Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1044/2023 ~ М-552/2023 от 10.03.2023

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05 » апреля      2023 года                                     город Новокуйбышевск

    Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Н.И. Шигановой,

при секретаре А.С.Кудиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2- 1044/2023 (УИД 63RS0018-01-2023-000702-38) по иску Шевченко И. Ю. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко И.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в котором указала, что Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда РФ по Самарской области <№> от 10.08.2020 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года из - за отсутствия требуемого медицинского стажа не менее 25 лет.

При определении ее права на досрочное пенсионное обеспечение в медицинский стаж не засчитаны периоды ее трудовой деятельности:

-    с <Дата> по <Дата> работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения Большечерниговского ТМО,

с <Дата> по <Дата>— работы в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО.

-    с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> — работы в должности медицинской сестры санпропускника Большечерниговской ЦРБ.

-    с <Дата> по <Дата> — работы в должности медицинской сестры приемного отделения Большечерниговской ЦРБ.

-    с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> — нахождение на курсах повышения квалификации.

       По мнению ответчика, льготный стаж на дату обращения: 09.07.2020 года составляет 18 лет 04 месяца 04 дня, в то время как право на досрочное пенсионное обеспечение возникает при наличии специального стажа не менее 25 лет.

С принятым ответчиком решением истец не согласна.

Ссылка ответчика на то, что ТМО не предусмотрены Номенклатурой учреждений от 03.11.1999 года № 395, и на то, что занятость в структурном подразделении ТМО - отделении скорой медицинской помощи также не дает права на досрочное назначение пенсии, так как данное структурное подразделение не предусмотрено Номенклатурой от 03.11.1999 года № 395, п. 1 Правил от 22.09.1999 года или п. 6 Правил от 29.10.2002 года, не соответствует положениям о действии трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени.

В связи с тем, что трудовая деятельность в указанные периоды осуществлялась до введения в действие Номенклатуры учреждений от 03.11.1999 года № 395, Правил от 22.09.1999 года или п. 6 Правил от 29.10.2002 года, они не применяются к трудовым отношениям, имевшим место в период с 1992 года по 1996 год, так как не имеют обратной силы.

Ответчиком неправомерно не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку направление на курсы осуществлялось по инициативе администрации лечебных учреждений. Трудовые отношения в эти периоды не прекращались и не прерывались, за ней сохранялись место работы и средний заработок, из которого производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. За эти периоды она прошла полный объем программы по повышению квалификации.

В период: - с <Дата> по <Дата> работала в должности медицинской сестры терапевтического отделения Большечерниговского ТМО, с <Дата> по <Дата>— работала в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО, где осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в условиях повышенной опасности и риска для здоровья и жизни в течение полного рабочего дня.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, включены «больницы всех наименований» и должность «медицинская сестра».

С учетом уточнения исковых требований Шевченко И.Ю. просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке исчисления специального стажа, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды:     с <Дата> по <Дата> работы в должности медицинской сестры терапевтического, отделения Большечерниговского ТМО, с <Дата> по <Дата>—работы в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО,      с <Дата> по <Дата> работа в должности медицинской сестры санпропускника Большечерниговской ЦРБ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой в календарном порядке исчисления, периоды:

-    с <Дата> по <Дата> — работы в должности медицинской сестры приемного отделения Большечерниговской ЦРБ.

-    с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> — нахождение на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истец Шевченко И.Ю. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области Золина И.И. в судебном заседании просила суд отказать Шевченко И.Ю. в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)..

В силу п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях » страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из копии трудовой книжки Шевченко И.Ю. следует, что с <Дата> по <Дата> она работа в должности медицинской сестры терапевтического, отделения Большечерниговского ТМО, с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО,      с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры санпропускника Большечерниговской ЦРБ.

С <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры приемного отделения Большечерниговской ЦРБ

Решением ГУ –УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области <№> от 10.08.2020 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года из - за отсутствия требуемого медицинского стажа не менее 25 лет.

При определении ее права на досрочное пенсионное обеспечение в медицинский стаж не засчитаны спорные периоды.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этой нормы закона Правительство РФ Постановлением № 665 от 16.07.2014 г. утвердило Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с указанным Постановлением, при исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяется Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства",

Для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

Для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Согласно информационному письму Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 года №06/25/8625 Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 года №3948/1-17 «Об исчислении специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ»……применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395….

Согласно Приказу от 03.11.1999 ода №395 «Об утверждении номенклатуры учреждения здравоохранения» - п.8 предусмотрено, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.

Таким образом, Территориальным медицинским объединением (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических учреждений, головной организацией которого является поликлиника или больница. Независимо от наименования учреждения здравоохранения: территориальное медицинское объединение или центральная городская больница, - деятельность учреждения является обеспечение медицинской помощи населения.

Подпункту «а» пункта 5 Правил № 781 предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно справки от 27.01.2023 <№>, выданной ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» работа истицы протекала в сельской местности.

Периоды с <Дата> по <Дата> работы Шевченко И.Ю. в должности медицинской сестры терапевтического, отделения Большечерниговского ТМО, с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО,      с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры санпропускника Большечерниговской ЦРБ подлежат включению в стаж работы истицы в льготном исчислении, как год и 3 месяца.

Исключая из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке, ответчиком указано, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации Шевченко И.Ю. документально не подтверждены.

Истец предоставила справку, уточняющую занятость в соответствующих должностях и учреждениях от 27.01.2023 <№>, выданную ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ», в которой отражены ведения о нахождении истицы на курсах повышения квалификации с указанием номеров и дат соответствующих приказов.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

    При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, основными целями и принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

Согласно ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, в связи с чем ст. 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы (должность) и средней заработной платы по основному месту работы, при направлении.

Из материалов дела видно, что    Шевченко И.Ю. направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов по месту своей работы и в соответствии с распоряжениями Минздрава об обязательном периодическом повышении квалификации работников здравоохранения.

Требование об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истицы, зафиксированных в соответствующих должностных инструкциях и, исходя из этого, находится в неразрывной связи с осуществлявшейся ей деятельностью по охране здоровья населения.

    Кроме того, в соответствии со ст. 121 Трудового кодекса РФ, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:… время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (должность).

Таким образом, поскольку на повышение квалификации    истица направлялась работодателем и на время обучения за ней сохранялось место работы и заработная плата, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии.

На основании ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина, и гарантируются ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 20.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до ведения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 55 Конституции РФ, ради достижения, которых допускается ограничение федеральными законами прав и свобод гражданина и человека.

Отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица кода территориальных условий труда, кода основания для досрочного назначения пенсии само по себе не является основанием для отказа во включении периодов работы в специальный стаж, при доказанности факта работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.

Работа в период с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры в Большечерниговской ЦРБ являющейся учреждением здравоохранения, дает право на льготное исчисление специального стажа.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

          Уточненные исковые требования Шевченко И. Ю. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, удовлетворить.

         Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года, включить в специальный стаж работы Шевченко И.Ю., период работы с <Дата> по <Дата> работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения Большечерниговского ТМО, с <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры ультразвукового исследования Большечерниговского ТМО,      с <Дата> по <Дата> работа в должности медицинской сестры санпропускника Большечерниговской ЦРБ, в льготном исчислении, как год и 3 месяца за 1 год работы; включить период работы <Дата> по <Дата> в должности медицинской сестры приемного отделения Большечерниговской ЦРБ и периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> нахождения на курсах повышения квалификации.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной мотивированной форме через Новокуйбышевский городской суд.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено      06.04.2023.

Председательствующий:             /подпись/                            Н.И. Шиганова

2-1044/2023 ~ М-552/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Ирина Юрьевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Шиганова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
novokuibyshevsky--sam.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее