Дело №
59RS0№-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года город Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Лобастовой О.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Пермского края» к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
ГКУ «Центр занятости населения Пермского края» обратилось в суд с иском к ФИО1 ФИО9. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных исковых требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратился в территориальный отдел по Свердловскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края за содействием в трудоустройстве. ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ФИО11 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты> и учредителем ООО «<данные изъяты>». При проверке было установлено, что ФИО12 ранее состоял на учете в центре занятости населения с выплатой пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о субсидии на предпринимательство, заключенного между ГКУ ЦЗН Пермского края и ФИО13., была предоставлена субсидия на предпринимательство и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а также финансовая помощь на оформление документов. Являясь занятым, ФИО14 не имел права на получение пособия по безработице и субсидии на предпринимательство и стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, финансовой помощи на оформление документов. В результате предоставления ложных сведений и сокрытия факта о своей занятости, влияющих на принятие решения службой занятости населения о признании гражданина безработным, ФИО15 незаконно получено пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, субсидия на предпринимательство и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме <данные изъяты> рублей, финансовая помощь на оформление документов в сумме <данные изъяты> рублей без установленных действующим законодательством оснований. Всего сумма незаконно полученных социальных выплат составила <данные изъяты> рублей. Истец уведомил ответчика о факте незаконного получения пособия по безработице, предложив вернуть указанную сумму в добровольном порядке. ДД.ММ.ГГГГ ответчик лично получил справку-расчет и требование о возврате, однако до настоящего времени ущерб не возмещен.
На основании изложенного, просит суд взыскать с Титова А.Е. в пользу ГКУ «ЦЗН Пермского края» сумму неосновательного обогащения в виде социальных выплат в размере 126 512 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 730 рублей.
В судебном заседании представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявил ходатайство о применении пропуска истцом срока обращения в суд.
Исследовав письменные документы настоящего дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ГКУ «Центр занятости населения Пермского края» в виду следующего.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно ст. 2 названного Закона РФ, занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе, выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные суммы, должно лежать на стороне, требующей возврата таких денежных сумм. Под недобросовестностью понимаются прежде всего противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.
Применительно к положениям статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации получателя пособия следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств. При этом установление недобросовестности возможно только при наличии умышленной формы вины.
Из пояснений сторон и письменных документов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО16. обратился в ГКУ ЦЗН Пермского края с Заявлением-анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д. 7).
Согласно Карточке персонального учета №, ФИО17 был ознакомлен с нормами Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ему разъяснены порядок и условия регистрации гражданина в качестве безработного, он так же был предупреждён об ответственности за получение пособия по безработице обманным путем. В Заявлении о регистрации в качестве безработного ответчик своей подписью подтвердил, что в настоящее время не является учредителем (участником) организации, членом потребительского кооператива (л.д. 6).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 признан безработным (л.д. 9).
Приказом № ФИО20. назначено пособие по безработице в процентном отношении к средней заработной плате, продолжительностью периода выплат <данные изъяты> месяцев (л.д. 10).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице ФИО21 прекращена в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости населения (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО23 обратился в ГКУ ЦЗН Пермского края с Заявлением-анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (л.д. 16).
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО25 рекомендовано уделить внимание разработке рентабельного бизнес-плана (в результате выявленных способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности). Оптимальный вид занятости в сфере предпринимательства – торговля (л.д. 17 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО26. рекомендовано осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 16 оборот).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО27. предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 19).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО28 перечислена финансовая помощь в размере <данные изъяты> рублей на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 20).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО29 перечислена финансовая помощь в размере <данные изъяты> рублей на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе и.о. начальника отдела по Свердловскому району г. Перми ГКУ ЦЗН ФИО5, ведущего инспектора Центра занятости населения ФИО4, ведущего инспектора Центра занятости населения ФИО6, ведущего инспектора Центра занятости населения ФИО7 составлен Акт о выявлении факта незаконного получения ФИО30. социальных выплат. В ходе указанной проверки было установлено, что являясь занятым, ФИО1 А.Е. не имел права на получение пособия по безработице и субсидии на предпринимательство и стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, финансовой помощи на оформление документов. Всего сумма незаконно полученных социальных выплат составила <данные изъяты> рублей (л.д. 32).
Из справки-расчета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО31. незаконно были получены социальные выплаты в виде пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля; в виде субсидии на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (регистрация ИП ФИО1 А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ) в сумме <данные изъяты> рублей; в виде финансовой помощи на оформление документов в сумме <данные изъяты> – на общую сумму <данные изъяты> рублей. Причина незаконного получения: пособие по безработице, субсидия и финансовая помощь получены во время регистрации в качестве директора и учредителя в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31). Указанная справка получена ФИО32 лично ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «ЦЗН Пермского края» направило в адрес ФИО34. Требование о возврате незаконно полученного пособия в размере <данные изъяты> рублей в добровольном порядке (л.д. 33, 34).
Данное Требование ФИО36 получено лично, что подтверждается его подписью.
При этом материальный ущерб им до настоящего времени не возмещен.
Исследовав обстоятельства настоящего дела и собранные по нему доказательства, суд находит доводы представителя истца обоснованными.
Между тем, возражая против заявленных исковых требований, ответчик в своих письменных возражениях просил применить к заявленным ГКУ «ЦЗН Пермского края» требованиям пропуск срока обращения в суд.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, сведения о том, что ФИО37 является учредителем юридического лица, стало известно только при повторном обращении ответчика ДД.ММ.ГГГГ в центр занятости населения. После этого письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «ЦЗН Пермского края» предложило ФИО38 возвратить незаконно полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. В связи с неудовлетворением данного требования ГКУ «ЦЗН Пермского края» в течение трехгодичного срока обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Заявленное стороной ответчика ходатайство о применении пропуска срока обращения ГКУ «ЦЗН Пермского края» в суд с данным иском суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 6 части 2, части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», деятельность государственной службы занятости населения, в числе иного, направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В силу пункта 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Исходя из приведенных норм права и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации в их совокупности, следует, что при определении начала срока исковой давности по подобным спорам необходимо установление не только виновного поведения ответчика, но и учет своевременности, правильности и полноты проверки истцом его данных.
Как установлено судом ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО39 состоял на регистрационном учете в качестве безработного, и, соответственно, предоставлял в орган занятости населения трудовую книжку, содержащую сведения о своем трудоустройстве. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО40 значился учредителем и директором ООО «<данные изъяты>», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает, что с момента принятия ФИО1 А.Е. на учет в качестве безработного гражданина, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец, как государственное учреждение, наделенное публично-властными полномочиями в сфере занятости населения, имел возможность проверить представленные ФИО1 ФИО41 документы и указанные им сведения и узнать о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него оснований для получения выплат за счет средств государственной службы занятости в указанные периоды, а, следовательно, узнать и о нарушении своего права ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки с лицевого счета ФИО42 последняя выплата пособия по безработице произведена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выплата прекращена в связи со снятием ФИО43 с учета. Таким образом, о нарушении своего права истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском о возврате выплаченных сумм пособий ДД.ММ.ГГГГ, за пределами срока исковой давности.
Кроме того, ГКУ ЦЗН Пермского края по требованию о возврате выплаченной суммы субсидии должно было узнать о нарушении своего права не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с даты подписания с ответчиком договора о предоставлении субсидии на предпринимательство, истец обратился в суд с иском о возврате выплаченной суммы субсидии ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока исковой давности.
Поскольку истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности, суд приходит к выводу об отказе ГКУ «ЦЗН Пермского края» в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО45 суммы неосновательного обогащения.
Требования истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от основного требования о взыскании неосновательного обогащения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Пермского края» к Титову Антону Евгеньевичу о взыскании неосновательного обогащения – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.Н. Лобастова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2022 года.