Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1460/2022 ~ М-47/2022 от 10.01.2022

Дело 2-1460/2022

УИД: 59RS0005-01-2022-000056-33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 апреля 2022 года     г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г.Перми под председательством судьи Архиповой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабуровой В.И.,

с участием представителя истца Чудинова Д.Б.,

представителя ответчика Останиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масковой Ирины Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Маскова И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что 10.03.2020 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, данное заявление зарегистрировано за . Решением от 15.06.2020 года ответчик в назначении пенсии отказал по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа. Ответчиком при определении специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии на льготных основаниях, исключены следующие периоды трудовой деятельности: 1)    с 01.09.1998 по 31.07.1999 - период клинической интернатуры в ПГМА; 2) с 01.09.1999 по 31.10.1999 - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; 3) с 01.11.1999 по 02.09.2001 - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ (Всего 3 года 10 месяцев 5 дней). 4)курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00-00-29) (Всего 2 месяца 26 дней). Истица полагает, что указанные выше периоды работы Ответчиком исключены из стажа, дающего право на назначение страховой пенсии до достижения общеустановленного возраста, незаконно и необоснованно, и, как следствие, было незаконно отказано в назначении страховой пенсии с момента обращения.

В период прохождения Истицей интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. №    43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача- специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Из системного толкования указанных выше норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, также было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, однако действовал в период прохождения Истицей клинической интернатуры, также возможность применения указанного Списка прямо предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В период прохождения истицей     ординатуры действовал Приказ Минздрава СССР от 19.05.1971 г. 362 «Об утверждении «Положения о клинической ординатуре» (фактически отменен только в связи с его включением в Перечень не действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 18.10.2002 г. № 317). Пунктом 2 Положения установлено, что клинический ординатор обязан за время пребывания в клинической ординатуре работать в стационаре и поликлинике, освоить основные разделы профилактики, патологии и терапии, обращая особое внимание на правильное понимание сущности болезненных процессов с позиций диалектико-материалистического мировоззрения. Пунктом 3 Положения предусмотрено, что клинические ординаторы выполняют лечебно-профилактическую работу в соответствии с режимом отделения (кабинета, лаборатории), за которым они закреплены, в объеме 50% нормы нагрузки врача соответствующей специальности. Пунктом 4 Положения предусматривалось, что практическая работа ординатора ведется под контролем опытного ассистента (научного сотрудника, заведующего кафедрой, зав. лабораторией). Профессор проверяет работу ординаторов на обходах, конференциях и индивидуальных собеседованиях. Из положений пункта 5 данного норматива следует, что клинический ординатор обязан дежурить по стационару или приемному покою 2 раза в месяц, на первом году в качестве помощника ответственного дежурного, на втором - самостоятельно. Если ординатор дежурит больше 2-х раз в месяц, то время его последующих дежурств компенсируется соответствующим количеством дней. В общеустановленные выходные дни ординаторов на дежурство назначать не следует. Пунктом 6 Положения было установлено требование о том, что клинических ординаторов надлежит широко привлекать к работе по составлению отчетов о деятельности отделения, анализу этих отчетов, анализу смертности, расхождения диагнозов и пр. Подпунктом "д" пункта 20 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от 9 сентября 1964 г. № 496, принятой в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно- коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население" и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. № 522 "О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений", установлено, что в стаж работы по специальности врачам засчитывается время пребывания в клинической ординатуре. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, также было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, однако действовал в период прохождения Истицей клинической интернатуры, также возможность применения указанного Списка прямо предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.07..2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В период работы истца врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ (С 01.11.1999 по 02.09.2001) она не только работала на 0,5 ставки врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ , но и одновременно проходила ординатуру в ПГМА. Следовательно, в данный период времени Истица выполняла обязанности по должности и работала в отделении, предусмотренном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико- санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

В период с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00- 00-29)) истец проходила курсы повышения квалификации. Поскольку курсы повышения квалификации проходили в период осуществления Истицей лечебной деятельности по охране здоровья в медицинской организации, то они подлежат включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно. Следует учитывать, что в случае направления работодателем сотрудника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ). Соответственно, время обучения на курсах повышения квалификации считается работой с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Так как в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР), то периоды прохождения курсов повышения квалификации засчитываются в стаж для назначения досрочной пенсии.

В случае признания судом необходимости включения в льготный стаж Истицы указанных выше периодов деятельности (соответственно 11 месяцев 1 день, 2 месяца и 1 день, 2 года 9 месяцев 3 дня, 2 месяца 26 дней) льготный стаж Истицы составит на момент обращения к Ответчику более 30 лет, что дает право на назначение ей пенсии с момента обращения к Ответчику, т.е. с марта 2020 года.

Истец просит:

- признать решение Управления Пенсионного фонда России в Мотовилихинском районе г. Перми от 15.06.2020 года об отказе в назначении Истице страховой пенсии незаконным;

- Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы Истицы: С 01.09.1998 г. по 31.07.1999 г. - период прохождения клинической интернатуры в ПГМА; С 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г. - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; С 01.11.1999 г. по 02.09.2001г. - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ ; курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00-00-29);

- ? Обязать ответчика назначить Истице страховую пенсию по старости с момента обращения - 10.03.2020 года.

Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 15.01.2022 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе города Перми (межрайонное) на его правопреемника ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю по гражданскому делу по иску Масковой Ирины Алексеевны о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности (л.д. 3).

    Истец Маскова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

Представитель истца Чудинов Д.Б. в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил об их удовлетворении по доводам, изложенных в иске.

Представитель ответчика Останина А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенных в письменном отзыве на иск (л.д.27-31), дополнительно пояснив, что истец обратилась ОПФР за назначением страховой пенсии по старости с в связи с осуществлением леченой деятельности 10.03.2020. В назначении пенсии было отказано в связи с недостаточностью отработанного стажа 30 лет на дату обращения.

     Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства в их совокупности. материалы пенсионного дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 года.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 3 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В судебном заседании установлено, что 10.03.2020 года истец Маскова И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлением о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми от 15.06.2020 года за Масковой И.А. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ с 28.07.2020 года в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д.12-15).

При этом из подсчета стажа на соответствующих видах работ ответчиком исключены период с 01.09.1998 г. по 31.07.1999 г. - период прохождения клинической интернатуры в ПГМА; С 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г. - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; С 01.11.1999 г. по 02.09.2001г. - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ ; курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006, с 03.05.2011 по 31.05.2011, с 03.05.2016 по 31.05.2016.?

Всего ответчиком в стаж на соответствующих видах работ зачтен период работы истца в лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 26 лет 5 месяцев 26 дней при требуемом специальном стаже 30 лет.

Проверяя доводы истца о незаконности отказа ответчика в назначении ей досрочно пенсии, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно трудовой книжки АТ-VIII Маскова (Полякова) И.А. 05.08.1992 года была зачислена на 1 курс ПГМА.

27.06.1998г. окончила полный курс ПГМА, присвоена квалификация врача.

30.06.1998г. Масковой (Поляковой) И.А. выдан диплом БВС по квалификации «врач» по специальности «лечебное дело».

01.09.1998г. Маскова И.А. зачислена в клиническую интернатуру на кафедру болезней уха, горла и носа. 31.07.1999г. отчислена из клинической интернатуры в связи с окончанием курса.

Согласно приказа от 24.06.1998г. Пермской государственной медицинской академии Маскова И.А. была зачислена в клиническую интернатуру выпускников 1998 года дневного и вечернего отделений лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов со стипендией по 9 разряду ЕТС с 01.09.1998 по 30.06.199 с последующим оплачиваемым отпуском (л.д. 40-45).

Приказом от 08.06.1999 Пермской государственной медицинской академии врачу-интерну Масковой И.А. был предоставлен оплачиваемый отпуск с 01.07.1999 по 31.07.1999 (л.д. 48-51).

Ответчик отказывая во включении в стаж на соответствующих видах работы период прохождения истцом клинической интернатуры в ПГМА указал, что наименование организации не поименовано Списками, отсутствуют документы, подтверждающие работу в структурных подразделениях поименованных в п.6 Правил

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).

Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

Должность "врача-интерна" и учреждение Пермская государственная медицинская академия как в списке N 464, так и в списке N 781 не поименованы. Клиническая интернатура Пермской государственной медицинской академии к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям не относится.

Период прохождения интернатуры отдельным категориям врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.

Работа врачом-интерном не может быть включена в специальный страховой стаж в льготном исчислении, поскольку не соблюдены требования действующего законодательства, которые прямо предусматривают необходимость исполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста для льготного исчисления страхового стажа.

Истцом не представлено доказательств того, что являясь врачом-интерном, она занималась лечебной деятельностью, в связи с чем данный период правомерно не включен в специальный стаж, поскольку доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача, таких как осуществление лечебной деятельности на ставку заработной платы, подтвержденных соответствующими журналами и иными доказательствами, не представлено, в связи с чем, оспариваемый период не подлежит включению в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения интернатуры с 01.09.1998 по 31.07.1999г.

Также не подлежит включению и период прохождения истцом ординатуры с 01.09.1998 по 31.10.1999г.

Ответчиком не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения истцом ординатуры в ПГМА с 01.09.1999 по 31.10.1999г. в связи с тем, что клиническая ординатура в ПГМА не поименована Списками, отсутствуют документы подтверждающие работу в структурных подразделениях.

Как следует из трудовой книжки, 01.09.1999г. Маскова И.А. зачислена в клиническую ординатуру кафедры лор-болезней.

В период с 01.09.1999г. по 31.08.2001г. Маскова И.А. проходила клиническую ординатуру кафедры лор-болезней.

Приказом от 28.06.1999г. Пермской государственной медицинской академии Маскова И.А. принята в клиническую ординатуру, с выплатой стипендии по 9 разряду ЕТС + 15% за вредные условия труда (л.д. 52-56).

Приказом от 10.07.2001 Пермской государственной медицинской академии в связи с окончанием обучения врач по специальности отоларинголог Маскова И.А. с 01.09.2001г. была отчислена из клинической ординатуры (л.д. 59-61).

Из пояснений представителя истца следует, что период прохождения обучения Масковой И.А. в ординатуре, совпадал с осуществлением трудовой деятельности в стационарном отделении. Истец работала в лор-отделении на 0,5 ставки в связи с чем, период с 01.09.1999 по 31.10.1999 должен быть включен в льготный стаж.

Как следует из трудовой книжки, Маскова И.А. 01.09.1999г. была зачислена в клиническую ординатуру ПГМА, 01.11.1999г. принята в МСЧ на должность врача-отоларинголога по обеспечению круглосуточных дежурств по совместительству.

Из уточняющей справки условий работы, не следует, что в период с 01.09.1999 по 31.10.1999 Маскова И.А. осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день.

Период обучения в клинической ординатуре урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено приказом Министра здравоохранения РФ от 17.02.1993 N 23.

Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы; врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия. Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.

Таким образом, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Не подлежит и включению в специальный страховой стаж период работы истца в должности врача-отоларинголога отоларингологического отделения стационара с 01.11.1999 по 02.09.2001г.

Маскова И.А. с 01.11.1999 по 02.09.2001г. была принята в МСЧ на должность врача отоларинголога по обеспечению круглосуточных дежурств по совместительству, что подтверждается записью в трудовой книжке.

Согласно справки, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости от 31.01.2022г., в период с 01.11.1999 по 02.09.2001г. Маскова И.А. работала в Медсанчасти поликлиника , отоларингологическое отделение стационара в должности врача-отоларинголога на 0,5 ставки.

Довод истца о том, что в спорный период она работала врачом-отоларингологом на 0,5 ставки и одновременно проходила ординатуру в ПГМА, в связи с чем, истец выполняла трудовую деятельность полный рабочий день на 1,0 ставки, судом отклоняются.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года, а в качестве врача отоларинголога - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно трех условий: работы в соответствующих должностях, работы в соответствующих учреждениях, полной занятости при работе в таких должностях и учреждениях (по периодам после 01.11.1999).

Работа врачом-отоларингологом в больницах всех наименований Списком N 781 поименована. Однако полной занятости истца при работе в этой должности, как требуется по п. 4 Правил N 781, нет, истец работала на 0,5 ставки.

В связи с чем, суд не усматривает оснований суммировать работу истца врачом-отоларингологом на 0,5 ставки и работу истца на 0,5 ставки в период прохождения ординатуры, поскольку исходя из требований п. 4 Правил N 781, согласно которым суммируется работа, выполняемая в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях), тогда как Списком N 781 не поименованы ПГМА в качестве организаций, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.

В силу п. 6 Правил N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

С учетом изложенного, зачет спорного периода и с учетом п. 6 Правил N 781 невозможен.

Также истец просит включить в страховой стаж дающий право на назначение страховой пенсии курсы повышения квалификации с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года.

Отказ ответчика во включении в специальный стаж курсов повышения квалификации связан с отсутствием подтверждающих документов о направлении на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка.

Из материалов дела следует, что в период осуществления лечебной деятельности в МСЧ врачом-отоларингологом, Маскова И.А. проходила курсы повышения квалификации.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой уточняющей условия работы, согласно которой, в период 04.09.2006 по 01.10.2006 года Маскова И.А. была в учебном отпуске в связи с прохождением курсов повышения квалификации на основании Приказа от 04.09.2006г. В период с

с 03.05.2011 по 31.05.2011 года на основании Приказа от 04.05.2011г. А также в период с 03.05.2016 по 31.05.2016г. на основании Приказа -к от 04.05.2016.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работников для повышений квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

По мнению суда, в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении надлежит включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года (1:1.5, итого 4 мес. 7 дней ), так как на эти курсы истец направлялся, работая на должности, в отделении и в учреждении, предусмотренных Списком, за ним сохранялось рабочее место, производились все необходимые отчисления, кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является неотъемлемой частью профессии для медицинского работника.

Таким образом, при вынесении законного и обоснованного решения следует учесть и включить Масковой И.А. в специальный стаж вышеуказанные периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации по состоянию на 10.03.2020 г. в льготном исчислении (итого 4 месяца 7 дней).

Суд считает, что требования о назначении пенсии с 10 марта 2020 года

не подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за ее назначением 10.03.2020г. с учетом периодов, включенных в специальный медицинский стаж истца на дату обращения в Пенсионный фонд России - 4 месяца 7 дней (26 лет 5 месяцев 26 дней + 4 месяца 7 дней (с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года), стаж истца составит 26 лет 10 месяцев 3 дня, т.е. менее 30 лет, в связи с чем, право на досрочное назначение страховой пенсии у истца не имелось.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Масковой Ирины Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности, - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми от 15.06.2020 года в части и на Государственное Учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми возложить обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости Масковой Ирины Алексеевны периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года (1:1.5, итого 4 мес. 7 дней ).

В удовлетворении остальной части иска Масковой И.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Мотивированное решение составлено 21.04.2022 г.

Председательствующий - подпись –

Копия верна: судья И.П. Архипова

2-1460/2022 ~ М-47/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Маскова Ирина Алексеевна
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермискому краю
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Архипова Инна Павловна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
15.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.02.2022Предварительное судебное заседание
02.03.2022Предварительное судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023Дело оформлено
24.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее