ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2022 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ламзиной С.В.,
при секретаре Агеевой Е.В.,
с участием прокурора Козочкиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД № 58RS0017-01-2022-000280-11 по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование заявления прокурором Кузнецкого района Пензенской области Козочкиной Т.М. указывается, что на территории муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области находится объект недвижимого имущества – артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, стр. 2, глубиной 180 м, собственник которого неизвестен.
Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 21.12.2016 № 425 объекту недвижимого имущества, иному сооружению (артезианская скважина), глубиной 180 м, с кадастровым номером 58:14:0030701:363, местоположением Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, присвоен адрес: Российская Федерация, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, 2.
Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 13.01.2017 № 1 внесены изменения в постановление администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 21.12.2016 № 425, после чего объекту недвижимого имущества, иному сооружению (артезианская скважина) глубиной 180 м, с кадастровым номером 58:14:0030701:363, местоположением Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, присвоен адрес: Российская Федерация, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, стр. 2.
До присвоения адреса местоположение указанной артезианской скважины было определено: Пензенская область, Кузнецкий район, в 2,95 км к ЮЗ от г. Кузнецка, 0,8 км северо-восточнее окраины с. Каменка, на левобережном водораздельном склоне реки Труев.
На основании заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области от 01.02.2017 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, глубиной 180 м.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно информации, поступившей из Департамента государственного имущества Пензенской области, в Реестре государственного имущества Пензенской области артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, в 2,95 км к ЮЗ от г. Кузнецка, 0,8 км северо-восточнее окраины с. Каменка, на левобережном водораздельном склоне реки Труев, не зарегистрирована. Информацией о правообладателях данного объекта недвижимости департамент не располагает.
Согласно сведениям, поступившим из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в реестре федерального имущества артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, в 2,95 км к ЮЗ от г. Кузнецка, 0,8 км северо-восточнее окраины с. Каменка, на левобережном водораздельном склоне реки Труев, не числится.
Также данный объект недвижимости не является собственностью муниципального района или иного юридического лица, расположенного на территории муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области.
Приводя положения ст. 225 ГК РФ, прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области просит признать за муниципальным образованием Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – артезианскую скважину, расположенную по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, стр. 2, глубиной 180 м.
В судебном заседании участвующий по делу прокурор Козочкина Т.М. доводы заявления поддержала по указанным в нем основаниям и просила его удовлетворить.
Представители администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и администрации Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно. В материалы дела предоставлены ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и поддержании заявленных прокурором требований и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации Кузнецкого района Пензенской области.
Суд, изучив доводы заявления и выслушав объяснения участвующего по делу прокурора Кузнецкого района Пензенской области, исследовав письменные материалы гражданского дела, считая возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц, от которых имеются заявления о рассмотрении дела без их участия, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин РФ вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционное право человека и гражданина, закрепленное в ст. 35 (части 2 и 3) Конституции РФ, распространяется на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо (п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П).
В силу ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом, в том числе, на судебную защиту.
Согласно ст. 11, абз. 2 ст. 12 ГК РФ судебная защита гражданских прав возможна, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 124 ГК муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пункт 1 ст. 235 ГК РФ исходит из того, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с в пп. 3, 4 и 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в частности проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
Согласно ч. 11 ст. 24 этого же Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
На основании ч. 10 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу п.п. 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, действующего с 01.01.2017, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленномЗаконом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных впункте 6настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемымЗакономк документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
Согласно п.п. 9 и 11 названного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение № 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу п.п. 2-3 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом положений ч. 1.1 этой же статьи к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с учетом положений ч. 1.1 данной статьи к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельского поселения по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что сооружение – артезианская скважина, глубиной 180 м, год ввода в эксплуатацию по завершении его строительства – 2004, с кадастровым номером № 58:14:0030701:363 расположена по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, в кадастровом квартале 58:14:0030701, что подтверждается техническим планом сооружения, составленным на основании декларации об объекте недвижимости кадастровым инженером СРО «АКИПУР» Кочуровой А.В. 18.11.2016 с приложением схемы расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке.
Выявив наличие на территории муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области объекта недвижимого имущества – артезианской скважины глубиной 180 м, расположенной по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, в 2,95 км к ЮЗ от г. Кузнецка, 0,8 км северо-восточнее окраины с. Каменка, на левобережном водораздельном склоне реки Труев, администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, действующая от имени и в интересах муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, обратилась с запросами в администрацию Кузнецкого района Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Средне-Волжский филиал Пензенское областное отделение Кузнецкий производственный участок о предоставлении сведений об отсутствии (наличии) в соответствующих реестрах государственного (муниципального), федерального имущества указанного сооружения.
Из ответов на данные запросы администрации Кузнецкого района Пензенской области, Департамента государственного имущества Пензенской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Средне-Волжский филиал Пензенское областное отделение Кузнецкий производственный участок следует, что спорный объект недвижимого имущества соответственно в реестрах муниципальной собственности Кузнецкого района Пензенской области не значится, государственного и федерального имущества не учитывается и отсутствует, сведений о его правообладателях не имеется.
Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 09.11.2016, выданного Межмуниципальным отделом по Кузнецкому, Неверкинскому и Камешкирским районам Управления Росреестра по Пензенской области, объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 21.12.2016 № 425 объекту недвижимого имущества, иному сооружению (артезианская скважина) глубиной 180 м, с кадастровым номером 58:14:0030701:363, местоположением Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, присвоен адрес: Российская Федерация, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, 2.
Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 13.01.2017 № 1 внесены изменения в постановление администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 21.12.2016 № 425, после чего объекту недвижимого имущества, иному сооружению (артезианская скважина) глубиной 180 м, с кадастровым номером 58:14:0030701:363, местоположением Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, присвоен адрес: Российская Федерация, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, стр. 2.
Таким образом, судом достоверно установлено, муниципальным образованием Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области соблюдена процедура постановки спорного объекта недвижимости в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве бесхозяйного имущества. По прошествии года с момента регистрации спорной артезианской скважины в качестве бесхозяйного, его собственник(и) или иное лицо(а), претендующее на него по иным основаниям, не были выявлены.
Поэтому, сооружение – артезианская скважина, расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Каменка, ул. Дорожная, стр. 2, глубиной 180 м, является бесхозяйной, поскольку не имеет собственника, право собственности на нее, равно как и ограничения прав, правопритязаний или иных заявленных прав требований не зарегистрировано. Наличие каких-либо прав на указанный объект недвижимости иных лиц не установлено, доказательств обратного в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56-57, 59-60, 71 ГПК РФ суду предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Яснополянский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 180 ░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 58:14:003701:363, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░░. 2.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: