Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1620/2023 ~ М-1101/2023 от 07.08.2023

УИД:

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сосногорск Республики Коми

ДД.ММ.ГГГГ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А., с участием истца ФИО3, прокурора Судиловского П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о взыскании морального вреда,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению ЖКХ администрации МР «Сосногорск», в котором просит взыскать с ответчика моральный вред, причиненный в результате нападения и укуса бесхозяйной собаки в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов 30 минут в районе домов <адрес> истец подверглась нападению бродячих собак в количестве трех штук, которые укусили истца за левую ногу, в связи с чем она обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ «СЦРБ», где были зафиксированы укусы, обработаны раны, проведены профилактические мероприятия в виде курса лечения против инфекционных заболеваний. В результате нападения собаки истцу причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты> руб., выразившийся в получении стресса, боли и страха, потери времени на прохождение лечения.

В судебном заседании истец на иске настаивала по доводам, изложенным в нем, дополнительно пояснила, что стая состояла примерно из 10 собак, истец шла спокойно на расстоянии около 6 метров от стаи собак, собак не провоцировала, после нападения собаки самостоятельно пришла домой, откуда вызвала скорую помощь, на больничном находилась из-за повышенного давления.

Представитель ответчиков в судебном заседании участие не принимал, ранее представитель Гречанюк Я.И., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала на несогласие с иском, поскольку на момент нападения на истца бездомных собак действовал муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев. Считает, что ответчиком были приняты все возможные меры по исполнению возложенных на него обязанностей. Просила снизить размер компенсации в случае удовлетворения исковых требований.

Третье лицо ИП Зайцева И.А. участие в судебном заседании не принимала, будучи надлежаще извещена, представила отзыв на иск, в котором указала, что на дату покуса истца был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на отлов собак без владельцев в пгт.Нижний Одес и в с.Усть-Ухта, отлов по контракту был начат ДД.ММ.ГГГГ и закончен ДД.ММ.ГГГГ. Других заявок на отлов собак от УЖКХ не поступало.

Третье лицо администрация МР «Сосногорск» своего представителя в суд не направило, будучи надлежаще извещено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в районе домов <адрес> на истца напала стая бесхозяйных собак, в результате чего истцу были причинены укушенные раны левой голени.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно ч.1 ст.29 вышеназванного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 (далее – Правила), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.

Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.

Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Частью 1 статьи 18 вышеназванного закона определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Согласно п. 3 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Из п.2.1 Порядка обращения с безнадзорными животными на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отлов безнадзорных животных осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций.

В соответствии с п.3 Постановления администрации муниципального района «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения на территории муниципального района «Сосногорск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», мероприятия по отлову безнадзорных животных проводятся по заявкам организаций и отлов животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории муниципального района «Сосногорск» на основании муниципального контракта.

В соответствии с решением Совета МО МР «Сосногорск» от 24.03.3017 № XVI-124 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», полномочия по отлову безнадзорных животных возложены на УЖКХ. При этом УЖКХ является юридическим лицом, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Разработка правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения является одной из основных задач УЖКХ. Согласно п.3.30 указанного Положения, в целях выполнения возложенных задач УЖКХ осуществляет функции по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального района, поселения.

Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории муниципального района «Сосногорск». Однако, возложенные на ответчика обязанности в полной мере не исполнены.

Суд учитывает, что заключение муниципального контракта не освобождает УЖКХ от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования.

    В соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Аналогичные правила относительно компенсации морального вреда содержаться в ст.1101 ГК РФ.

Исходя из абз.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Материалами дела подтверждается, что ФИО3 при указанных выше обстоятельствах покусали безнадзорные собаки.

Так, из представленных медицинских документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК «СЦРБ» обратилась ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с жалобой на укус собаки, где ей выставлен диагноз «Укушенная рана нижней левой голени», оказана медицинская помощь, обработана рана, она направлена в кабинет для введения антирабической вакцины, расписан курс проведения прививок.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в прокуратуру г.Сосногорска с заявлением по факту укуса бродячей собаки, которое направлено в адрес УЖКХ администрации МР «Сосногорск» для рассмотрения в части довода обращения о наличии животных без владельцев возле домов <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, собаки, покусавшие истца была без сопровождения кого-либо из людей, не имели намордника и поводка. Владельцы собак не установлены. В связи с указанными обстоятельствами суд считает, что материалами дела подтверждается, что покусавшие истца собаки являются бесхозяйными. Доказательств, подтверждающих принадлежность собак какому-либо владельцу, ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в суде о том, что в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ администрации МР «Сосногорск» полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах города, ФИО3, причинен моральный вред, нарушены её личные неимущественные права, выразившиеся в том, что в связи с укусом собак истцу причинен вред здоровью, что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и компенсации морального вреда.

Суд учитывает, что обязанность по отлову безнадзорных животных действующее законодательство возлагает именно на органы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют методы и способы реализации возложенных на них полномочий, в том числе путём заключения муниципальных контрактов с иными лицами. Однако одновременно органы местного самоуправления в полной мере несут ответственность за надлежащее исполнение указанных обязанностей. Заключение муниципального контракта не освобождает органы местного самоуправления ни от обязанности контролировать исполнение такого контракта, ни от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования, ни от ответственности за ненадлежащее исполнение такой обязанности.

При определении размера компенсации морального вреда, суд, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, учитывает все обстоятельства дела, характер и степень нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями ФИО3, её возраст, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, необходимость прохождения курса антирабической вакцины, учитывая переживания после нападения собак, учитывая требование разумности и справедливости, сумму компенсации морального вреда следует определить в размере 40 000 рублей.

Государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит возврату на основании п.3 ч.1 ст.333.36 НК РФ, согласно которой, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    

Исковые требования ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» - удовлетворить частично.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» (ИНН: 1108023630, адрес: <адрес>) в пользу ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в гор. ФИО2, зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт , компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                А.А. Тарасов

Копия верна:                            А.А. Тарасов

2-1620/2023 ~ М-1101/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кургумбаева Надежда Отарбековна
Прокурор г. Сосногорска
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства АМР "Сосногорск"
Другие
ИП Зайцева И.А.
АМР "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Тарасов А.А.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Дело оформлено
10.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее