сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Горно-Алтайска в интересах ФИО3 к администрации г. Горно-Алтайска, Колондина Н.А., Колондина Н.А. о возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2022 года.
Судья С.И. Полякова