УИД № №№
РЕШЕНИЕ
7 июля 2022г. г.Костомукша
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия (186930, РК, г.Костомукша, ул.Ленина, д.9 «а») Иванов А.В., с участием представителя МУП «ОШС» Богдановой Е.В., представителя административного органа Павловской С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Объединение школьных столовых» на постановление Врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах от 28.04.2022 о привлечении муниципального унитарного предприятия «Объединение школьных столовых» к административной ответственности, предусмотренной ст.6.6 и ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
установил:
Постановлением Врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах от 28.04.2022 муниципальное унитарное предприятие «Объединение школьных столовых» (далее по тексту МУП «ОШС») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.6.6 и ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и в соответствии со ст.4.4 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за допущение деятельности предприятия с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых и других местах), в том числе при приготовлении пищи, напитков, их хранении и реализации населению, а также за нарушение предприятием требований технического регламента.
В жалобе директор МУП «ОШС» Богданова Е.В. указывает, что с постановлением не согласна, просит его отменить. В обосновании указывает, что меню утверждены директором и согласованы директорами школы, размещены на всех доступных интернет-ресурсах. Меню не соответствуют требованиям санитарных правил и норм в связи с тем, что установленная учредителем стоимость завтрака и обеда ниже себестоимости приемов пищи с заложенным выходом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. МУП «ОШС» является муниципальным учреждением и не может самостоятельно изменять стоимость блюд. В договоре между общеобразовательной организацией и МУП «ОШС» не предусмотрено ведение ведомостей контроля, это полностью функция школы. При проверке были предоставлены ведомости из программы, которые формируются автоматически. Информация о том, почему производилась замена блюд, территориальным отделом в ходе проверки не запрашивалась, а МУП «ОШС» не обязана вывешивать никакую информацию, которая должна была быть запрошена территориальным отделом у общеобразовательных организаций. Вопрос установления стоимости приемов пищи находится в исключительном ведении учредителя - администрации МО «Костомукшский городской округ». На момент проверки имеется согласование и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по РК Котович Л.М. о временном разрешении использования имеющейся схемы организации питания до решения вопроса с обеспечением полуфабрикатами пищеблоков школ без указания окончания срока данного разрешения. В ходе проведения проверки маркировка весов была восстановлена, а заведующей пищеблоком вынесено устное замечание. МУП «ОШС» регулярно информирует и учредителя, и руководителей общеобразовательных организаций о необходимости закупки и замены посуды и инвентаря, но не имеет возможности самостоятельно обновлять или заменять товар, так как не является его собственником, а лишь обеспечивает процесс приготовления пищи и закуп необходимых продуктов. Вопрос о приобретении шкафчиков для спецодежды персонала находится в исключительном ведении общеобразовательного учреждения. В 2020-2021 году не регистрировались вспышки заболеваний гриппом, не объявлялась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, поэтому люди, не привитые от гриппа, не отстранялись от работы. В соответствии с требованиями законодательства вакцинация от инфекционных заболеваний является добровольной. МУП «ОШС» в 2021 году обращалось к учредителю о необходимости установки холодильной камеры на пищеблоке МБОУ «Лицей №1» для обеспечения температурного режима хранения продуктов питания, однако ответа не получило. МУП «ОШС» производит завоз овощей небольшими партиями, тщательно следит за процессом обработки овощей и фруктов, что позволяет соблюдать основные требования - к обеспечению качества приготовляемых блюд, что подтвердила проводимая в процессе проверке экспертиза (по микробиологическим санитарно-химическим показателям).
Одновременно с жалобой заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу такой жалобы.
В судебном заседании заявитель представитель МУП «ОШС» Богданова Е.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, сообщив, что большинство из выявленных при проверке нарушений связаны с недостаточным финансированием деятельности предприятия в период пандемии в 2020-2021гг., МУП «ОШС» не подлежит ответственности, поскольку за вменяемые нарушения к административной ответственности было привлечено должностное лицо - директор предприятия, жалоба на постановление была составлена в 10-дневный срок со дня его получения, но ошибочно адресована в Арбитражный суд РК, возвративший ее, в связи с чем, считает пропуск срока на обжалование допущенным по уважительным причинам.
Представитель административного органа - Павловская С.В., с доводами жалобы не согласна, указала, что все вменяемые МУП «ОШС» нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в учебных заведениях г.Костомукша, а также нарушения требований технического регламента, подтверждены материалами делами, выявлены при проведении плановой проверки, наказание к юридическому лицу применено правильно, с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом № 70-ФЗ от 26.03.2022. Оснований для освобождения юридического лица от ответственности на основании ч.4 ст.2.1 КоАП РФ не имелось, поскольку на момент рассмотрения дела постановление о привлечении к ответственности должностного лица предприятия не вступило в законную силу, было обжаловано, кроме того, юридическим лицом не были устранены вменяемые нарушения правил и норм, выявленные при проведении проверки. Вопрос о восстановлении срока на обжалование оставила на усмотрение судьи.
Выслушав представителей, изучив дело об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановление должностным лицом вынесено 28.04.2022, получено привлекаемым лицом 23.05.2022.
Жалоба МУП «ОШС» датирована 25.05.2022, поступила в суд 16.06.2022, причины пропуска 10-дневного срока на обжалования мотивированы заявителем тем, что первоначально жалоба, составленная в установленный законом срок, была направлена в Арбитражный суд Республики Карелия и возвращена заявителю определением суда от 06.06.2022.
Принимая во внимание изложенное, учитывая положения части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, считаю необходимым восстановить заявителю пропущенный процессуальный срок на обжалование указанного судебного решения и рассмотреть жалобу по существу.
В соответствии со ст.6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Статей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
В силу ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32 утверждены Санитарные правила - СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, населению», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (п.1.1 Правил СП 2.3/2.4.3590-20).
Данные Правила распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению (далее - предприятия общественного питания) (п.1.2 Правил СП 2.3/2.4.3590-20).
Частью 1 ст.14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.45.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011г. №880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем.
Из материалов дела усматривается, что в период с 08.11.2021 по 17.12.2021 специалистами-экспертами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах проводилась плановая выездная проверка в муниципальном унитарном предприятии «Объединение школьных столовых» на основании решения Врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия.
Нарушения, выявленные по итогам проверки, зафиксированы в акте №550 от 17.12.2021, с которым директор МУП «ОШС» Богданова Е.В. ознакомлена.
В результате проверки в деятельности МУП «ОШС» выявлены нарушения ст.17, 25, 32, 34, 35, 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, ст.ст.22, 23 Федерального закона «29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.п.5.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2021 №20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне2021-2022», п.8.1.2, 8.1.2.3, приложение 9 таблица 1, таблица 3, приложение 10 таблица 1, таблица 3, приложения №13, приложения №7 таблица 2, п.8.1.4, 8.1.7, 8.1.6, п.2.1, 2.5, 2.4.6.1, 2.7, 2.9, 2.15, 2.18, 2.21, 3.1, 3.2, 3.,4, 3.13, 8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, общественного питания населения», п.1.5, 2.3.3, 2.4.6.2, 2.8.9 СанПин 2.4.3648-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п.п.58, 61, 62, 64, 74, 75, 78, п.11 раздела II СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п.п.1.4, 1.5 раздела I, п.п.2.1-2.7 раздела II СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», п.1 ч.1 ст.14, п.3, 4 ч.2 ст.14, ч.10 ст.17, ч.7 ст.17 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов», которые подробно и детально изложены в обжалуемом постановлении, и связаны: с ненадлежащей разработкой и утверждением меню для разных возрастных категорий школьников, не соответствием ведомостей контроля за рационом питания, не обеспечением обучающихся основными минимальными наборами пищевых продуктов, отсутствием информации с рекомендациями по организации здорового питания в обеденном зале столовых школ, не использованием пищевой продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами, осуществлением работы с использованием сырья и полуфабрикатов при отсутствии для этого в пищеблоках всего необходимого комплекса помещений, не обеспечение последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, чистой и грязной посуды, посетителей и персонала, отсутствием на весах маркировки, приготовлением блюд на столе с ненадлежащей и даже отсутствующей маркировкой, расположением готовой продукции в зоне работы с сырьем и полуфабрикатами, с нарушением требований к кухонной посуде и инвентарю, в том числе, по маркировке, загрязнением осветительных приборов в столовой, неисправностью контрольного термометра в холодильнике, ненадлежащим хранением одежды для персонала, отсутствием в туалете, умывальнике, моечной ванне средств для мытья рук и устройств для их вытирания (сушки), расположением грязной посуды на столе для чистой, отсутствием горячей воды в моечной раковине, допуском к работе персонала с нарушением сроков прохождения предварительных и периодических мед.осмотров и в отсутствие необходимых прививок, отсутствием документов, подтверждающих организацию и осуществление производственного контроля, а также со сроками и условиями хранения продукции (лука, моркови, свеклы, картофеля, капусты, яиц) в одной из школ города.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч.3 ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт совершения вменяемых МУП «ОШС» административных правонарушений подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а именно решением о проведении проверки №550, договорами, заключенными образовательными учреждениями с МУП «ОШС», копиями личных медицинских книг, протоколами об административном правонарушении №№ 4 и 5 от 24.01.2022, составленных в отношении МУП «ОШС» по ст.6.6, ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, протоколами осмотров помещений, экспертным заключением № 1014 от 15.12.2021, актом проверки от 17.12.2021 и другими.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных правонарушений.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Из материалов дела усматривается, что предприятие имело возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопреки доводам представителя заявителя в судебном заседании, недостаточное финансирование, работа предприятия в условиях пандемии, не являются основаниями для невыполнения действующих норм и правила, а также освобождения лица от ответственности за их нарушения.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку исследованных должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, доказательств по делу, поскольку, исходя из санитарных правил СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», договоров, заключенных МУП «ОШС» с образовательными учреждениями, обязанность за соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований, а также требований технических регламентов, нарушения которых выявлены при проведении проверки, возложена именно на юридическое лицо, привлеченное к ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.
Административное наказание назначено с учетом требований ст.4.4 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, совершивший одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.6.6, ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, МУП «ОШС», подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
При вынесении постановления о назначении административного наказания положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ должностным лицом о назначении административного наказания, были учтены.
Доводы Богдановой Е.В. о необоснованном, вопреки требованиям ч.4 ст.2.1 КоАП РФ, привлечении к ответственности юридического лица за те же нарушения, за которые ранее его должностное лицо было привлечено к административной ответственности, во внимание быть приняты не могут, поскольку каких-либо доказательств принятия со стороны МУП «ОШС» всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, нарушение которых вменяется этому предприятию, не представлено, тогда как представитель административного органа в судебном заседании сообщил о том, что указанные нарушения не устранены.
На основании изложенного доводы заявителя о необоснованном привлечении юридического лица к ответственности, неправильном назначении наказания, нахожу несостоятельными.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах, главного государственного санитарного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах от 28.04.2022 по делу об административном правонарушении, совершенном муниципальным унитарным предприятием «Объединение школьных столовых», оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии настоящего решения с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья А.В. Иванов