УИД 78RS0008-01-2021-010505-46
Дело № 2-20/2023 01 июня 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малышевой О.С.,
при секретаре Шуняеве К.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мигачевой Оксаны Геннадьевны к Чайковскому Олегу Геннадьевичу признании завещания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Мигачева О.Г. обратилась в суд с иском к Чайковскому О.Г. признании завещания <№> от 02.06.2016, составленного Чайковским Г.П. в пользу ответчика, недействительным.
Требования мотивированы тем, что наследодатель Чайковский Геннадий Петрович, <дата> рождения, умерший <дата>, в момент составления завещания не понимал значение своих действий и не мог правильно руководить ими.
Ответчик направил в суд своего представителя по доверенности Ярусова Я.В., который в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал ввиду их необоснованности.
Истец Мигачева О.Г., третьи лица нотариус Мельникова Т.Г., нотариус Оболенцева Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции РФ гарантируется право наследования.
В соответствии с ч. 2 ст. 218, ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статья 1118 ГК РФ устанавливает, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания, завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание (ст. 1119 ГК РФ).
Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
Так как завещание является сделкой, к нему применимы общие нормы права о действительности либо недействительности сделок.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой, в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашения сторон необходимо и достаточно выражение воли одной стороны.
В силу требований ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений данного Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно с п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Необходимым условием действительности сделки является соответствие волеизъявления воле лица, совершающего сделку. Нельзя считать действительными сделки, совершенные гражданином в состоянии, когда он не сознавал окружающей его обстановки, не отдавал отчета в совершаемых действиях и не мог руководить ими. Причина такого состояния, по смыслу анализируемой статьи, может быть разной, в том числе оно может быть вызвано наличием того или иного заболевания.
По смыслу вышеуказанных норм и разъяснений Пленума неспособность наследодателя в момент составления завещания понимать значение своих действий или руководить ими является основанием для признания завещания недействительным, поскольку соответствующее волеизъявление по распоряжению имуществом на случай смерти отсутствует.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по данному делу, являлись наличие или отсутствие психического расстройства у наследодателя в момент составления завещания, степень его тяжести, степень имеющихся нарушений его интеллектуального и (или) волевого уровня.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что 02.06.2016 нотариусом Западнодвинского нотариального округа Тверской области Мельниковой Т.Г. удостоверено завещание, согласно которому Чайковский Г.П., на случай своей смерти все свое имущество, какое ко дню ее смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно ни состояло и где бы оно не находилось, завещает своему сыну Чайковскому О.Г. (л.д. 48).
<дата> Чайковский Г.П. умер.
Оспаривая завещание, истица ссылалась на то, что наследодатель на момент составления завещания не мог отдавать отчет своим действиям и в полной мере руководить ими, так как страдал онкологическим заболеванием, в связи с чем принимал сильнодействующие медицинские препараты.
В целях обеспечения возможности представить доказательства в обоснование заявленных истцом требований, судом по ходатайству истца была истребована медицинская документами в отношении наследодателя, допрошены свидетели, а также назначена посмертная судебная психиатрическая экспертиза.
Из заключения комиссии экспертов СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6" следует, что Чайковский Г.П. на момент удостоверения оспариваемого завещания (02.06.2016) каким-либо психическим расстройством, которое бы лишало его способности понимать значение своих действий и руководить ими, не страдал, на это указывают данные анамнеза, материалов медицинской документации и гражданского дела, из которых следует, что у подэкспертного с 2013 года была диагностирована онкологическая патология (аденокарцинома предстательной железы), в связи с чем он получал гормональную терапию в интерметтирующем режиме, с 2016 года имеются указания на сосудистую патологию (гипертоническая болезнь, цереброваскулярная болезнь), при этом в представленной медицинской документации сведений о том, что указанная патология и принимаемые им лекарственные препараты, в юридически значимый период у Чайковского Г.П. сопровождалась какими-либо клинически очерченными изменениями психических функций, которые могли бы нарушать мотивацию и волевую регуляцию поведения, способности подэкспертного к смысловой оценке ситуации, осознанию юридических особенностей сделки и прогноза ее последствий, социального смысла сложившейся ситуации и своей роли в ней, не имеется. При осмотре онкологом в приближенный к юридически значимым действиям период указаний на нарушения психической сферы не имеется. Под наблюдением психиатров Чайковский Г.П. не находился, данных о госпитализациях в психиатрический стационар не имеется. Таким образом, в момент удостоверения оспариваемого завещания от 02.06.2016 Чайковский Г.П. мог понимать значение своих действий и руководить ими. В материалах гражданского дела и медицинской документации отсутствуют объективные сведения о наличии на момент юридических значимых действий у Чайковского Г.П. таких индивидуально-психологических особенностей как внушаемость, подчиняемость, эмоциональная зависимость, которые могли бы оказать влияние на его свободное волеизъявление и возможность правильно осознавать значение своих действий и руководить ими на момент оформления завещания. Таким образом, он мог руководить своими действиями на момент составления завещания от 02.06.2016.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, мотивированным и не допускает неоднозначного толкования, эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объективных доказательств, подтверждающих нахождение наследодателя Чайковского Г.П. в момент составления и подписания завещания в состоянии, когда он не был способен в полной мере понимать значение своих действий или руководить ими, истцом не в ходе рассмотрения дела представлено и судом не установлено.
Так, в силу ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В силу ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом (ст. 22 ГК РФ).
Таким образом, закон исходит из презумпции полной право и дееспособности любого гражданина, если он не ограничен в них в установленном законом порядке. В связи с чем, бремя доказывания того, что лицо не отдавало отчета своим действиям и не могло руководить ими в момент совершения сделки лежит на истце.
При этом суд также учитывает, что завещание наследодателем оформлено на своего сына задолго до смерти, наследодатель на учете у психиатра по месту жительства не состоял и не наблюдался, медицинская документация, которая бы свидетельствовала о тех или иных психических отклонениях наследодателя отсутствует.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Мигчевой О.Г. иска.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Мигачевой Оксаны Геннадьевны к Чайковскому Олегу Геннадьевичу признании завещания недействительным.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Малышева О.С.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2023.