УИД 16RS0015-01-2022-000112-22
Копия Дело №2-57/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года с. Большие Кайбицы
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи Апастовского районного суда Республики Татарстан Нигматзяновой Э.А.,
с участием прокурора Кайбицкого района Республики Татарстан Сулейманова А.Р.,
при секретаре судебного заседания Уметбаевой Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кайбицкого района Республики Татарстан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
Установил:
Прокурор Кайбицкого района Республики Татарстан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму, мотивируя тем, что по результатам проведенной 25 января 2022 года проверки установлено, что в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» не установлены дополнительные камеры видеонаблюдения, не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, тем самым не обеспечена надлежащая антитеррористическая защита дошкольного образовательного учреждения, имеется реальная угроза жизни и здоровью работников учреждения и детей дошкольного возраста.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал и дал объяснения соответствующие исковому заявлению.
Ответчики – представитель МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» и муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» по доверенности Шакиров Р.С. в судебном заседании иск признал частично, пояснив, что 15 марта 2022 года между МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» и обществом с ограниченной ответственностью Частным охранным предприятием «АЙРУС» заключен договор на оказание услуг по охране объекта, в связи с чем просит в удовлетворении иска в этой части отказать. В части установки дополнительных камер видеонаблюдения и оборудования на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ просит определить срок исполнения судебного решения до конца 2022 года
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, работников образовательного учреждения, а также лиц, которые могут находиться в названном общественном месте).
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009"(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как следует из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судом установлено, что 25 января 2022 года прокуратурой Кайбицкого района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» законодательства в сфере антитеррористической безопасности дошкольного образовательного учреждения, в ходе которой выявлены следующие нарушения: в здании детского сада не установлены дополнительные камеры видеонаблюдения; не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» является муниципальным бюджетным учреждением дошкольного образования, что подтверждается п.1.1, 1.4 Устава.
В соответствии с п.1.7 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан», функции и полномочия Учредителя осуществляет Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.
31 мая 2021 года на имя руководителя Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан прокуратурой Кайбицкого района Республики Татарстан было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
Согласно полученному ответу №02-9 от 15.06.2021 по результатам рассмотрения представления прокуратуры Кайбицкого района выявленные нарушения законодательства не устранены.
Согласно акту проверки исполнения федерального законодательства от 25 января 2022 года, в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» выявлены нарушения законодательства антитеррористической деятельности, в частности в здании детского сада не установлены дополнительные камеры видеонаблюдения; не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие оборудования комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.п. "а" и "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п.4, 6 ч.1 ст.5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, которым установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Таким образом, ответчики обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.
Доводы представителя ответчиков Шакирова Р.С. о том, что 15 марта 2022 года между МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» и обществом с ограниченной ответственностью Частным охранным предприятием «АЙРУС» заключен договор на оказание услуг по охране объекта, суд не принимает во внимание, поскольку данный договор вступает в силу с 16 марта 2022 года, приказы о принятии сотрудников на работу для осуществления охраны общественного порядка в МБДОУ «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» отсутствуют.
Невыполнение муниципальным казенным учреждением «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» обязанности по финансированию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта в соответствии с требованиями законодательства влечет реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников, иных лиц, нарушает их право на безопасные условия жизнедеятельности, в связи с чем, исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Кайбицкого района Республики Татарстан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» и муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес>, а именно:
- установить в дошкольном образовательном учреждении дополнительные камеры видеонаблюдения и оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ в срок до 31 декабря 2022 года;
- обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.