Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7-241/2023 от 11.05.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №...

г. Уфа                                          15 мая 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при секретаре Абдульманове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Логинова ФИО1 на постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Логинова ФИО2,

У С Т А Н О В И Л А:

    постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года Логинов С.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. До исполнения выдворения местом содержания Логинова С.А. определен Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе (л.д. 13 – 14).

Не соглашаясь с постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года, Логинов С.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о пересмотре постановления судьи в части административного выдворения, которое в указанной части по сути является жалобой, а также просит прекратить исполнение постановления и освободить его из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе.

        Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенных должностных лиц ОМВД России по Белорецкому району, выслушав Логинова С.А., поддержавшего заявление, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), которым установлен порядок и сроки временного пребывания иностранных гражданин в Российской Федерации (ст. 5).

В силу статьи 2 указанного закона, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая                  2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в 2001 году Логинов С.А. въехал на территорию Российской Федерации, после истечения срока пребывания не выехал из Российской Федерации. По настоящее время проживает на территории Российской Федерации по адресу пребывания: адрес.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от 17 ноября 2022 года, при составлении которого заявителю были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, замечаний по содержанию протокола не принесено (л.д. 1);

письменным объяснением Логинова С.А. от 17 ноября 2022 года, согласно которому он проживает по адресу: адрес со своей матерью ФИО3 и братом ФИО4, данную комнату снимает его мама, у кого снимает, он не знает. Живут в Российской Федерации с 2001 года по сей день. Гражданство не могут оформить, так как нет денег ехать в посольство, которое находится в г. Екатеринбурге (л.д. 2);

показаниями Логинова С.А., данными судье межрайонного суда в судебном заседании, согласно которым он вину признает, пояснил, что в 2001 году приехал в Россию, документы не оформил, намерен обратиться в посольство для получения документов (л.д. 13);

показаниями Логинова С.А., данными в судебном заседании в Верховном Суде Республики Башкортостан, из которых следует, что когда он приехал с матерью и братом в Россию, им с братом было по 8 и 9 лет, проживали в общежитии в г. ..., в РФ окончили школу. В настоящее время мать уже выдворили в ..., где у нее нет ни жилья, ни родственников, мама проживает в приюте. Просит не выдворять. О том, что у него нет гражданства Республики ..., Логинов С.А. узнал в апреле 2023 года, когда получил письмо из посольства ... (л.д. 40 – 41).

Судья межрайонного суда пришел к правильному выводу о совершении Логиновым С.А. административного правонарушения, предусмотренного       ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка его действиям даны верные.

Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности по делам данной категории соблюден. Дело судьей первой инстанции рассмотрено с участием Логинова С.А.

Между тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.

Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Логинова С.А. на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года               № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от              17 января 2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.).

С учетом личности Логинова С.А., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, а именно: ввиду отсутствия принадлежности к гражданству Республики ... (л.д. 27), устойчивых социальных связей у       Логинова С.А. на территории Республики ..., покинувшего страну в малолетнем возрасте с семьей, а также имущества и жилья в ..., назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года, вынесенное в отношении                 Логинова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи межрайонного суда, не допущено.

Вместе с тем заявление Логинова С.А. в части прекращения исполнения постановления судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку в силу положений ст. 31.7 КоАП РФ вопросы прекращения исполнения административного наказания разрешаются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

заявление Логинова ФИО5 в части обжалования постановления судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации удовлетворить.

Постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Логинова ФИО6 изменить, исключив из него указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года оставить без изменения.

Логинова ФИО7 освободить из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе (Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гурьевская, д. 41 «В») немедленно.

Заявление Логинова ФИО8 в части прекращения исполнения постановления судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года оставить без рассмотрения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                                    З.Ф. Фаизова

Справка: судья межрайонного суда Вильданова А.Р. (дело №...)

7-241/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Логинов Сергей Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Фаизова Земфира Фаритовна
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--bkr.sudrf.ru
12.05.2023Материалы переданы в производство судье
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее