Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1039/2023 ~ М-792/2023 от 29.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года <адрес>

Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре ФИО1, с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указывая в его обоснование, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в Муниципальном унитарном предприятии «ЖКХ» не проведена специальная оценка условий труда.

МУП «ЖКХ» является юридическим лицом, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о создании за основным государственным номером ОГРН 1073815000214, ИНН 3815011948. Местонахождением юридического лица является: <адрес>, п. ж/д <адрес>.

В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ основными обязанностями работодателя являются, в том числе соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 1 ст. 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно требованиям абзаца 13 части 3 статьи 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. Все остальные рабочие места подлежат специальной оценке по условиям труда.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно представленному в рамках проверки Штатному расписанию, утвержденному приказом директора МУП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ (в последующем штатное расписание не изменялось, новое штатное расписание в действие не вводилось) в МУП «ЖКХ» имеются рабочие места по профессии «директор», «главный бухгалтер», «экономист», «отдел кадров», «бухгалтер-кассир», «юрист», «уборщик служебных помещений», «машинист (кочегар) 3 разряда», «пильщик», «слесарь-ремонтник», «зольщик», «электрик», «электросварщик ручной сварки», «мастер», «машинист насосных установок», «водораздатчик», «водитель по подвозу воды». Установлено, что в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) сведения о проведении специальной оценки условий труда в МУП «ЖКХ» отсутствуют.

Согласно объяснениям директора МУП «ЖКХ» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка условий труда не проведена.

Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права работников, работающих в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем, истец просил суд обязать Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу.

В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора ФИО2 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП «ЖКХ».

Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснение истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, МУП ЖКХ является юридическим лицом, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о создании за основным государственным номером , ИНН , директор ФИО3, адрес места нахождения юридического лица: <адрес>, п.<адрес>А.

В судебном заседании установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному приказом директора МУП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ в МУП «ЖКХ» имеются рабочие места по профессии «директор», «главный бухгалтер», «экономист», «отдел кадров», «бухгалтер-кассир», «юрист», «уборщик служебных помещений», «машинист (кочегар) 3 разряда», «пильщик», «слесарь-ремонтник», «зольщик», «электрик», «электросварщик ручной сварки», «мастер», «машинист насосных установок», «водораздатчик», «водитель по подвозу воды». Установлено, что в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) сведения о проведении специальной оценки условий труда в МУП «ЖКХ» отсутствуют.

Согласно объяснениям директора МУП «ЖКХ» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка условий труда не проведена, ввиду отсутствия денежных средств на оплату соответствующих услуг.

Тайшетской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в Муниципальном унитарном предприятии «ЖКХ», проведенной проверкой установлено, что МУП «ЖКХ» не проведена специальная оценка условий труда.

Таким образом, выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права работников, работающих в настоящее время в МУП «ЖКХ», либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тайшетского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест, удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Клинова

2-1039/2023 ~ М-792/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ"
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Клинова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Дело оформлено
22.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее