Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-129/2024 ~ М-87/2024 от 29.05.2024

Дело № 2-129/2024

УИД 75RS0012-01-2024-000137-21

Решение

Именем Российской Федерации

24 июля 2024 года                                                                                         с.Калга

     Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,

при секретаре Высотиной Н.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Новикова Д.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижне-Калгуканская средняя общеобразовательная школа» об обязании произвести перерасчет и выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате,

установил:

     Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в интересах ФИО1 в суд к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижне-Калгуканская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ») с вышеуказанным иском (с учетом уточнений).

     В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда в МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ», в ходе которой установлено, ФИО1 работает в МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» в должности <данные изъяты>. При начислении заработной платы, выплаты стимулирующего характера, в частности надбавка за выслугу лет определяется из расчета ставки 18 часов, а не из фактической нагрузки, установленной в учебной году. Установленный размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.

         С учетом уточнений истец просит обязать МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» произвести перерасчет и выплатить ФИО1 задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб.

         Помощник прокурора Калганского района Новиков Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

     Материальный истец ФИО1., ответчик МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ», третьи лица: администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края, Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края, Министерство образования науки молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об отложении не просили, своих представителей в суд не направили.

     В направленном в суд заявлении представитель ответчика МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» Волокитина Л.А. указала, что исковые требования прокурора признает, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также просила освободить МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» от оплаты государственной пошлины, в связи с недостаточностью финансирования.

     На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

     Выслушав помощника прокурора Новикова Д.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     В силу положений абз.5 ч.1 ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

     Этому праву работника в силу абз.7 ч.2 ст.22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

     Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

     В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

     Согласно ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 г. N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края" (далее - Закон N 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.

     В соответствии со ст.2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.

     Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.

     Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.

     Во исполнение положений ст.ст.2, 6, 144 ТК РФ, ст. 55 Устава Забайкальского края, Закона N 964-ЗЗК, в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014г. № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края».

     Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края. В соответствии с п.5.3 базовый должностной оклад учителя составляет 7 497 руб.

     В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включаются: выплата за специфику работы; выплата за интенсивность; выплата за высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; надбавка за особые условия работы; надбавка за стаж непрерывной работы; надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка молодым специалистам; надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, за высокие спортивные достижения; система премирования.

     Согласно ст.10 Закона № 964-ЗЗК надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада) устанавливается в том числе работникам краевых учреждений образования.

     В соответствии с пп.2.8.1 приложения № 1 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014г. № 1601 (далее - Приказ от 22.12.2014 № 1601), норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

     В соответствии с п.36.5.3 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, установленных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2022 года, протокол № 11 (далее - Единые рекомендации), определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

     В целях исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной работы необходимо руководствоваться пп.«а» п.36.5.2 Единых рекомендаций, в соответствии с которым для педагогических работников поименованных в пп.2.8.1 приложения № 1 к Приказу от 22.12.2014г. № 1601, заработная плата исчисляется путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

     На основании абзаца 9 раздела IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

     В силу положений ст.2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

     Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

     В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст.333 ТК РФ).

     Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 работает в МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» в должности учителя обществознания и истории, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. №

     Согласно тарификационному списку на ДД.ММ.ГГГГ учебный год ФИО1 установлена нагрузка – <данные изъяты> часа в неделю, установлен базовый оклад за ставку в размере <данные изъяты> руб., надбавка за выслугу лет <данные изъяты>%.

     Согласно тарификационному списку на ДД.ММ.ГГГГ учебный год ФИО1 установлена нагрузка – <данные изъяты> часа в неделю, установлен базовый оклад за ставку в размере <данные изъяты> руб., надбавка за выслугу лет <данные изъяты>%.

     В соответствии с Положением об оплате труда работников МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ», утвержденного директором школы без даты, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные и стимулирующие выплаты (п. 2.1.1).

     Разделом 2.3 Положения об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе, надбавка за выслугу лет.

     Ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу производится дифференцировано в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой стимулирующей выплаты и устанавливается локальным актом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в следующих размерах: от 1 года до 5 лет – 5% к должностному окладу, 05 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25% (п.2.3.5.2.1.).

     Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой (п.2.3.5.3.).

     Установление стимулирующей выплаты за выслугу лет является правом работодателя. Вместе с тем данное усмотрение работодателя не может быть произвольным, установленным в нарушение действующих Единых рекомендаций, то есть без учета фактической нагрузки работников.

     Из материалов дела следует, что начисление и выплата стимулирующих выплат ФИО1., а именно надбавка за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ учебные годы начислялась из расчета от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы.

     За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере <данные изъяты> руб.

     Обстоятельства, связанные с исчислением надбавки исходя из нормы часов педагогической нагрузки, без учета фактической нагрузки, не оспаривались ответчиками.

     Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

     Материалами дела подтверждается, что при норме педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, истец работала в спорные периоды <данные изъяты> и <данные изъяты> часа в неделю, при этом заработная плата, в части надбавки за выслугу лет, начислялась и выплачивалась истцу исходя из нормы работы 18 часов в неделю, а не фактически отработанного времени, то есть заработная плата в установленном размере не начислялась и не выплачивалась.

     Истцом представлен расчет в соответствии с которым размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1. за период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составил <данные изъяты> руб.

     Расчет, представленный истцами, судом проверен, является арифметически верным.

     Ответчиком контррасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы не представлен.

     На основании изложенного, требования прокурора о выплате в пользу материального истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за выслугу лет начисленной на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

     Требование об обязании МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ» произвести перерасчет задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате ФИО1. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. суд считает излишне заявленным и не подлежащим удовлетворению, с учетом того, что судом удовлетворены требования истца о выплате недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период.

     Учитывая, заявленное ходатайство представителя ответчика МОУ «Нижне-Калгуканская СОШ», ответчик является муниципальным бюджетным учреждением и финансируется из местного бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает учреждение от уплаты госпошлины.

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

     Исковые требования прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижне-Калгуканская средняя общеобразовательная школа» об обязании произвести перерасчет и выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате, удовлетворить частично.

     Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Калгуканская средняя общеобразовательная школа» (ИНН ОГРН ) выплатить ФИО1 (паспорт серия ) задолженность по недоначисленной невыплаченной заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб.

     В удовлетворении остальной части требований отказать.

     Освободить муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Калгуканская средняя общеобразовательная школа» от уплаты государственной пошлины.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья-подпись

Копия верна: Судья                                                                          О.А. Давыдова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2024 года.

2-129/2024 ~ М-87/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Жилина Анна Николаевна
Прокурор Калганского района Забайкальского края
Ответчики
МОУ Нижне-Калгуканская СОШ
Другие
Администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края
Министерство образования и науки Забайкальского края
Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края
Суд
Калганский районный суд Забайкальского края
Судья
Давыдова Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
kalga--cht.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее