Дело № 2-2403/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.
с участием помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска – Негороженко В.А., истца Трепышко Ю.В., представителя ответчика Кондратюк К.В., представителя третьего лица Васильева И.М., при секретаре судебного заседания Романской О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах несовершеннолетней ФИО1, законного представителя Трепышко Юлии Владимировны к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1, законного представителя Трепышко Ю.В. к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению законного представителя Трепышко Ю.В. по факту необеспечения ребенка ФИО1, страдающего сахарным диабетом 1 типа, изделиями медицинского назначения: системой непрерывного мониторинга глюкозы, несмотря на то, что по медицинским показаниями, ей необходимо непрерывное мониторирование глюкозы, установлена инсулиновая помпа, которая не обладает функцией непрерывного мониторирования. Отказ в предоставлении несовершеннолетней системы непрерывного мониторирования глюкозы, привели к нарушению права ребенка-инвалида на охрану его здоровья, что способствовало нравственным страданиям и переживаниям ребенка. Просит возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность обеспечить ФИО1 медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканером Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями; датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 27 сенсоров в год, до отмены по медицинским показаниям применения инсулиновой помпы (помповой инсилунотерапии). Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> компенсацию морального вреда, причиненного ФИО1 в размере 30 000 рублей. в пользу ФИО1
Определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КГКУЗ «МИАЦ» Министерства здравоохранения <адрес>, КГБУЗ «Детская городская клиническая больница» им. В.М.Истомина Министерства здравоохранения <адрес>.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
В судебном заседании помощник прокурора Негороженко В.А. исковые требования поддержал, пояснив, что несмотря на обеспечение несовершеннолетнего ребенка в настоящее время системой непрерывного мониторирования, требования прокурор поддерживает в полном объеме, поскольку обеспечение началось после обращения прокурора за судебной защитой ребенка. С целью избежать нарушений прав ребенка в будущем, прокурор просит принять решение по делу.
Законные представитель несовершеннолетней Трепышко Ю.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что дочь обеспечивается в настоящее время системой непрерывного мониторинга, но она опасается, что отказ в удовлетворении требований приведет к невозможности обращения в будущем.
Представитель ответчика Кондратюк К.В. исковые требования не признала, пояснив, что несовершеннолетняя обеспечивается системой непрерывного мониторирования с апреля 2024 г., когда ей была рекомендована данная система врачебной комиссией и в тот же период данная система была закуплена в <адрес>. В остальной части иска требования также не подлежат удовлетворению, поскольку не доказано причинение морального вреда действиями либо бездействиями должностных лиц ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица КГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9» – Васильев И.М., исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные представителем ответчика, дополнительно пояснив, что в настоящее время несовершеннолетняя обеспечивается в полном объеме системой НМГ и оснований для того, чтобы принимать положительное решение, не имеется.
Согласно письменных возражений третьего лица <адрес>, правовых оснований для обеспечения несовершеннолетнего системой непрерывного мониторинга не имеется.
Из письменного отзыва КГБУЗ «<адрес>вая клиническая больница им.Пиотровича» следует, что с требованиям прокурора учреждение не согласно ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
В силу положений п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются мать Трепышко Ю.В., отец ФИО8
ФИО1 является ребенком-инвалидом, что следует из справки МСЭ-2015 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ с датой очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ, основной клинический диагноз–Е.10.4. Инсулинозависимый сахарный диабет.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с указанной нормой, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2022 № 22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), в подраздел 2.2 «лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» Стандарта включен код медицинской услуги А09.05.023.001 «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования».
В разделе 3 «Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения» Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей» утв. Минздравом России 2019 г., приведены основные компоненты лечения сахарного диабета 1 типа у детей, в том числе обучение самоконтролю и проведение его в домашних условиях.
Подразделом 3.3 «Самоконтроль» Клинических рекомендаций рекомендуется проведение у пациентов с сахарным диабетом 1 типа регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях лечебно-профилактических учреждений глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флэш-мониторингом глюкозы, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше.
В силу подраздела 3.6 «Непрерывное мониторирование глюкозы» Клинических рекомендаций в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя данные ФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или его симптомы не соответствуют показателям системы.
Таким образом, указанный подраздел Стандарта, основываясь на Клинических рекомендациях, включает медицинскую услугу «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования» (код медицинской услуги №).
Между тем поименованная медицинская услуга не является жизненно необходимой, поскольку имеет усредненный показатель частоты предоставления (вероятность предоставления) менее 1, что, исходя из содержания сноски 2 Стандарта, означает проведение данного мероприятия не 100% пациентов, соответствующих данной модели, а только указанному в Стандарте проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечение которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программе государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающим в качестве одного из видов государственной социальной помощи детям-инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.9 ст.6.1, п.1 ч.1. ст. 6.2).
Правительство РФ утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст. 6.2 приведенного федерального закона).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р утверждены перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, являющееся лабораторным методом исследования и медицинской услугой, в указанный перечень не включено.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств гражданам назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, что следует из пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно материалам дела ФИО1 состоит на учете в КГБУЗ «Детская городская клиническая больница №» Министерства здравоохранения <адрес> с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа», инсулинозависимый, с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписного эпикриза из истории болезни № ФИО1 ребенок находился на лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с клиническим диагнозом: сахарный диабет 1 типа, манифестный, целевой гликозилированный гемоглобин 8%, код по МКБ: Е10.9, сопутствующий диагноз: дисфункция биллиарного тракта по гипотоничскому типу. Функциональная кардиопатия.
Согласно медицинской справки по результатам консультации ФИО1 с врачом детским эндокринологом ОГБУЗ «Детская областная больница» <адрес>, ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, у ребенка отмечается вариабильность гликемии в течение суток от 1,8 до 30 ммоль/л (периодически гипогликемии до 2-3 раз в неделю), получает помповую инсулинотерапию, применяется аспарт, приверженность терапии удовлетворительная, гликированный гемоглобин ДД.ММ.ГГГГ – 13%. Состояние средней тяжести по заболеванию, кожные покровы чистые, розовые. В легких дыхание везикулярное ЧД-18 в мин, ЧСС – 75 в мин. С учетом возраста ребенка, эпизодов гипогликемии, по жизненным показаниям, необходимо использовать в терапии систему непрерывного мониторинга глюкозы Фри стайл либра или аналогичные по решению региональных органов здравоохранения. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета (полнейропатия, нефропатия, ангиопатия сетчатки, слепота, почечная недостаточность).
В силу п. 3.6 Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утв. Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ, применение непрерывного мониторинга глюкозы в реальном времени следует рассмотреть у пациентов при: HbA1 с выше индивидуального целевого показателя; тяжелые гипогликемии (1 раза в последний год); высокая вариабельность гликемии независимо от уровня НвА1с; частные эпизоды легкой гипогликемии; выраженное снижение качества жизни; время в целевом диапазоне менее 50% по данным НМГ. Применение НМГ в реальном времени с функцией сигналов тревоги должно быть рассмотрено в следующих группах: дети, которые не могут сообщить о симптомах гипо- или гипергликемии; дети с нарушением восприятия гипогликемии; дети младше 4-х лет (в связи с противопоказаниями к использованию ФМГ).
Из материалов дела следует, что у несовершеннолетней ФИО1 имеются показания, указанные в п.3.6 Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утв. Министерством здравоохранения, для применения непрерывного мониторинга глюкозы, которые подтверждаются указанными выше медицинскими документами.
Следует также учитывать, что нуждаемость ФИО1 в системе непрерывного мониторинга глюкозы, подтверждена заседание врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, из выводов которой следует, что ФИО1 определены показания для использования системы непрерывного мониторинга глюкозы.
Согласно представленных дополнительных документов стороной ответчика, данный порядок обеспечения пациентов на территории <адрес>, разработан, ДД.ММ.ГГГГ заключен электронный контракт между КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения <адрес> и ООО «БСС» предметом которого является комплект изделий чрезкожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости и ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения <адрес> вынесено распоряжение №-р «об организации обеспечения детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет 1 типа, нуждающихся в системах непрерывного мониторинга глюкозы, в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом».
В целях своевременного обеспечения детей системами непрерывного мониторинга глюкозы, данным распоряжением утверждены: маршрутизация детей для определения необходимости использования по жизненным показаниями системы непрерывного мониторинга глюкозы; правила организации обеспечения системой непрерывного мониторинга глюкозы детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет 1 типа; перечень структурных подразделений краевого государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» министерства здравоохранения <адрес>, осуществляющих отпуск систем непрерывного мониторинга глюкозы.
Утвержденной маршрутизацией определено, что для получения системы непрерывного мониторинга глюкозы, установлен перечень медицинских организаций, детский врач-эндокринолог которых, устанавливает необходимость использования по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга глюкозы у детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно, в том числе в режиме телемедицинских консультаций.
Согласно п.2 разработанных правил организации обеспечения системой непрерывного мониторинга глюкозы, решение о необходимости использования пациентом СД 1 системы НМГ принимается не врачебной комиссией, на что ссылается ответчик в своем отзыве, а детским врачом-эндокринологом краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения министерства здравоохранения <адрес> в соответствии с маршрутизацией и именно детский врач-эндокринолог обеспечивает оформления решения о необходимости использования пациентом системы НМГ и проводит иные мероприятия, установленные правилами.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела, с учетом медицинских документов, заключения врачебной комиссии, установлена очевидная необходимость использования системы непрерывного мониторирования глюкозы для целей предотвращения жизнеугрожающих для здоровья несовершеннолетнего ребенка-инвалида, ситуаций.
В процессе рассмотрения дела, анализом медицинской документации, установлена возможность для ребенка-инвалида, страдающего сахарным диабетом, значительных изменений в течение незначительного периода времени в уровне глюкозы в крови.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Принимая во внимание, что в настоящее время несовершеннолетняя обеспечивается рекомендованной системой непрерывного мониторирования, правовых оснований для возложения принудительной обязанности по обеспечению системой непрерывного мониторирования, у суда не имеется, при том, что опасение прокурора о возможных нарушениях ответчиком в будущем, основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку не исключают возможность обращения за защитой нарушенных прав несовершеннолетней при наличии к тому правовых оснований.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
На основании статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины ответчика с учетом требований разумности и справедливости.
В силу п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, честь и доброе имя, <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитание детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
Право на обеспечение медицинскими изделиями, оказываемое бесплатно, относится к числу мер социальной поддержки ряда граждан, направленных на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья. Произвольное, то есть в отсутствие установленных нормами права оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, числе которых здоровье гражданина.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения <адрес>, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере здравоохранения: осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья расположенными на территории края учреждениями здравоохранения, в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере здравоохранения; принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и <адрес> в области здравоохранения, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний; осуществляет контроль за исполнением предписаний; обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством края для определенных категорий граждан, а также медико-санитарной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; осуществляет переданные органам государственной власти края полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по: закупкам лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей – инвалидов; организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контактам.
Отказывая в обеспечении несовершеннолетнего системой непрерывного мониторирования глюкозы крови, ответчик формально ссылался на отсутствие данного изделия в перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора медицинских услуг, лишив несовершеннолетнего права на обеспечение медицинским изделием в отсутствие решения органа (врачебной комиссии) о его нуждаемости в данном изделии, не организовав проведение врачебной комиссии с учетом жизненных показаний у ребенка, чем нарушило его право на охрану здоровья, гарантированное государством.
Учитывая фактически обстоятельства дела, длительность допущенного нарушения прав несовершеннолетнего, его индивидуальные особенности (возврат, состояние здоровья), длительность заболевания (с 2018 г.), характер причиненных нравственных и физических страданий, с учетом всех фактических обстоятельств дела при которых был причинен моральный вред, суд полагает подлежащим удовлетворению требование о взыскании морального вреда в размере 20 000 руб., размер которого согласуется с конституционной ценностью нарушенных нематериальных благ, характером и степенью причиненных нравственных страданий, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> (ИНН №, ОГРН №) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении №) в лице законного представителя Трепышко Юлии Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (№) денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 30.07.2024 г.
Судья О.С.Белоусова