Дело №2-6068/2023
24RS0048-01-2022-015879-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2023 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пермяковой А.А.,
при секретаре Пилюгиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице администрации Емельяновского района Красноярского края к Пучкову И.Н. о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице администрации Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением (л.д.4-9) к Пучкову И.Н., требуя возложить на последнего обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> на площади 574 кв.м. в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с Пучкова И.Н. в доход муниципального образования Емельяновского района Красноярского края размер вреда, причиненного почва, как объекту окружающей среды, в результате загрязнения плодородного слоя почвы земельного участка с кадастровым № токсичными химическими веществами, составляющий 3 631 904,64 рубля, мотивируя требования тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым №. Собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым № является Пучков И.Н. Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведены обследования указанных земельных участков, сопровождающиеся отбором почвенных образцов в порядке, установленном ГОСТ №, ГОСТ № на предмет соответствия требованиям, предъявляемым СанПиН № «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Площадь захламления данного земельного участка отходами производства и потребления составляет 574 кв.м. По результатам исследования почвенных образцов, полученных на земельном участке с кадастровым № путем сопоставления фактического содержания загрязняющих веществ в почве и нормативов качества окружающей среды, установлено превышение: содержания бензапирена (0-5см), равное 0, 029 мг/кг/0,02 мг/кг=Т,45; бензапирена (5-20см), равное 0,026 мг/кг/0,02 мг/кг=1,3. Согласно исчислению размера вреда, причиненного почвам от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО5, размер вреда, причинного почвам земельного участка с кадастровым № как объекту охраны окружающей среды составляет 3 631 904,64 рубля. Таким образом, сумма по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежит зачислению в бюджет муниципального района Емельяновский район Красноярского края по месту причинения вреда «окружающей среде по нормативу 100 процентов - в бюджет района.
Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в протокольной форме в соответствии с ч.2 ст.224 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Симоненко А.В.
В судебном представитель процессуального истца – Демишкевич А.Н, действующий на основании удостоверения исковые требования поддержал, в полном объеме, с учетом отказа от части требований о возмещении ущерба, причиненного почвам в результате загрязнения плодородного слоя почвы в размере 3 631 904,64 рубля, в части ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, на площади 574 кв.м., в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.62).
В судебном заседании представитель ответчика – Ефимов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы изложенные в возражении на исковое заявление поддержал (л.д.44-46), с учетом дополнений (л.д.65) просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя требования тем, что из материалов проверки и искового заявления не следует, что имеется причинно-следственная связь между действиями собственника земельного участка с кадастровым № Пучковым И.Н. и наступлением вреда, причиненного почвам. Пучковым И.Н. в целях поиска лица, в результате действий которого на земельном участке с кадастровым № образовалась свалка. ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы в <данные изъяты> и в <данные изъяты> По сообщению <данные изъяты> указано, что по факту хранения путем складирования химических отходов в виде твердого коммунального и строительного мусора в период времени до ДД.ММ.ГГГГ на территории Солонцовского сельсовета <адрес>, в том числе в границах земельного участка с кадастровым № ведется расследование уголовного дела. По сообщению <данные изъяты> указало, что сведения о лицах осуществляющих несанкционированную выгрузку отходов на земельном участке не располагает. Администраией муниципального образования Солонцовского сельсовета <адрес> по организации полигонов по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов не осуществляется, в силу чего происходит загрязнение окружающей среды, образование и расширение несанкционированных свалок. Таким образом, к вопросам местного значения относится организация по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов. На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, собственником которого является ответчик, а также на соседних земельных участках, образовалась обширная несанкционированная свалка отходов производства и потребления строительного мусора. Бездействие администрации муниципального образования Солонцовского сельсовета <адрес> делает невозможным использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, ввиду образования несанкционированной свалки и порче почвенного слоя земельного участка. Кроме того, бездействие администрации нарушает права ответчика, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду на ее защиту от негативного воздействия, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Согласно ответа Управления Россельхознадзора по <адрес> указано, что специалисты Управления приняли участие в организованной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных в мкр. Солнечный в <адрес>, в ходе которой установлено несанкционированное складирование твердых коммунальных и строительных отходов, загрязнения почвы. В соответствии с письмом Енисейского межрегионального Росприроднадзора в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается об обязанности органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами создавать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест накопления. Кроме того пояснил, что в настоящее время свалка ликвидирована, путем погрузки и вывоза отходов на полигон. Земельный участок приведен в пригодное для его использования состояние. Однако, на соседних участках продолжается незаконное складирование отходов, уполномоченными органами, каких-либо мер по предотвращению свалок не принимается.
Ответчик Пучков И.Н., третье лицо Симоненко А.В., представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно, надлежащим образом, в соответствии с положениями ст.113 ГПК РФ путем направления судебного извещения заказным письмом (л.д.91), которое последними получено, что что подтверждается почтовыми уведомлениями и конвертом, возвращенным в адрес суда (л.д.113-117), ответчик в соответствии с положениями ст.48 ГПК РФ направил в суд своего представителя.
Суд, полагает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившихся участников процесса, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 ст.13 ЗК РФ на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность в том числе юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
Частью 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается: сброс отходов производства в потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные а подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, з лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Подпунктом 2 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ определено, что кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласного которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ и Федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Статьей 78 Земельного кодекса РФ определено, что юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей авакультуры (рыбоводства). Ведение другой деятельности на землях сельскохозяйственного назначения не допускается.
Право собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения возлагает на собственника проводить в соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ мероприятия по воспроизводству плодородия хмель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст.1082 ГК РФ возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», утвержден порядок и особенности проведения рекультивации земель. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно- климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Разработка проекта рекультивации земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.5 Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного значения.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» утверждены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым № по адресу: <адрес> установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления
Согласно выписке из ЕГРН Пучков И.Н. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым №
Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по <адрес> проведены обследования указанных земельных участков, сопровождающиеся отбором почвенных образцов в порядке, установленном ГОСТ №, ГОСТ № на предмет соответствия требованиям, предъявляемым СанПиН № «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Площадь захламления данного земельного участка отходами производства и потребления составляет 574 кв.м. По результатам исследования почвенных образцов, полученных на земельном участке с кадастровым №, путем сопоставления фактического содержания загрязняющих веществ в почве и нормативов качества окружающей среды, установлено превышение: содержания бензапирена (0-5см), равное 0, 029 мг/кг/0,02 мг/кг=Т,45; бензапирена (5-20см), равное 0,026 мг/кг/0,02 мг/кг=1,3.
Согласно исчислению размера вреда, причиненного почвам от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО5, размер вреда, причинного почвам земельного участка с кадастровым № как объекту охраны окружающей среды составляет 3 631 904,64 рубля.
Согласно ответа Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю на жалобу Пучкова И.Н. указано, что на земельном участке с кадастровым № в ходже лабораторных исследований почвенных образцов установлено загрязнение почвы веществами первого класса опасности – подвижным фтором и бензапиреном. По результатам контрольно-надзорного мероприятия материалы проверки были направлены в Красноярскую природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Объем и характер образованной на земельном участке несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов свидетельствует о продолжительном и многолетнем их складировании. Поскольку собственники твердых отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке не установлены, в соответствии с действующим законодательством собственником отходов является собственник данного земельного участка. (.д.49-50)
В ответе на обращение Пучкова И.Н. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в рамках расследования уголовного дела по факту хранения путем складирования химических отходов в виде твердого коммунального и строительного мусора на территории земельного участка организован и проводится комплекс следственно-оперативных мероприятий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (л.д.51-52).
В соответствии с ответом ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Пучкова И.Н. сообщено, что сведениями о лицах осуществляющих несанкционированную выгрузку отходов МО ФИО16 не располагает (л.д.53).
ДД.ММ.ГГГГ между Пучковым И.Н. (арендодатель) и Симоненко А.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым № для ведения хозяйства. Размер ежемесячной платы за арендованный земельный участок составляет 15 000 рублей, арендная плата вносится не позднее 20 числа каждого месяца.
Согласно п.4.1 Договора аренды, арендодатель имеет право: требовать возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора, а также осуществлять контроль использования и охраны земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Пучков И.Н. обратился в Красноярскую природоохранную прокуратуру для составления акта осмотра земельного участка, поскольку в настоящее время свалка ликвидирована (л.д.78), в ответ на которое отказано в обследовании территории несанкционированной свалки отходов (л.д.79).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в соответствии с распоряжением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, специалистами Управления на основании письма Красноярской природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № принято участие в проверки исполнения земельного законодательства на земельных участках сельскохозяйственного назначения расположенных в <адрес>, в том числе с кадастровым №. В ходе осмотра земельного участка установлено, что участок имеет форму четырехугольника вытянутого с севера на юг, не огорожен, доступ на участок свободный, здания отсутствуют. Рельеф неоднородный, пониженный с признаками заболоченности. Форма и расположение земельного участка позволяет оценить характер использования в соответствии с категорией и видом разрешенного использования на всей площади. Осмотром земельного участка выявлено, что на всей его площади зафиксированы признаки неиспользования в сельскохозяйственных целях (не проводится обработка почвы, выращивание с/х растений, отсутствуют признаки сенокошения, выпаса и прогона с/х животных и т.д.) Почвенный покров земельного участка зарастает сорной растительностью. В южной части земельного участка с кадастровым № установлено бетонное сооружение.
ДД.ММ.ГГГГ Пучков И.Н. направил в адрес ФИО14 требование о ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с участием Пучкова И.Н., ФИО14, ФИО9, ФИО10 на земельном участке по адресу: <адрес>, муниципальное образование <адрес> с кадастровым номером № несанкционированная свалка отходов производства и потребления отсутствует.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 (далее по тексту – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (п.п.16, 17), в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, таким образом, п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусматривает обязанность регионального оператора информировать собственников земельных участков об обнаруженных несанкционированных свалках и направлять им проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора собственник земельного участка обязан либо самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку, либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с региональным оператором. В противном случае региональный оператор ликвидирует несанкционированную свалку без договора с собственником земельного участка, получив право на взыскание понесенных расходов через суд.
Пунктом 18 указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусматривает, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Следовательно, ликвидация места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обязанностью собственника земельного участка, таковым в данном случае является ответчик.
Факт наличия на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым № несанкционированной свалки бытовых (коммунальных) отходов общей площадью около 574 кв. м в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение, со стороны ответчика в порядке ст.56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено.
Кроме того, из представленного стороной ответчика акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № невозможно идентифицировать земельный участок, а также принадлежит ли он ответчику, либо иному лицу.
На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика Пучкова И.Н. обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> на площади 574 кв.м. в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Рассматривая исковые требования в части взыскания суммы ущерба, суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления, Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации в лице администрации Емельяновского района Красноярского края просил взыскать с Пучкова И.Н. ущерб причиненный почвам, как объекту окружающей среды токсичными веществами в общей сумме 3 631 904,64 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ помощник Красноярского природоохранного прокурора ФИО11 представил письменное заявление об отказе от исковых требований в части взыскания ущерба в размере 3 631 904,64 рублей, подписанный заместителем прокурора ФИО12 (л.д.62).
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом. До принятия отказа истца от иска суд разъясняет истцу последствия соответствующего процессуального действия. При отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу (ст.173 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что истец отказался от заявленных требований к Пучкову И.Н. в части взыскания ущерба в сумме 3 631 904,64 рубля, учитывая, что отказ истца от заявления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, принимая тот факт, что предусмотренное ч.1 ст.39 ГПК РФ право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом, последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, понятны, что подтверждается заявлением об отказе от заявленных требований, отказ от иска подписан заместителем Красноярского природоохранного прокурора ФИО12 с наделением полномочий на полный или частичный отказ от требований в силу Гражданского процессуального кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», суд полагает необходимым принять отказ Красноярского природоохранного прокурора от искового заявления к Пучкову И.Н. о взыскании ущерба причиненного почвам, как объекту окружающей среды токсичными веществами и прекратить производство по настоящему делу в данной части.
В порядке ст.333.19 НК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика Пучкова И.Н. в доход бюджета городского округа г.Красноярск государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице администрации <адрес> к Пучкову ФИО18 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства – удовлетворить.
Возложить на Пучкова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> на площади 574 кв.м. в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Производство по гражданскому делу в части взыскания ущерба в сумме 3 631 904,64 рубля – прекратить.
Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с Пучкова ФИО18 в доход бюджета городского округа г.Красноярска расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Пермякова
Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.