Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10181/2023 от 01.08.2023

    Судья: Энгель А.А.                         адм. дело N 33а-10181/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2023 года                                     г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Роменской В.Н. и Лёшиной Т.Е.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3271/2023 по апелляционной жалобе Янкова А.Н. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 8 июня 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного истца Шипанова А.В. и представителя административного ответчика Зыкова В.Ю., судебная коллегия

                                         установила:

Янкова А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решении органа местного самоуправления и о восстановлении нарушенного права.

В обоснование административного искового заявления указано, что Янкова А.Н. приходится матерью несовершеннолетней <данные изъяты>, с отцом ребенка Немчиновым Г.А. в зарегистрированном браке Янкова А.Н. не состояла, членами одной семьи с ним не являлась и не является.

Распоряжением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. N <данные изъяты> в составе семьи <данные изъяты> человек (<данные изъяты>.) признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, так же указано, что если в составе сведений, представленных при принятии на учет произойдут изменения, необходимо предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения.

Между Янковой А.Н. и Немчиновой Л.Н. (матерью Немчинова Г.А.) заключен договор купли продажи на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г<адрес> за счет собственных средств, и заемных средств по кредитному договору ПАО «Сбербанк» и Янковой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ г. N по программе «Приобретение готового жилья».

ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с рождением второго ребенка <данные изъяты> в администрацию г.о. Тольятти административным истцом предоставлены сведения об изменении состава семьи.

Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. N (получено заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ.) семью Янковой А.Н. сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключили из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Квартира приобретена у Немчиновой Л.Н., не являющейся близким родственником покупателя. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Приложение N1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N запрет на приобретение недвижимости у матери отца ребенка не содержат.

Ссылаясь на нарушение своего права на улучшение жилищных условий, Янкова А.Н. просила признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. N в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключения из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Янкову А.Н. с составом семьи <данные изъяты> человека (<данные изъяты>.);

обязать администрацию г.о. Тольятти восстановить на учете, на том же месте, в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещена в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Янкову А.Н. с составом семьи <данные изъяты> человека (<данные изъяты>

Решением Центрального районного суда г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д. 65-69).

В апелляционной жалобе Янкова А.Н. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым административный иск удовлетворить (л.д. 72-76).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.

Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда отмене не подлежит поскольку отвечает приведенным требованиям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьей 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти на день утверждения Правил регламентировались Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьями 13, 23 которого было закреплено, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Действующий в настоящее время Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в статьях 5, 13 закрепляет положения, аналогичные приведенным выше.

Реализуя законом предоставленные полномочия, во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Постановление N 1050.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, Янкова А.Н. и Немчинов Г.А. являются родителями <данные изъяты>.

Янкова А.Н. и Немчинов Г.А. в зарегистрированном браке не состояли, членами одной семьи не являются.

Судом установлено, что матерью Немчинова Г.А. и, соответственно, бабушкой несовершеннолетней <данные изъяты> является Немчинова Л.Н.

Распоряжением мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. N Янкова А.Н. с семьей в составе <данные изъяты> человек (<данные изъяты>.) признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации данной подпрограммы (л.д. 13).

На момент вынесения указанного распоряжения Янковой А.Н. принадлежала <данные изъяты> доли (<данные изъяты> кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> <адрес>, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи из двух человек составляла менее учетной нормы (<данные изъяты> кв.м на каждого члена семьи).

ДД.ММ.ГГГГ г. между Немчиновой Л.Н. (продавец) и Янковой А.Н. (покупатель) заключен договор купли-продажи на приобретение недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 16).

Указанное недвижимое имущество приобретено за счет собственных средств в размере <данные изъяты> руб., а так же заемных денежных средств в размере <данные изъяты> руб., предоставленных по кредитному договору между ПАО «Сбербанк» и Янковой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 18-20).

Административным истцом предоставлена справка кредитного учреждения об уплаченных процентах и основном долге от ДД.ММ.ГГГГ г, согласно которой, Янковой А.Н. производилась оплата основного долга и процентов по кредитному договору N в период с ДД.ММ.ГГГГ года.

Янкова А.Н. и Мальченков Д.В. являются родителями <данные изъяты> в зарегистрированном браке между собой не состояли, членами одной семьи не являются.

В ДД.ММ.ГГГГ г. Янкова А.Н. в связи с рождением сына Мальченкова Д.В. представила в администрацию г.о. Тольятти сведений о составе семьи.

Распоряжением заместителя Главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N Янкова А.Н. с составом семьи <данные изъяты> человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (л.д. 22).

Основанием для снятия с учета явилось обеспеченность общей площадью жилых помещений более учетной нормы.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пункт 2(1) Правил не противоречит актам большей юридической силы по следующим основаниям.

Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственной программы Российской Федерации по обеспечению доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации возложенные на него полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов, установило круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.

К числу таких условий относится пункт 2(1) Правил, предусматривающий, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников. Данная правовая норма направлена на реализацию мероприятий государственной программы и обеспечение целевого расходования средств федерального бюджета.

Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище. Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственных программ возложенные на него полномочия, вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.

Введение рассматриваемого по данному административному делу ограничения использования социальной выплаты обусловлено практикой заключения мнимых и притворных сделок с близкими родственниками с целью получения социальной выплаты в отсутствие фактического отчуждения жилого помещения и улучшения жилищных условий молодой семьи, что противоречит принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленному в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и препятствует решению задач и целей государственной программы Российской Федерации по обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, одним из способов эффективного решения задач в рамках реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере называет предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приложениями к Постановлению N 1050 (раздел IV).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что, возлагая на Российскую Федерацию обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой в этой сфере тем или иным категориям граждан, что дает федеральному законодателю достаточно широкую свободу усмотрения при выборе мер социальной поддержки, установлении критериев их дифференциации и условий предоставления. Вместе с тем данная конституционная обязанность предполагает принятие всех необходимых законодательных, административных и других мер, которые направлены на поддержку родителей при реализации ими своих родительских прав и обязанностей, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, а также закрепляют обязанность государства создавать с учетом его финансовых и экономических возможностей правовой механизм реализации их прав, в частности права на жилище (постановления от 8 июля 2014 г. N 21-П и 10 ноября 2009 г. N 17-П, определение от 4 февраля 2014 г. N 236-О).

Из материалов административного дела следует, что Янкова А.Н. является собственником <данные изъяты> доли (<данные изъяты> кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м. расположенного по адресу: <адрес> обеспеченность общей площадью на одного члена семьи из двух человек составляла менее учетной нормы (<данные изъяты> кв.м на каждого члена семьи).

ДД.ММ.ГГГГ года между Янкова А.Н. на основании договора купли-продажи стала собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Указанное жилое помещение приобретено Немчиновой Л.Н. являвшейся матерью Немчинова Г.А. и бабушкой несовершеннолетней <данные изъяты> (дочери административного истца).

Материалами дела факт родственных отношений между административным истцом Янковой А.Н. и Немчиновой Л.Н. установлен и подтвержден в ходе судебного заседания в суде первой инстанции.

Доказательств обратного в материалы дела не содержат.

В силу вышеприведённых норм, а именно положений пункта 2(1), абзаца 3 пункта 7 Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение указанного жилого помещения, в связи приобретением квартиры у близкого родственника и указанный объект не может быть исключен при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Доводы административного истца о противоречии пункта 2(1) Правил статьям 1, 3, 421 ГК РФ, статье 20 НК РФ судом первой инстанции проверялись и правильно признаны несостоятельными. Перечисленные правовые нормы носят общий характер и непосредственно не регулируют рассматриваемые правоотношения.

В части определения круга близких родственников пункт 2(1) Правил полностью согласуется с положениями статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации.

Указание в апелляционной жалобе на незаконность обжалованного решения органа местного самоуправления со ссылкой на неубедительность доводов суда о не противоречии пункта 2(1) Правил статье 20 НК РФ ошибочно. Названная норма содержит основания для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения и не регулирует правоотношения в сфере получения социальных выплат.

Какого-либо нормативного правового акта большей юридической силы, который бы иначе разрешал вопрос рассматриваемого ограничения использования социальной выплаты, и которому бы не соответствовало оспариваемое положение, не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном административном деле правоотношения, применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием.

Вывод о законности пункта 2(1) Правил сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Ссылка апелляционной жалобы на то, что пункт 2(1) правил не действует и не подлежит применению, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку указанный пункт с момента его введения в Правила не исключен, не признана утратившим силу. Более того, вопрос его наличия в Правилах был исследован высшими судами, которые подтвердили его правомерность и обоснованность введения такого ограничения.

Так, пункт 2(1) Правил введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Указанное Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 N 62 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 N 62 вносит изменение в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Вместе с тем абз. 9 п. 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, дополняет раздел III "Особенности механизма реализации Программы и управления Программой" абзацами следующего содержания: "Молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением N 1 к настоящим особенностям.

При разрешении спора судом верно указано, что на момент признания молодой семьи участниками подпрограммы у нее еще не возникает безусловное право на получение социальной выплаты. Ввиду дополнения Правил пунктом 2(1), носящим императивный характер, обязательной проверке и оценке органом местного самоуправления, принимающим решение о предоставлении социальной выплаты, подлежали обстоятельства заключения договора купли-продажи жилого помещения.

Принимая во внимание, что договор купли-продажи между Янковой А.Н. и Немчиновой Г.А. заключен ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. в период действия положений пункта 2(1) Правил, устанавливающих запрет на приобретение жилья у родственников, оснований для признания незаконным решения по учету и распределению жилой площади, не имелось.

Доводы Янковой А.Н. по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанции, являлись предметом всесторонней проверки судом, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Несогласие административного истца с установленными по делу обстоятельствами и оценкой районным судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает наличия допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта в апелляционном порядке.

При данных обстоятельствах решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Янковой А.Н. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение будет принято в течение десяти рабочих дней.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10181/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Янкова А.Н.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Заместитель главы г.о.Тольятти Дроботов А.А.
Другие
Щипанов А.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.08.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее