Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-27/2024 (2-351/2023;) ~ М-320/2023 от 08.12.2023

Дело № 2-27/2024

УИД 46RS0003-01-2023-000428-43

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Глушково                 7 февраля 2024 года

Глушковский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Сумщенко О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кругляк Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области к Тержанян А.В. о взыскании неосновательного обогащения в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта,

у с т а н о в и л :

Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратилось в суд с исковым заявлением к Тержанян А.В., в котором просит взыскать с ответчика в его пользу сумму неосновательного обогащения в виде единовременной денежной выплаты в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 руб.

В обоснование иска указано, что Тержанян А.В., будучи зарегистрированным по месту пребывания по адресу: <адрес>, обратился в комитет социальной защиты населения г.Курска с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с чем был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Тержанян А.В. единовременной государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб. и заключен по данному направлению социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, в соответствии с которой ответчик обязан был приобрести в период действия социального контракта определенный представленными бизнес-планом и сметой затрат легковой автомобиль Volkswagen Golf, необходимый для осуществления предпринимательской деятельности. Однако Тержанян А.В. не выполнил условия социального контракта, а также мероприятия программы социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными (в том числе не представил документы, подтверждающие расходование денежных средств, на реализацию мероприятий программы социальной адаптации не приобрел основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, с последующим предоставлением финансовой отчетности; не предоставил документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств; ежемесячно не представлял сведения подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности). В адрес ответчика было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ.01.-14 о необходимости представить отчет о расходовании денежных средств на общую сумму оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и выполнения обязанностей, в соответствии с п. 3.2 социального контракта и программой социальной адаптации. Требование о предоставлении указанных документов ответчиком выполнено не было. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социальной защиты населения г. Курска был принят приказ о прекращении Тержаняну А.В. оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ . В адрес Тержанян А.В. были направлены уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта, а также требование от ДД.ММ.ГГГГ о возврате полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ . Однако до настоящего времени денежные средства, выплаченные в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ответчиком не возвращены.

Представитель истца - министр Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области Сукновалова Т.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и выше, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Тержанян А.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75) просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные возражения (л.д.73-88), в которых указал на то, что он выполнил условия социального контракта, однако его отчет о выполнении социального контракта, представленный ему сотрудником министерства, курировавшим его, не был передан в Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области или же был утерян.

Представитель третьего лица Комитета социальной защиты населения г. Курска по доверенности ФИО5, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90) исковые требования Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области поддержала по изложенным в нем основаниям, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица ОКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п.1).

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2).

Согласно статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Бремя доказывания этого юридически значимого по делу обстоятельства в силу п. 4 статьи 1109 ГК РФ возлагается на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В соответствии с п.4 Постановления Администрации Курской области от 22.10.2014 № 666-па "О Порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта" программой социальной адаптации предусматриваются мероприятия, в частности по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 6 Порядка (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи.

В случае подачи заявления на оказание государственной социальной помощи по направлению осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, заявитель представляет бизнес-план на их реализацию и смету расходов.

Заявителю, заключившему социальный контракт на реализацию данного мероприятия, в том числе являющемуся самозанятым, выплачивается единовременно денежная выплата в размере, определенном представленной сметой расходов, но не более 250 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований Федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11.06.2009 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (подп. б п.19 Порядка).

Согласно п. 21 Порядка орган социальной защиты населения принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в случаях, установленных статьей 10 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".Пунктом 2.1 ст.10 вышеназванного закона предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу п.26 Порядка основаниями для досрочного расторжения органом социальной защиты населения социального контракта является, в том числе невыполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными в соответствии с п. 21 Порядка.

Пунктом 29 Порядка орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения фактов, являющихся основанием для досрочного расторжения социального контракта или прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, направляет письменное требование заявителю о возврате полученной государственной социальной помощи (в сумме полученной денежной выплаты) в областной бюджет (на счет Комитета).

Заявитель в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть сумму государственной социальной помощи в областной бюджет в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Тержанян А.В. обратился в Комитет социальной защиты населения г. Курска с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.13-18), приложив к заявлению копии: паспорта (л.д. 19-21), свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 22),СНИЛС (л.д.23), реквизиты банковского счета (л.д. 24), бизнес-плана «Курьерская доставка мелких грузов» (л.д.25-34), предварительного договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ Фольксваген Гольф (л.д.35).

На основании представленного ответчиком заявления и приложенных к нему документов Тержанян А.В. в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) предоставлена единовременная государственная социальная помощь на основании социального контракта по направлению осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. и заключен по данному направлению социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-10).

Предметом данного контракта явилось сотрудничество между Комитетом социальной защиты населения г. Курска и заявителем Тержанян А.В. по реализации программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту (л.д.11-12).

План мероприятий по социальной адаптации заявителя установлен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, целью которого являлось выполнение следующих мероприятий: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ встать на учет в ИФНС России по г. Курску в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, с последующим предоставлением финансовой отчетности; ежемесячно предоставлять сведения, подтверждающие факт осуществления заявителем предпринимательской деятельности.

Пунктом 3.2 социального контракта на Тержанян А.В. возложены обязанности, в том числе, ежемесячно представлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; взаимодействовать с сотрудником комитета социальной защиты населения города Курска и организаций социального обслуживания, осуществляющим сопровождение контракта, регулярно представлять все сведения о ходе исполнения программы социальной адаптации.

Пунктом 7.2 контракта предусмотрено досрочное расторжение контракта в случаях, установленных пунктом 21 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Администрации Курской области 22.10.2014 №666-па.

В целях исполнения обязательств по социальному контракту истцом ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением (л.д. 48) на счет Тержанян А.В. перечислено 250000 руб.

В связи с тем, что Тержанян А.В. не выполнил условия социального контракта, не выполнил мероприятия программы социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными (в том числе не представил документы, подтверждающие расходование денежных средств на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, не приобрел основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, с последующим предоставлением финансовой отчетности, не предоставил документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств, ежемесячно не представлял сведения подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности) и не выполнил направленное в его адрес уведомление от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ.01.-14 о необходимости представить отчет о расходовании денежных средств на общую сумму оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и выполнения обязанностей, в соответствии с п. 3.2 социального контракта и программой социальной адаптации (л.д.36-38) истцом принят приказ о прекращении Тержаняну А.В. оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39).

ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи (л.д. 43-44) в адрес Тержанян А.В. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении заявителю оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и досрочном расторжении социального контракта (л.д.40, 45), а также требование о возврате полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41, 46), которые ответчиком не исполнены.

В подтверждение доводов о выполнении условий социального контракта Тержанян А.В. предоставлены заверенные ОКУСО «Курский центр социальной помощи семье и детям» копии договора купли-продажи транспортного средства Volkswagen Golf от ДД.ММ.ГГГГ за 250 000 руб. (л.д.77), расписка продавца о получении денежных средств в сумме 250 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78), свидетельства о регистрации ТС и его фотокопии (л.д. 79-84), договора от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке груза от заказчика к получателю, заключенный Тержанян А.В. и ИП ФИО6 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-86), отчета от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении Тержанян А.В. мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: постановке на учет в ИФНС России по г. Курску в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с приложением свидетельства (л.д.88), приобретении в период действия социального контракта в качестве основных средств – автомобиля.

Согласно представленной Тержанян А.В. справке о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход за 2022 г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76) ответчиком предоставлены сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности за апрель, май, июнь, июль и ноябрь 2022 г.

Однако сведений, подтверждающих факт осуществления Тержанян А.В. предпринимательской деятельности за август, сентябрь, октябрь, декабрь 2022 года, январь, февраль, март 2023 г. ответчиком не представлены.

Таким образом, из представленных доказательств в их совокупности следует, что отдел социального обеспечения выполнил возложенные на него обязательства социального контракта по оказанию государственной социальной помощи, перечислив на расчетный счет ответчика единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб.

Однако ответчик не реализовал мероприятия программы социальной адаптации в полном объеме, поскольку он ежемесячно не предоставлял сведения, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности по причине, не являющейся уважительной, что свидетельствует о существенном нарушении условий социального контракта.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ). Помимо этого, на основании статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Действие программы социальной адаптации граждан, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, является предоставление гражданам помощи в преодолении им трудной жизненной ситуации.

В свою очередь, на гражданина, получающего такую помощь, возлагается обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных социальной программой, то есть исполнение целевого израсходования перечисленных денежных средств, достигнув цели, на которую такая программа была рассчитана и заключен соответствующий социальный контракт.

При установленных фактических обстоятельствах дела, с учетом вышеприведенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что социальная выплата подлежит возврату в полном объеме, денежные средства в размере 250000 руб. подлежат взысканию с ответчика, не выполнившего возложенных на него обязательств, в пользу истца.

С учетом изложенного, в отсутствие возражений со стороны ответчика, непредставления им доказательств в опровержение представленных в дело доказательств, в силу ст.56 ГПК РФ, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6700 руб. в доход бюджета муниципального района «Глушковский район» Курской области, от уплаты которой истец освобождён в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ , ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ 3819 229593, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 02.03.2019, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 460-009, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6700 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

        

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:              ░░░░░░░░ ░.░.

2-27/2024 (2-351/2023;) ~ М-320/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области
Ответчики
Тержанян Александр Владимирович
Другие
Комитет социальной защиты населения города Курска
ОКУ "Центр социальных выплат"
Суд
Глушковский районный суд Курской области
Судья
Сумщенко Ольга Павловна
Дело на сайте суда
glushkovsky--krs.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
16.04.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее