Дело №12-272/2019 .
УИД 33 RS0005-01-2019-003426-31
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александров 19 декабря 2019 г.
Судья Александровского городского суда Владимирской области Гашина Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Стэлла» на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Центральное управление Ростехнадзора) Дудунова А.Н. от 8 ноября 2019 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Стэлла»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Дудунова А.Н. от 8 ноября 2019 г. № ООО «Стэлла» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Стэлла» Кривоносов М.М. обратился в суд с жалобой, в которой, не оспаривая вину ООО «Стэлла» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, просит, учитывая раскаяние в содеянном, конкретные обстоятельства дела и положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, постановление изменить в части назначения наказания, заменив административный штраф на предупреждение. Считает, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в столь крупном размере окажет негативное влияние на экономическое положение общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, и затруднит осуществление им предпринимательской и экономической деятельности. Основным видом деятельности ООО «Стэлла» является производство хлеба и хлебобулочных изделий. Также в жалобе указал, что ООО «Стэлла», несмотря на нарушение срока предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности - до (дата), фактически указанные сведения направлены в Центральное управление Ростехнадзора (дата) При этом, главный инженер ООО «Стэлла» Т., ответственный за организацию производственного контроля, привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение срока предоставления отчета. Кроме того, в настоящее время общество испытывает сложное финансово-экономическое положение, связанное с причинением значительного ущерба в результате незаконного хищения денежных средств с банковского счета общества в размере *** рублей. ООО «Стэлла» признано потерпевшим, возбуждено уголовное дело, идет судебное разбирательство.
В судебном заседании защитник ООО «Стэлла» Кривоносов М.М., действующий на основании доверенности , поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям и просил изменить назначенное ООО «Стэлла» наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Каких-либо иных ходатайств не заявлено.
Государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Дудунов А.Н., вынесший оспариваемое постановление, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в связи с большой занятостью .. Иных ходатайств от него не поступило.
Поскольку неявка указанного лица не является препятствием к рассмотрению жалобы, судья считает возможным в порядке ст. 30.6 КоАП РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав защитника Кривоносова М.М., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия.
Субъектом правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (далее – Федеральный закон №116) как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона №116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Полномочия Ростехнадзора установлены п.5.3.1.5 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, в частности он осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Согласно ст.9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении №1 к настоящему Федеральному закону.
В п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений ст.11 Федерального закона №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Согласно п.14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в п.3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
Состав сведений об организации производственного контроля определен п.15 указанных Правил.
Как следует из представленных по запросу суда материалов дела об административном правонарушении № от (дата), ООО «Стэлла» выдано свидетельство с указанием на то, что в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован опасный производственный объект – «Система газопотребления предприятия», который эксплуатируется обществом. Вместе с тем, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 г., обязанность представления которых предусмотрена Федеральным законом №116-ФЗ и Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, ООО «Стэлла» в Центральное управление Ростехнадзора до (дата) не представлены, в связи с чем, общество 8 ноября 2019 г. постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Дудунова А.Н. привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Стэлла» в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от (дата), а также иными материалами дела, исследованными должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, и в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ относятся к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Стэлла» в совершении данного административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
В судебном заседании установлено, что сведения об организации ООО «Стэлла» производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 г. направлены в Центральное управление Ростехнадзора (дата) .
Главный инженер ООО «Стэлла» Т., назначенный на основании приказа № от (дата) ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований, привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, а именно за не предоставление в Ростехнадзор сведений о производственном контроле за 2018 г. в установленном законодательством Российской Федерации сроки .
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Стэлла» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, в связи с чем, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление принято в отношении ООО «Стэлла», как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обоснованно.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Стэлла» к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, считаю, что постановление должностного лица подлежит изменению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 указанной статьи административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Однако следует отметить, что согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ: а) внесение юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
По сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы, находящегося в открытом доступе в сети "Интернет", ООО «Стэлла» включен в указанный реестр как малое предприятие.
Из материалов дела следует, что ООО «Стэлла» к административной ответственности ранее не привлекалась, а вмененное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. Кроме того, необходимо учесть, что нарушения, допущенные юридическим лицом в настоящий момент устранены. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности были представлены в письменной форме в Ростехнадзор после выявления правонарушения.
При таких обстоятельствах, считаю избранную в отношении заявителя меру ответственности чрезмерной и полагаю возможным заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Материалами дела подтверждается, что срок подачи жалобы заявителем не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дудунова А.Н. от 8 ноября 2019 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стэлла», в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья подпись Е.Ю.Гашина
.
.
.
.