№ 2-382/2023
66RS0023-01-2023-000392-46
Мотивированное решение изготовлено
31 июля 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Новая Ляля 24 июля 2023 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Булдаковой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Кочкиной А.А.,
с участием истца Грачева В.С.,
истца Сошниковой Т.П.,
представителя истца Глузман М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева В.М., Сошниковой Т.П., Давыдовой О.В., Грачева С.В. к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истцы Грачев В.М., Сошникова Т.П., Давыдова О.В. и Грачев С.В. обратились с исковым заявлением и просят обязать ответчика Администрацию Новолялинского городского округа Свердловской области предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, пригодное для проживания площадью не менее 63,7 кв. м, состоящее из трех комнат, находящееся в гор. Новая Ляля Свердловской области и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указали, что жилой дома, расположенный по адресу: (адрес обезличен), принадлежит администрации Новолялинского городского округа, является многоквартирным, относится к муниципальному жилому фонду. Истцы являются нанимателями указанного жилого помещения согласно договору социального найма № 405 от 09.08.2018, зарегистрированы в нем.
В соответствии с заключением межведомственного комиссии № 20 от 03.09.2021 дом по ул. (адрес обезличен) признан аварийным, подлежащим сносу. Распоряжением главы Новолялинского городского округа № 201 от 13.09.2021 «О сносе и расселении многоквартирного дома по адресу: (адрес обезличен)» указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и определен срок переселения граждан в 2026 году, срок сноса многоквартирного дома в 2027 году, и включен в перечень многоквартирных домов Новолялинского городского округа, признанных аварийными и подлежащими сносу и расселению. Срок, при наступлении которого ответчик обязался предоставить истцам другое жилье, а именно в 2026 году, нельзя признать разумным.
Истцы обратились с заявлением в администрацию Новолялинского городского округа о расселении дома, но получили ответ за № 289 от 20.03.2023, что в настоящее время не имеется возможности предоставления жилого помещения в связи с отсутствием в гор. Новая Ляля свободного для проживания муниципального жилья ранее 2026 года.
Дом по адресу: (адрес обезличен), находится в аварийном состоянии и проживание в нем невозможно и опасно. Согласно справке о пожаре от 29.03.2018 в жилом двухквартирном доме по адресу: (адрес обезличен), 08.08.1992 произошел пожар, в результате которого огнем уничтожены сени, дом, кладовая, повреждена крыша. После пожара жильцы собственными силами пытались восстановить порушенный огнем дом, но капитального ремонта никто не проводил.
На протяжении длительного времени истцы вынуждены проживать в жилье, которое создает опасность для проживания, материальных средств для приобретения жилья у них не имеется. В собственности жилья также они не имеют.
Истцы Грачев В.М. и Сошникова Т.П. являются пенсионерами по возрасту, имеют ряд заболеваний.
В судебном заседании истец Грачев В.М. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что в собственности жилых помещений он не имеет. Проживает в доме, который предоставлен им по договору социального найма. Однако, проживание в нем является опасным, поскольку потолки потрескались, из щелей в потолке сыплется земля на вещи, во время дождей вода протекает в квартиру, печь топить опасно, поскольку над дверкой выпали кирпичи и железо нагревается, начало прогорать, пол проваливается, стена между кухней и коридором прогнулась. Они обращались в администрацию Новолялинского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда, однако, им было отказано в связи с отсутствием свободного жилья.
Истец Сошникова Т.П. в судебном заседании поддержала исковые требования, просит их удовлетворить, поскольку проживание в доме невозможно, и представляет опасность для жизни и здоровья.
Представитель истца адвокат Глузман М.Р. поддержала доводы истцов, и также полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований
Истцы Давыдова О.В. и Грачев С.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
В настоящее судебное заседание представитель Администрации Новолялинского городского округа не явился. В письменном отзыве, направленном в суд, представитель ответчика Старчикова Ю.С., действующая на основании доверенности, указала, что установленный законодателем порядок обеспечения граждан жилыми помещениями взамен подлежащих сносу, предусматривает обеспечение равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Предоставление же жилого помещения из аналогичного количества занимаемых комнат возможно лишь при переселении из коммунальной квартиры. С учетом действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Таким образом, при предоставлении жилого помещение учитывается общая площадь ранее занимаемого жилого помещения, каких-либо оснований учитывать количество комнат не имеется. На территории Новолялинского городского округа выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда осуществляется в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Предоставление жилья осуществляется в рамках программ, в порядке очередности, исходя из даты признания дома аварийным.
Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», которая предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 и подлежащими сносу до 01.09.2025. Дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), признан аварийным и подлежащим сносу в 2021 году (распоряжение № 201 от 13.09.2021), в связи с чем он не попал в вышеуказанную программу. Согласно распоряжению главы № 201 от 13.09.2021 дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и переселению, определен срок расселения дома - 2026 год. В соответствии с постановлением главы Новолялинского городского округа № 687 от 27.07.2020, в актуальной редакции, утвержденной постановлением главы № 622 от 23.06.2022, срок расселения дома - 2026 год, а срок сноса – 2027 год. В настоящее время предоставить истцам жилое помещение не представляется возможным в виду отсутствия в городе Новая Ляля свободного пригодного для проживания муниципального жилья. Приобретение жилых помещений на вторичном рынке осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому администрация обязана совершать закупки товаров (в том числе недвижимого имущества) только в установленном указанным законом порядке, с проведением обязательных процедур (закупок) на официальном сайте госзакупок - zakupki.gov.ru. В связи с этим у администрации отсутствует возможность приобретать квартиры у физических или юридических лиц путем заключения прямых договоров без проведения предусмотренной законом процедуры, так как это будет являться нарушением законодательства о закупках и антимонопольного законодательства. Кроме того, приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья в соответствии с требованиями законодательства о закупках значительно затруднено, так как на территории Новолялинского городского округа отсутствует организованный рынок недвижимости (отсутствуют агентства недвижимости, риэлторы), а участие в электронных аукционах физических лиц затруднено. Предусмотренная законом процедура закупок квартир на вторичном рынке жилья, объективно исключает возможность предоставления гражданам жилого помещения в краткие сроки. Администрация городского округа является высокодотационной территорией, не имеет финансовой возможности единовременно переселить всех граждан из аварийного жилфонда. При наличии освободившегося муниципального жилья либо приобретения квартиры на вторичном рынке жилья, жилое помещение будет предоставлено истцам.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мусаева (Романова) Н.Д. и Грачева А.А., которые в судебное заседание не явились, направили письменные заявления о рассмотрении дела без их участия. Указали, что добровольно выехали из спорного жилого помещения в связи с переездом на иное место жительства. Не возражают против их исключения из договора социального найма, а также не претендуют на предоставление им иного жилья в связи с признанием дома по адресу: (адрес обезличен), аварийным.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля Шурыгину Т.М., исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния гражданам, проживающим в данном доме, предоставляются жилые помещения в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилые помещения признаются непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Документом, подтверждающим признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, является решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, принятое в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В судебном заседании установлено, что истец Сошникова (ранее – Грачева) Т.П. является нанимателем жилого помещения по адресу: (адрес обезличен), на основании договора социального найма жилого помещения от 09.08.2018, заключенного с Администрацией Новолялинского городского округа. Членами семьи нанимателя в договоре указаны Грачев В.М., Грачева А.А. (дочь), Грачева О.В. (дочь), Романова Н.Д. (внучка), Грачев С.В. (внук) (п. 3 договора) (л.д. 18 – 20).
Согласно справке, выданной управляющей компанией ООО «УК ПИК-Сервис» по состоянию на 20.03.2023 в жилом помещений по адресу: (адрес обезличен), зарегистрированы Грачев В.М., Сошникова (Грачева) Т.П., Грачева О.В., Грачев С.В.
Спорное жилое помещение находится в Муниципальной собственности МО Новолялинский городской округ.
Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 13.09.2021 № 201 жилой дом по адресу: (адрес обезличен), признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок расселения – 2026 год, срок сноса дома – 2027 год.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило заключение, составленное по результатам технического обследования от 01.09.2021 № ИО-592-07-2021, выполненное ООО «ПК «Интеграл», акт от 02.06.2021 № 20 и заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 03.09.2021 № 20.
Поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу только в 2021 году, в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» он включен не был.
Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации. Кадастра и картографии, истцы Грачев В.М., Сошникова Т.П., Давыдова О.В. и Грачев С.В. в собственности объектов недвижимости не имеют.
Также к материалам дела приложена копия пенсионного удостоверения от 28.01.2017, согласно которому Грачеву В.М. назначена пенсия по старости с октября 2015 года, и копия свидетельства пенсионера АА (номер обезличен) о назначении Сошниковой Т.П. страховой пенсии по старости.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, что не было реализовано органом местного самоуправления.
Пунктом III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Судом установлено, что на день вынесения решения, каких-либо жилых помещений, иного недвижимого имущества за истцами на праве собственности не зарегистрировано, последние вынуждены проживать в аварийном жилом помещении, которое в установленном законом порядке было признано непригодным для проживания. Истцы Грачев В.М. и Сошникова Т.П. являются пенсионерами по старости, в связи с чем приобрести иное жилое помещение для проживания возможности не имеют.
Суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Исходя из сведений относительно площади жилого помещения судом установлено, что общая площадь спорного жилого помещения составляет 63,7 кв.м, которая ответчиком признается и не оспаривается, в пределах которых истцам подлежит предоставлению жилое помещение пригодное для проживания.
Таким образом, исходя из правовых и фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку спорное жилое помещение непригодно для проживания, представляет опасность для проживания, поэтому у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен ранее занимаемого, площадью не менее 63,7 кв. метра в границах города Новая Ляля Свердловской области.
Таким образом, исковые требования истцов в данной части подлежат удовлетворению.
Истцами также заявлено требование о предоставлении вне очереди жилого помещения, состоящего из трех комнат.
Из указанных выше положений ст. 89 Жилищного кодекса РФ следует, что требование о количестве комнат при предоставлении жилого помещения взамен аварийного предусмотрено законом только при выселении из коммунальных квартир.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 81-КГ23-4-К8.
Таким образом, поскольку предоставление истцам жилого помещения обусловлено признанием занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, им должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без указания количества комнат в предоставляемом истцам жилом помещении.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1026602074190) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)), ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)), ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ 63,7 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░