23RS0№-28 Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 04 июля 2022 г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Котовой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаровой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома,
установил:
Истец Государственная жилищная инспекция Краснодарского края через представителя по доверенности ФИО4 обратилась в суд к ответчику ФИО1 с исковым заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование искового заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в <адрес> поступило заявление ООО «ОПЛОТ» (ИНН 2315995201) о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о многоквартирном <адрес> в <адрес>, в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме. В рамках рассмотрения указанного заявления произведен анализ правомерности принятия решений общим собранием собственников. Согласно данным о площади жилых и нежилых помещений, отраженных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме равна 257 кв.м., что составляет 100 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, согласно сведениям из Росреестра, установлены недостоверные сведения (Ф.И.О.) о собственниках квартир №, №, №. Произведенным расчетом кворума установлено, что в собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники, обладающие помещениями в многоквартирном доме суммарной площадью 80,8 кв. м., что соответствует 31,44 % голосов от общего числа всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, кворум для проведения общего собрания, в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ, не имелся, что свидетельствует о неправомочности данного собрания, так как в нем приняли участие собственники помещений в многоквартирном доме или их представители, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения ведений о многоквартирном доме в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «ОПЛОТ».
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению представителя истца по доверенности ФИО5, просила рассмотреть настоящее дело без участия представителя истца.
Ответчик ФИО1 и представитель третьего лица ООО «Оплот» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска, его удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Разделом 3 «Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края» (с изменениями на 20 августа 2019 года), утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 года № 861 установлены функции Инспекции, к которым в том числе относятся рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом о лицензировании, заявления соискателя лицензии о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и прилагаемых к нему документов, а также ведение реестра лицензий Краснодарского края, содержащего сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты.
Материалами дела установлено, что на рассмотрение в <адрес> поступило заявление ООО «ОПЛОТ» о внесении изменений в реестр лицензий <адрес> в части включения сведений о многоквартирном <адрес> в <адрес> в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением собственниками помещений в многоквартирном доме с ООО «ОПЛОТ» договора управления на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с чем, госжилинспекцией края проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой проведен анализ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе собственника <адрес> – ФИО1 проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, по результатам которого составлен указанный протокол.
В силу положений п. 1 ч. 6 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
В силу п. 4.1.5 «Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края» (с изменениями на 20 августа 2019 года), утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 года № 861 в целях выполнения поставленных задач и возложенных функций Инспекция в пределах установленных полномочий вправе обращаться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирномдоме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (п. 4).
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ, внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника. Обязанности инициаторов общего собрания собственников определены ч. 4 ст. 45 ЖК РФ и сводятся к тому, что инициатор проведения собрания обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения путем направления заказным письмом сообщения о проведении собрания, либо вручения сообщения каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещения информации в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме. Повестка дня собрания определяется инициатором проведения собрания и отражается в сообщении о проведении собрания.
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ, под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом, или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
В частности, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
Согласно ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с п. 1 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Из смысла п. п. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ следует, что оспоримое решение может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер этих нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника собрания.
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В рамках проведения проверки Государственной жилищной инспекцией края по вопросу правомерности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, изучен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением: реестр собственников помещений многоквартирном доме, сообщение о проведении внеочередного собрания собственников в многоквартирном доме, список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствующих на собрании, итоги голосования внеочередного собрания собственников в многоквартирном доме, решения собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе проведения проверки установлено, что в материалах общего собрания имеется сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатором общего собрания собственников помещений выступила собственник <адрес> - ФИО1, однако согласно данным Росреестра (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 не является собственником помещения № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Правообладателем <адрес> по указанному адресу является ФИО2.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения собрания, собственник помещения <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес>, отсутствует. При этом, в решениях и приложениях к протоколу № от 27.02.2022г. указан ФИО6, доверенность или иной документ, подтверждающий право подписи, к решению или в приложениях к протоколу отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес> на момент проведения собрания является ФИО7, при этом в решениях и приложениях к протоколу № от 27.02.2022г. указана ФИО8, доверенность или иной документ, подтверждающий право подписи, к решению или в приложениях к протоколу отсутствует.
<адрес> произведен расчет кворума и установлено, что в собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> приняли участие собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие суммарной площадью 80,8 кв.м – 31,44 % голосов от общего числа голосов всех собственников помещений данного многоквартирного дома (80,8/257*100).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы истца о многочисленных нарушениях при принятии общим собранием собственников помещений решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> края, оформленного протоколом № от 27.02.2022г. в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> края, оформленного протоколом № от 27.02.2022г. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома, - удовлетворить.
Признать недействительным решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийск В.А.Котова