Копия УИД: 16RS0048-01-2020-005192-73
Дело № 2-1779/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой Р.Ж.,
при секретаре Мамажановой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреева Артема Константиновича к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на гараж в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.К. обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на гараж в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца А.К,Е,, после смерти которого открылось наследство, в том числе из гаража боксового типа № и земельного участка площадью 19.2 кв.м., расположенных в гаражно-строительном кооперативе (далее – ГСК) «Энергетик», <адрес>. Единственным наследником имущества, открывшегося после смерти отца, является истец, иных наследников не имеется. Отец истца с 1980 года являлся членом ГСК «Энергетик», членские и паевые взносы им были полностью выплачены в 1980 году. При жизни умерший надлежащим образом право собственности на данный гараж не зарегистрировал. Согласно техническому паспорту по состоянию на 08 августа 2019 года гараж имеет общую площадь 15,9 кв.м, по наружному обмеру 16,7 кв.м Земельный участок, где расположен гараж, принадлежит наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения, как члену ГСК «Энергетик» в соответствии с постановлением Главы Администрации Московского района г. Казани №283 от 03 апреля 2000 года «О предоставлении земельных участков членам ГСК «Энергетик» и Постановлением Главы Администрации Московского района г. Казани №386 от 21 мая 2001 года «Об утверждении уточненного списка ГСК «Энергетик». На основании вышеизложенного, истец просит суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти А.К,Е,, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, расположенный по адресу: <адрес> и признать на него право собственности в порядке наследования за Андреевым Артемом Константиновичем.
По ходатайству представителя истца определением суда по делу привлечен соответчик Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, представил заключение эксперта о соответствии гаража градостроительным, строительным и противопожарным требованиям.
Представитель ответчиков в ходе судебного заседания просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что МКУ «Администрация Кировского и Московского районов г. Казани» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица ГСК «Энергетик», третье лицо нотариус Яковлев А.Ю. в судебное заседание явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образов, ранее представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование является одним из оснований приобретения права собственности на имущество.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер А.К,Е,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти III-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением ЗАГС ИКМО г. Казани Республики Татарстан.
В ответ на запрос суда нотариус Яковлев А.Ю. представил копию наследственного дела № к имуществу А.К,Е,, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из наследственного дела усматривается, что с заявлением о принятии наследства после смерти А.К,Е, обратился сын Андреев А.К., мать умершего А.Л.А отказалась от наследства, открывшегося после смерти сына в пользу своего внука Андреева А.К.
23 июля 2019 года нотариусом Яковлевым А.Ю. были выданы Андрееву А.К. свидетельства о праве на наследство по закону на 17/24 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Из справки № 8 от 13 августа 2019 года, выданной председателем ГСК «Энергетик», следует, что А.К,Е, принадлежит на праве собственности гараж (гаражный бокс) №, расположенный в ГСК «Энергетик» Московского района г. Казани. Паевой взнос в сумме 45 рублей за гараж внесен им полностью в 1980 году.
Согласно экспертному заключению №154-Э/2020 ООО гараж №, расположенный по адресу: г. Казань, ГСК «Энергетик» соответствует требованиям строительных, градостроительных, противопожарных норм и правил, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
В ходе судебного разбирательства каких-либо правопритязаний иных лиц на данное имущество не установлено. Гараж возведен на законном основании на земельном участке, предоставленном для целей ГСК, находится в пределах земельного участка ГСК, что подтверждается представленными суду документами.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В отличие от общего правила, установленного в статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении возникновения прав на недвижимое имущество, в рассматриваемом случае право собственности возникает не с момента государственной регистрации, а с момента завершения выплаты паевого взноса. Последующая государственная регистрация имеет лишь правоподтверждающее значение. В этой связи, суд приходит к выводу, что независимо от того, была ли осуществлена государственная регистрация, есть ли документ, подтверждающий право собственности на гаражный бокс, после смерти члена ГСК, выплатившего паевой взнос, объект недвижимости наследуется в общем порядке. При этом суд учитывает, что наследство открылось после 1 января 1990 года, и паевой взнос за гараж членом ГСК был полностью выплачен при жизни, следовательно, наследственным имуществом следует считать не паевой взнос, а именно гаражный бокс.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
Таким образом, суд, учитывая внесение наследодателем паевого взноса за указанный гараж задолго до смерти, приходит к выводу о том, что исковые требования о включении в состав наследства, оставшегося после смерти А.К,Е,, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гаража, расположенного по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о признании права собственности на спорный объект в порядке наследования за Андреевым А.К., суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
С учетом имеющегося в наследственном деле свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Андрееву А.К. исковые требования Андреева А.К. о признании в порядке наследования после смерти отца А.К,Е,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на гараж №, общей площадью 16,7 кв.м, инвентарный № расположенный по адресу: <адрес>», подлежат удовлетворению.
В свою очередь, иск к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подлежит отклонению как заявленный к ненадлежащему ответчику, поскольку обязанность по управлению муниципальной собственностью города Казани с учетом положений части 2 статьи 40 Устава МО г. Казани, устанавливающей, что управление муниципальной собственностью города Казани, т.е. не отнесенными к собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции Исполнительного комитета МО г. Казани, возлагается на Исполнительный комитет МО г. Казани.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Андреева Артема Константиновича к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на гараж в порядке наследования удовлетворить частично.
Включить гараж №, расположенный по адресу: <адрес> в наследственную массу, открывшуюся после смерти А.К,Е,, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Андреевым Артемом Константиновичем в порядке наследования после смерти А.К,Е,, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на гараж №, общей площадью 16,7 кв.м, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес>».
В удовлетворении исковых требований к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов г. Казани отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.
Судья (подпись) Фатхутдинова Р.Ж.
Копия верна.
Судья Фатхутдинова Р.Ж.