Дело 5-751/2022
55RS0005-01-2022-001697-60
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Омск-33 ул. 9-я Северная д. 99 28 апреля 2022 года
Судья Первомайского районного суда города Омска Кульков В.С., при секретаре судебного заседания Шонус Т.И., рассмотрев материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница», юридический адрес: 644111, <адрес>, ИНН 5502018385, ОГРН 1025500734071, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору Гаевым Е.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская клиническая больница» (далее – БУЗОО «ОКБ»), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что БУЗОО «ОКБ» не выполнило предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
Поликлиника: п. 50/1/4 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной безопасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения, хранения, серверные, лаборатории) (ст. 88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»); п. 50/1/5 Помещения подвального этажа не имеют противопожарного заполнения дверных проемов для сообщения с первым этажом здания, а также отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (ч. 8 ст.88 табл. 23, 24, ч. 4 ст. 89 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” п. 24 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Правила противопожарного режима»); п. 50/1/6 В помещениях подвала отсутствует вытяжная система дымоудаления, (ст. 85 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, п. 7.2 СП 7.13130.2013 «Отопление, кондиционирование и вентиляция Требования к пожарной безопасности»); п. 50/1/7 Помещения подвальных этажей не обособлены от общих лестничных клеток с устройством выхода непосредственно наружу (ч. 4 ст. 89 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”); п. 50/1/8 В переходе в здание пансионата на первом этаже здания допускаются перепады высоты пола, без устройства пандуса с уклоном 1:6 или ступенями числом не менее 3-х (ст.89 от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Пансионат: п. 50/1/9 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения, хранения, лаборатории) (ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»); п. 50/1/10 Не оборудованы вторыми эвакуационными выходами второй, третий, четвёртый этаж, здания, с учётом протяженности эвакуационного пути (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 4.2.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
Прачечная: п. 50/1/11 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения сушки белья, складские помещения) (ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»).
Гараж: п. 50/1/12 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения автостоянки и административно бытовой вставки) (ч. 1 ст. 6, ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ”); п. 50/1/13 Деревянные конструкции кровли административно - бытовой вставки не обработаны огнезащитным составом (п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №); п. 50/1/15 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещение складского назначения, мастерские) (ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”).
Радиология: п. 50/1/16 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (материальный склад МРТ) (ч. 1 ст. 6, ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123 ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»).
Здание аптеки: п. 50/1/19 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степенью огнестойкости, (ч. 1 ст. 88 табл. 23, 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”); п. 50/1/20 Межэтажная разворотная площадка между первым и вторым этажами менее 1м (ч. 1 ст.89 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ М 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/21 В воздуховодах проходящих транзитно через помещения различного назначения отсутствуют огнепреградительные клапана, (ч. 1 ст. 6, ч. 14 ст. 88 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ”); п. 50/1/22 В объеме лестничной клетки допускается установка оборудования (радиатор отопления) на высоте менее 2,2 м (ст.89 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, п. 4.4.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/24 Люк на кровлю выполнен не в противопожарном исполнении, (ч. 1 ст. 6, ст. 88 табл. 24 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ М 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”); п. 50/1/25 Ширина выхода со второго этажа здания менее 0,8 м (фактически 0,63 м.) (ч. 1 ст.6, ст.89 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности”, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/26 В коридорах на путях эвакуации допускается размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м. (фактически 1,93 м.) (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ М 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
ЛДК: п. 50/1/27 На дверях в лестничные клетки, в перегородках, разделяющих коридоры на отсеки отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/28 Коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа (ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/29 Запоры на путях эвакуации не обеспечивают возможности беспрепятственного открывания без использования ключа (п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Реабилитация: п. 50/1/31 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения хранения, серверные, лаборатории, вентиляционные) (ч. 1 ст. 6, ст. 88 табл. 23, 24 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ”; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»),
Общие мероприятия: п. 50/1/32 Заполнение дверных проемов в помещения различного класса функциональной пожарной опасности не противопожарного заполнения с нормированной степень огнестойкости (помещения хранения, серверные, лаборатории, вентиляционные, производственные помещения) (ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закон от 22 июля 2008 года М 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара»); п. 50/1/34 Не проведены испытания наружных пожарных лестниц и ограждений кровли с составлением акта (п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №); п. 50/1/35 Не обеспечена работоспособность и своевременное обслуживание насосов-повысителей (п. 52 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №); п. 50/1/36 Подземные переходы не разделены противопожарным преградами на отсеки, (переход прачечная) (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 5.3.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/37 Во всех палатных корпусах коридоры не разделены противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м. (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); п. 50/1/38 Запоры на путях эвакуации не обеспечивают возможности беспрепятственного открывания без использования ключа (п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.20201 №); п. 50/1/39 В противопожарных преградах помещений хранения в подвальном этаже отсутствует противопожарное заполнение проемов (ч. 1 ст. 6, ст.88 табл. 23, 24 Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”; п. 50/1/40 Отсутствует противодымная вентиляция пешеходных тоннелей подвальных цокольных этажей (ст. 85 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 7.2 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»).
Действия БУЗОО «ОКБ» квалифицированы должностным лицом ТОНДиПР ЦАО г. Омска по ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору Гаевым Е.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская клиническая больница» (далее – БУЗОО «ОКБ»), из которого следует, что 05.03.2022 в 10-00 часов при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что БУЗОО «ОКБ» нарушены требования ч. 2.1. ст. 20.4 КоАП РФ, тем самым совершено повторное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
Главный корпус - 9 этажное здание: п. 270/1/1 Лестничные клетки здание высотой более 28 м. не предусмотрены незадымляемыми 2-го типа (фактически не осуществлена автоматизация системы противодымной вентиляции с автоматической пожарной сигнализацией) (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 7.7 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация системы противопожарной защиты»); п. 270/1/2 Двери незадымляемых лестничных клеток типа выполнены не противопожарными 2-типа (EI30) (ч. 1 ст. 6, ст. 88 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»); п. 270/1/6 Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечены источниками бесперебойного электропитания (ч. 1 ст. 6, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 91 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Главный корпус - 7 этажное здание: п. 270/1/11 Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечены источниками бесперебойного электропитания (ч. 1 ст. 6, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 91 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»»);
Роддом: п. 270/1/13 Отсутствует устройство для передачи сигнала на пульт пожарной охраны (ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 270/1/14 Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечены источниками бесперебойного электропитания (ч. 1 ст. 6, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 91 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 270/1/16 В левой части здания эвакуационные выходы из лестничной клетки здания ведущие на поэтажные коридоры не обеспечены уплотнением в притворах (фактически в нижней части двери допущен просвет, при отсутствии порога) (ч. 1 ст. 6, ст. 89 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 4.2.24 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
Поликлиника: п. 270/1/18 Автоматические установки пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечены источниками бесперебойного электропитания (ч. 1 ст. 6, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 91 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Пансионат: п. 270/1/20 В фойе 1-го этажа на путях эвакуации для покрытия стен допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью чем класс КМ2 (фактически не представлены сертификаты пожарной безопасности) (ч. 1 ст. 6, ч. 6 ст. 134, таб. 28 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Общие нарушения: п. 270/1/22 Не обеспечен ремонт, техническое облуживание систем противодымной вентиляции (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020№).
Действия БУЗОО «ОКБ» квалифицированы должностным лицом ТОНДиПР Центрального АО г. Омска по ст. 20.4 ч.2.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник БУЗОО «ОКБ» Куклинова Ж.Ю. с составленными протоколами согласилась, просила учесть материальное положение учреждения и частичное выполнение предписания, применив положения ст. 4.1 КоАП РФ.
Должностное лицо ТОНДиПР Центрального АО г. Омска государственный инспектор по пожарному надзору Аркатова К.В. в судебном заседании протоколы поддержала, подтвердив обстоятельства изложенные в материалах дела.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Частью 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 указанного Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 7 ст. 83 Закона системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В силу ч. 11 ст. 84 Закона системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно ст. 85 Закона в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий и сооружений без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений с различными классами функциональной пожарной опасности.
Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.
Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала.
При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов).
Одновременная работа автоматических установок аэрозольного, порошкового или газового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается.
Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.
Статьей 88 Закона регламентировано, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.
Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.
Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.
Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.
Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.
В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.
При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.
В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.
Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.
Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.
Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.
Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.
Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.
В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам предусмотрены статьей 89 названного закона.
Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании"
К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; 3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Эвакуационными выходами считаются также: выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами; выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 - В4, Г и Д в помещения категорий В1 - В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5; выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа; выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности; распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.
В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.
Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.
Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.
Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие: через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам; через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной; по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции; по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей; по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи.
Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
В соответствии с ч. 2 ст. 91 Закона автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (ч. 6 ст. 134).
В соответствии с требованиями п. 4.4.18 "СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194) в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 м (за исключением зданий и сооружений класса Ф5 категорий В, Д без постоянного пребывания людей), а также в зданиях класса Ф5 категорий А и Б вне зависимости от высоты следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки, как правило, типа Н1. Допускается:
в зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 предусматривать не более 50% незадымляемых лестничных клеток типа Н3, либо типа Н2 с входом в лестничную клетку через тамбур с конструктивным исполнением, аналогичным тамбур-шлюзу 1-го типа;
в зданиях класса Ф5 предусматривать незадымляемые лестничные клетки с учетом требований раздела 8.1.
В многофункциональных зданиях вне зависимости от их высоты, лестничные клетки, соединяющие части здания различной функциональной пожарной опасности, также должны предусматриваться незадымляемыми в соответствии с требованиями настоящего пункта, за исключением специально оговоренных случаев.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м.
Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ установлено, что двери эвакуационных выходов из помещений и коридоров, защищаемых противодымной вентиляцией, а также двери, установленные в перегородках, разделяющих коридоры здания, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
Для дверей, к которым настоящим сводом правил предъявляются требования по наличию уплотнения в притворах, указанное уплотнение допускается не предусматривать в нижней части двери при отсутствии порога в случае, если эти двери отделяют помещения и коридоры, не оборудованные противодымной вентиляцией и требования к дымогазонепроницаемости дверей не регламентируются.
В случае, если по условиям технологии двери, расположенные на путях эвакуации, необходимо эксплуатировать в открытом положении, они должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
При использовании двупольных дверей ширина эвакуационного выхода определяется только шириной выхода через "активные" дверные полотна. При этом учитывать ширину "пассивного" (зафиксированного) полотна не допускается. Для двупольных дверей следует предусматривать устройство самозакрывания с координацией последовательного закрывания полотен. При необходимости оснащения дверей устройствами типа "Антипаника" указанные устройства должны быть установлены на "активных" дверных полотнах.
Пунктом 4.3.5 установлено, что в полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец.
При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей, при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.
В силу п. 4.3.7 в эвакуационных коридорах, как правило, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование, предусмотренное в зданиях класса Ф5 в случаях, оговоренных в настоящем своде правил, допускается предусматривать выступающими из стен при сохранении нормативной ширины пути эвакуации, обозначении выступающих конструкций в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и выполнении мероприятий, направленных на исключение травмирования людей. Размещение радиаторов отопления также может быть предусмотрено с учетом требований пункта 4.4.9.
Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.
Согласно п. 4.4.2 Правил ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.
Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м.
Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
Пунктом 4.4.6 установлено, что выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
В силу п. 4.4.9, в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.
В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений. Защиту мусоропроводов следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В объеме обычных лестничных клеток, как правило, не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны, помещений для узлов управления центрального отопления и водомерных узлов, выгороженных перегородками из негорючих материалов. В зданиях детских дошкольных учреждений в объеме лестничных клеток допускается встраивать помещения санузлов площадью не более 5 м2.
Под маршами первого, цокольного или подвального этажа в обычных лестничных клетках допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.
Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только радиаторы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов, за исключением случаев применения противопожарных муфт при пересечении противопожарных преград) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и выполнения мероприятий для предотвращения травмирования людей. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций.
Ширина пандусов и горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 15 человек, должна предусматриваться не менее 1,2 м (п. 5.1.2).
Пунктом 5.3.4 установлено, что в зданиях этажностью более четырех этажей следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки в соответствии с требованиями пункта ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ Правил, в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 м (за исключением зданий и сооружений класса Ф5 категорий В, Д без постоянного пребывания людей), а также в зданиях класса Ф5 категорий А и Б вне зависимости от высоты следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки, как правило, типа Н1. Допускается:
в зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 предусматривать не более 50% незадымляемых лестничных клеток типа Н3, либо типа Н2 с входом в лестничную клетку через тамбур с конструктивным исполнением, аналогичным тамбур-шлюзу 1-го типа;
в зданиях класса Ф5 предусматривать незадымляемые лестничные клетки с учетом требований раздела 8.1.
В многофункциональных зданиях вне зависимости от их высоты, лестничные клетки, соединяющие части здания различной функциональной пожарной опасности, также должны предусматриваться незадымляемыми в соответствии с требованиями настоящего пункта, за исключением специально оговоренных случаев.
Согласно п. 7.7 Свода правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", автоматическая активация СПДВ должна осуществляться по сигналам из ЗКПС и/или по сигналам от участков АУПТ, относящихся к помещениям или их частям, защищаемых данными системами вытяжной противодымной вентиляции, составляющим зону противодымной вентиляции.
При условном делении объекта на дымовые зоны активация СПДВ должна осуществляться автоматически по сигналу из любой ЗКПС или любого отдельно идентифицируемого участка АУПТ, относящихся к данным дымовым зонам.
СПА должна учитывать требования СП 7.13130 при совместной работе с системами общеобменной вентиляции, местных отсосов, воздушного отопления и кондиционирования (далее - общеобменной вентиляции).
Частичное или полное отключение систем вентиляции и закрытие/открытие противопожарных клапанов должно осуществляться в соответствии с технологическими требованиями и с учетом требований СП 7.13130, установленными при проектировании систем общеобменной вентиляции и противодымной вентиляции объекта.
В случае, если при проектировании систем общеобменной вентиляции и противодымной вентиляции не определена возможность частичного отключения систем общеобменной вентиляции и закрытия/открытия противопожарных клапанов, данные действия должны осуществляться по всему объекту в целом независимо от его деления на пожарные отсеки при поступлении сигнала "Пожар" из любой ЗКПС или от любого участка АУПТ.
УДП должны размещаться в соответствии с требованиями СП 7.13130, а также с учетом положений настоящего свода правил.
Активация СПДВ должна осуществляться согласно первому поступившему сигналу от СПС, АУПТ или УДП СПДВ в определенной зоне противодымной защиты.
Пунктом. 5.1.2 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 установлено, что размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (ремонтные мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
Помещения взрывопожароопасных категорий А и Б размещать в жилых и общественных зданиях не допускается. Помещения пожароопасных категорий, кроме категорий В4 и Д, следует отделять от других помещений и коридоров в зданиях I, II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и (или) другими нормативными документами.
Указанное категорирование и выделение противопожарными преградами в жилых и общественных зданиях допускается не предусматривать:
- для помещений водоснабжения, канализации, мокрых помещений и других помещений, оборудование которых автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения нормативными документами не требуется;
- для размещаемых по процессу деятельности общественного объекта помещений санитарно-бытового назначения (гардеробных, кладовых уборочного инвентаря, белья, помещений мойки, стирки, глажения и т.п.);
- для кладовых любого назначения площадью до 10 м2, за исключением хранения изделий с горючими газами или легковоспламеняющимися жидкостями (кроме лекарственной, пищевой и парфюмерно-косметической продукции в мелкой расфасовке в соответствии с пунктом 5.5.3);
- для помещений приготовления пищи (с учетом требований к выделению пищеблоков в соответствии с пунктом 5.5.2), а также для охлаждаемых камер для продуктов питания и камер для пищевых отходов.
Пунктом 7.2 СП 7.13130.2013 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного и введенного в действие Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116 установлено, что удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать:
а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м;
б) из коридоров и пешеходных тоннелей подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры (тоннели) из помещений с постоянным пребыванием людей;
в) из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более:
- производственных и складских категорий А, Б, В;
- общественных и административно-бытовых;
- многофункциональных;
г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками;
д) из атриумов и пассажей;
е) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами, в том числе книгохранилищ, библиотек, фондохранилищ и реставрационных мастерских музеев, архивов (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости;
ж) из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре:
- с высокой плотностью пребывания людей;
- торговых залов;
- офисов;
- площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов;
- гардеробных площадью 200 м2 и более;
- автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения;
з) помещений хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, отдельно расположенных, встроенных или пристроенных к зданиям другого назначения (с парковкой как при участии, так и без участия водителей - с применением автоматизированных устройств), а также из изолированных рамп этих автостоянок.
Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1, В2, В3, а также предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.
Для торговых залов и офисных помещений площадью не более 800 м2 при расстоянии от наиболее удаленной части помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более 25 м удаление продуктов горения допускается предусматривать через примыкающие коридоры, холлы, рекреации, атриумы и пассажи.
Тупиковые части коридоров в зданиях различного назначения не допускается разделять перегородками с дверями на участки длиной менее 15 м.
Запуск систем вытяжной и приточной противодымной вентиляции в других зонах защиты при поступлении новых сигналов от СПС, АУПТ или УДП СПДВ может быть осуществлен только при следующих условиях:
- данный алгоритм работы предусмотрен при проектировании СПДВ;
- системы вытяжной и приточной ПДВ в данных зонах независимы друг от друга или производительности СПДВ достаточно для работы в нескольких зонах противодымной вентиляции одновременно;
- совместная работа СПДВ в нескольких зонах противодымной вентиляции не способствует распространению пожара и продуктов горения.
Во всех остальных случаях запуск СПДВ в других зонах защиты может быть предусмотрен только в ручном режиме с помощью органов управления ППУ (ППКУП) или после выполнения процедуры сброса ППУ (ППКУП).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 13 Правил при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.
По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Пунктом 17 Правил установлено, что руководители организаций:
а) обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время;
б) организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу п. 26 Правил, запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара.
Согласно п. 54 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной в 2021 году внеплановой выездной проверки в отношении БУЗОО «ОКБ», ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Законность предписания в установленном порядке не оспаривалась.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 57 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – предписания ТОНД и ПР по ЦАО <адрес> об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 270/1/1-34 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в ходе внеплановой выездной проверки выявлено неисполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, не выполнив в установленный в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ срок требования законодательства пожарной безопасности БУЗОО «ОКБ» совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем в отношении учреждения составлены протоколы об административных правонарушениях.
Вина БУЗОО «ОКБ» полностью подтверждается материалами дела: предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Допустимость и достоверность представленных в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколах об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протоколы составлены уполномоченным должностным лицом ТОНДиПР Центральному АО <адрес> в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не установлено.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения БУЗОО «ОКБ» к административной ответственности, не имеется.
Таким образом, действия БУЗОО «ОКБ» подлежат квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи и по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи. (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи. (ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ).
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенных административных правонарушений, обстоятельства совершения, имущественное и финансовое положение юридического лица, принятие мер по устранению нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Санкция ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санкция ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Принимая во внимание обстоятельства совершенных правонарушений выразившихся в неисполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и нарушения требований пожарной безопасности, выявленных при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), суд приходит к выводу о необходимости применения при назначении наказания положений ч.ч. 2-4 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая принятые меры устранению нарушений, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, поскольку именно данный вид наказания обеспечит достижение цели административного наказания.
С учетом вышеизложенного, учитывая характер совершенных административных правонарушений, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение бюджетного учреждения здравоохранения, принимая во внимание, что наложение административного штрафа в установленных пределах санкции ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ не будет в полной мере отвечать целям административной ответственности, поскольку с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, суд считает, что в данном случае имеются достаточные и объективные обстоятельства для назначения юридическому лицу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией указанной статьи.
Руководствуясь ст. ст. 4.1, 4.4, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья, -
П О С Т А Н О В И Л:
Признать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница», юридический адрес: 644111, <адрес>, ИНН 5502018385, ОГРН 1025500734071, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа: ГУ МЧС России по Омской области, л/с 04521784210, ИНН 5503084944, номер казначейского счета 40102810245370000044, наименование банка: Отделение Омск Банка России//УФК по Омской области г. Омск, БИК 015209001, ОКТМО 52701000, КБК 17711601201010004140, КПП 550301001.
Одновременно разъяснить, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вручения или получения копии постановления через Первомайский районный суд г. Омска.
Судья: В.С. Кульков