Дело 2-1460/2022
УИД: 59RS0005-01-2022-000056-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г.Перми под председательством судьи Архиповой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабуровой В.И.,
с участием представителя истца Чудинова Д.Б.,
представителя ответчика Останиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масковой Ирины Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Маскова И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что 10.03.2020 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, данное заявление зарегистрировано за №. Решением от 15.06.2020 года ответчик в назначении пенсии отказал по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа. Ответчиком при определении специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии на льготных основаниях, исключены следующие периоды трудовой деятельности: 1) с 01.09.1998 по 31.07.1999 - период клинической интернатуры в ПГМА; 2) с 01.09.1999 по 31.10.1999 - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; 3) с 01.11.1999 по 02.09.2001 - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ № (Всего 3 года 10 месяцев 5 дней). 4)курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00-00-29) (Всего 2 месяца 26 дней). Истица полагает, что указанные выше периоды работы Ответчиком исключены из стажа, дающего право на назначение страховой пенсии до достижения общеустановленного возраста, незаконно и необоснованно, и, как следствие, было незаконно отказано в назначении страховой пенсии с момента обращения.
В период прохождения Истицей интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. № 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении № к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача- специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Из системного толкования указанных выше норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, также было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, однако действовал в период прохождения Истицей клинической интернатуры, также возможность применения указанного Списка прямо предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В период прохождения истицей ординатуры действовал Приказ Минздрава СССР от 19.05.1971 г. 362 «Об утверждении «Положения о клинической ординатуре» (фактически отменен только в связи с его включением в Перечень не действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 18.10.2002 г. № 317). Пунктом 2 Положения установлено, что клинический ординатор обязан за время пребывания в клинической ординатуре работать в стационаре и поликлинике, освоить основные разделы профилактики, патологии и терапии, обращая особое внимание на правильное понимание сущности болезненных процессов с позиций диалектико-материалистического мировоззрения. Пунктом 3 Положения предусмотрено, что клинические ординаторы выполняют лечебно-профилактическую работу в соответствии с режимом отделения (кабинета, лаборатории), за которым они закреплены, в объеме 50% нормы нагрузки врача соответствующей специальности. Пунктом 4 Положения предусматривалось, что практическая работа ординатора ведется под контролем опытного ассистента (научного сотрудника, заведующего кафедрой, зав. лабораторией). Профессор проверяет работу ординаторов на обходах, конференциях и индивидуальных собеседованиях. Из положений пункта 5 данного норматива следует, что клинический ординатор обязан дежурить по стационару или приемному покою 2 раза в месяц, на первом году в качестве помощника ответственного дежурного, на втором - самостоятельно. Если ординатор дежурит больше 2-х раз в месяц, то время его последующих дежурств компенсируется соответствующим количеством дней. В общеустановленные выходные дни ординаторов на дежурство назначать не следует. Пунктом 6 Положения было установлено требование о том, что клинических ординаторов надлежит широко привлекать к работе по составлению отчетов о деятельности отделения, анализу этих отчетов, анализу смертности, расхождения диагнозов и пр. Подпунктом "д" пункта 20 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от 9 сентября 1964 г. № 496, принятой в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно- коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население" и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. № 522 "О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений", установлено, что в стаж работы по специальности врачам засчитывается время пребывания в клинической ординатуре. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, также было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, однако действовал в период прохождения Истицей клинической интернатуры, также возможность применения указанного Списка прямо предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.07..2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В период работы истца врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ № (С 01.11.1999 по 02.09.2001) она не только работала на 0,5 ставки врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ №, но и одновременно проходила ординатуру в ПГМА. Следовательно, в данный период времени Истица выполняла обязанности по должности и работала в отделении, предусмотренном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико- санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
В период с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00- 00-29)) истец проходила курсы повышения квалификации. Поскольку курсы повышения квалификации проходили в период осуществления Истицей лечебной деятельности по охране здоровья в медицинской организации, то они подлежат включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно. Следует учитывать, что в случае направления работодателем сотрудника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ). Соответственно, время обучения на курсах повышения квалификации считается работой с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Так как в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР), то периоды прохождения курсов повышения квалификации засчитываются в стаж для назначения досрочной пенсии.
В случае признания судом необходимости включения в льготный стаж Истицы указанных выше периодов деятельности (соответственно 11 месяцев 1 день, 2 месяца и 1 день, 2 года 9 месяцев 3 дня, 2 месяца 26 дней) льготный стаж Истицы составит на момент обращения к Ответчику более 30 лет, что дает право на назначение ей пенсии с момента обращения к Ответчику, т.е. с марта 2020 года.
Истец просит:
- признать решение Управления Пенсионного фонда России в Мотовилихинском районе г. Перми от 15.06.2020 года об отказе в назначении Истице страховой пенсии незаконным;
- Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы Истицы: С 01.09.1998 г. по 31.07.1999 г. - период прохождения клинической интернатуры в ПГМА; С 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г. - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; С 01.11.1999 г. по 02.09.2001г. - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ №; курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 (00-00-28) с 03.05.2011 по 31.05.2011 (00-00-29) с 03.05.2016 по 31.05.2016 (00-00-29);
- ? Обязать ответчика назначить Истице страховую пенсию по старости с момента обращения - 10.03.2020 года.
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 15.01.2022 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе города Перми (межрайонное) на его правопреемника ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю по гражданскому делу по иску Масковой Ирины Алексеевны о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности (л.д. 3).
Истец Маскова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Чудинов Д.Б. в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил об их удовлетворении по доводам, изложенных в иске.
Представитель ответчика Останина А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенных в письменном отзыве на иск (л.д.27-31), дополнительно пояснив, что истец обратилась ОПФР за назначением страховой пенсии по старости с в связи с осуществлением леченой деятельности 10.03.2020. В назначении пенсии было отказано в связи с недостаточностью отработанного стажа 30 лет на дату обращения.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства в их совокупности. материалы пенсионного дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 года.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 3 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В судебном заседании установлено, что 10.03.2020 года истец Маскова И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлением о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми от 15.06.2020 года за № Масковой И.А. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ с 28.07.2020 года в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д.12-15).
При этом из подсчета стажа на соответствующих видах работ ответчиком исключены период с 01.09.1998 г. по 31.07.1999 г. - период прохождения клинической интернатуры в ПГМА; С 01.09.1999 г. по 31.10.1999 г. - период прохождения клинической ординатуры в ПГМА; С 01.11.1999 г. по 02.09.2001г. - работа врачом-отоларингологом отоларингологического отделения стационара МСЧ №; курсы повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006, с 03.05.2011 по 31.05.2011, с 03.05.2016 по 31.05.2016.?
Всего ответчиком в стаж на соответствующих видах работ зачтен период работы истца в лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 26 лет 5 месяцев 26 дней при требуемом специальном стаже 30 лет.
Проверяя доводы истца о незаконности отказа ответчика в назначении ей досрочно пенсии, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно трудовой книжки АТ-VIII № Маскова (Полякова) И.А. 05.08.1992 года была зачислена на 1 курс ПГМА.
27.06.1998г. окончила полный курс ПГМА, присвоена квалификация врача.
30.06.1998г. Масковой (Поляковой) И.А. выдан диплом БВС № по квалификации «врач» по специальности «лечебное дело».
01.09.1998г. Маскова И.А. зачислена в клиническую интернатуру на кафедру болезней уха, горла и носа. 31.07.1999г. отчислена из клинической интернатуры в связи с окончанием курса.
Согласно приказа № от 24.06.1998г. Пермской государственной медицинской академии Маскова И.А. была зачислена в клиническую интернатуру выпускников 1998 года дневного и вечернего отделений лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов со стипендией по 9 разряду ЕТС с 01.09.1998 по 30.06.199 с последующим оплачиваемым отпуском (л.д. 40-45).
Приказом № от 08.06.1999 Пермской государственной медицинской академии врачу-интерну Масковой И.А. был предоставлен оплачиваемый отпуск с 01.07.1999 по 31.07.1999 (л.д. 48-51).
Ответчик отказывая во включении в стаж на соответствующих видах работы период прохождения истцом клинической интернатуры в ПГМА указал, что наименование организации не поименовано Списками, отсутствуют документы, подтверждающие работу в структурных подразделениях поименованных в п.6 Правил №
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного положения).
Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Должность "врача-интерна" и учреждение Пермская государственная медицинская академия как в списке N 464, так и в списке N 781 не поименованы. Клиническая интернатура Пермской государственной медицинской академии к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям не относится.
Период прохождения интернатуры отдельным категориям врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Работа врачом-интерном не может быть включена в специальный страховой стаж в льготном исчислении, поскольку не соблюдены требования действующего законодательства, которые прямо предусматривают необходимость исполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста для льготного исчисления страхового стажа.
Истцом не представлено доказательств того, что являясь врачом-интерном, она занималась лечебной деятельностью, в связи с чем данный период правомерно не включен в специальный стаж, поскольку доказательств осуществления истцом функциональных обязанностей врача, таких как осуществление лечебной деятельности на ставку заработной платы, подтвержденных соответствующими журналами и иными доказательствами, не представлено, в связи с чем, оспариваемый период не подлежит включению в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения интернатуры с 01.09.1998 по 31.07.1999г.
Также не подлежит включению и период прохождения истцом ординатуры с 01.09.1998 по 31.10.1999г.
Ответчиком не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения истцом ординатуры в ПГМА с 01.09.1999 по 31.10.1999г. в связи с тем, что клиническая ординатура в ПГМА не поименована Списками, отсутствуют документы подтверждающие работу в структурных подразделениях.
Как следует из трудовой книжки, 01.09.1999г. Маскова И.А. зачислена в клиническую ординатуру кафедры лор-болезней.
В период с 01.09.1999г. по 31.08.2001г. Маскова И.А. проходила клиническую ординатуру кафедры лор-болезней.
Приказом № от 28.06.1999г. Пермской государственной медицинской академии Маскова И.А. принята в клиническую ординатуру, с выплатой стипендии по 9 разряду ЕТС + 15% за вредные условия труда (л.д. 52-56).
Приказом № от 10.07.2001 Пермской государственной медицинской академии в связи с окончанием обучения врач по специальности отоларинголог Маскова И.А. с 01.09.2001г. была отчислена из клинической ординатуры (л.д. 59-61).
Из пояснений представителя истца следует, что период прохождения обучения Масковой И.А. в ординатуре, совпадал с осуществлением трудовой деятельности в стационарном отделении. Истец работала в лор-отделении на 0,5 ставки в связи с чем, период с 01.09.1999 по 31.10.1999 должен быть включен в льготный стаж.
Как следует из трудовой книжки, Маскова И.А. 01.09.1999г. была зачислена в клиническую ординатуру ПГМА, 01.11.1999г. принята в МСЧ № на должность врача-отоларинголога по обеспечению круглосуточных дежурств по совместительству.
Из уточняющей справки условий работы, не следует, что в период с 01.09.1999 по 31.10.1999 Маскова И.А. осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день.
Период обучения в клинической ординатуре урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено приказом Министра здравоохранения РФ от 17.02.1993 N 23.
Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы; врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия. Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.
Таким образом, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Не подлежит и включению в специальный страховой стаж период работы истца в должности врача-отоларинголога отоларингологического отделения стационара № с 01.11.1999 по 02.09.2001г.
Маскова И.А. с 01.11.1999 по 02.09.2001г. была принята в МСЧ № на должность врача отоларинголога по обеспечению круглосуточных дежурств по совместительству, что подтверждается записью в трудовой книжке.
Согласно справки, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости от 31.01.2022г., в период с 01.11.1999 по 02.09.2001г. Маскова И.А. работала в Медсанчасти № поликлиника №, отоларингологическое отделение стационара в должности врача-отоларинголога на 0,5 ставки.
Довод истца о том, что в спорный период она работала врачом-отоларингологом на 0,5 ставки и одновременно проходила ординатуру в ПГМА, в связи с чем, истец выполняла трудовую деятельность полный рабочий день на 1,0 ставки, судом отклоняются.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года, а в качестве врача отоларинголога - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно трех условий: работы в соответствующих должностях, работы в соответствующих учреждениях, полной занятости при работе в таких должностях и учреждениях (по периодам после 01.11.1999).
Работа врачом-отоларингологом в больницах всех наименований Списком N 781 поименована. Однако полной занятости истца при работе в этой должности, как требуется по п. 4 Правил N 781, нет, истец работала на 0,5 ставки.
В связи с чем, суд не усматривает оснований суммировать работу истца врачом-отоларингологом на 0,5 ставки и работу истца на 0,5 ставки в период прохождения ординатуры, поскольку исходя из требований п. 4 Правил N 781, согласно которым суммируется работа, выполняемая в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях), тогда как Списком N 781 не поименованы ПГМА в качестве организаций, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
В силу п. 6 Правил N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
С учетом изложенного, зачет спорного периода и с учетом п. 6 Правил N 781 невозможен.
Также истец просит включить в страховой стаж дающий право на назначение страховой пенсии курсы повышения квалификации с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года.
Отказ ответчика во включении в специальный стаж курсов повышения квалификации связан с отсутствием подтверждающих документов о направлении на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка.
Из материалов дела следует, что в период осуществления лечебной деятельности в МСЧ № врачом-отоларингологом, Маскова И.А. проходила курсы повышения квалификации.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой уточняющей условия работы, согласно которой, в период 04.09.2006 по 01.10.2006 года Маскова И.А. была в учебном отпуске в связи с прохождением курсов повышения квалификации на основании Приказа № от 04.09.2006г. В период с
с 03.05.2011 по 31.05.2011 года на основании Приказа № от 04.05.2011г. А также в период с 03.05.2016 по 31.05.2016г. на основании Приказа №-к от 04.05.2016.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работников для повышений квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
По мнению суда, в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении надлежит включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года (1:1.5, итого 4 мес. 7 дней ), так как на эти курсы истец направлялся, работая на должности, в отделении и в учреждении, предусмотренных Списком, за ним сохранялось рабочее место, производились все необходимые отчисления, кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является неотъемлемой частью профессии для медицинского работника.
Таким образом, при вынесении законного и обоснованного решения следует учесть и включить Масковой И.А. в специальный стаж вышеуказанные периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации по состоянию на 10.03.2020 г. в льготном исчислении (итого 4 месяца 7 дней).
Суд считает, что требования о назначении пенсии с 10 марта 2020 года
не подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения за ее назначением 10.03.2020г. с учетом периодов, включенных в специальный медицинский стаж истца на дату обращения в Пенсионный фонд России - 4 месяца 7 дней (26 лет 5 месяцев 26 дней + 4 месяца 7 дней (с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года), стаж истца составит 26 лет 10 месяцев 3 дня, т.е. менее 30 лет, в связи с чем, право на досрочное назначение страховой пенсии у истца не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Масковой Ирины Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми от 15.06.2020 года № в части и на Государственное Учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми возложить обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости Масковой Ирины Алексеевны периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 04.09.2006 по 01.10.2006 года, с 03.05.2011 по 31.05.2011 года, с 03.05.2016 по 31.05.2016 года (1:1.5, итого 4 мес. 7 дней ).
В удовлетворении остальной части иска Масковой И.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Мотивированное решение составлено 21.04.2022 г.
Председательствующий - подпись –
Копия верна: судья И.П. Архипова