Судебный акт #1 (Решение) по делу № 71-185/2020 от 12.10.2020

№ 5-19/2020

Дело № 71-185/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 26 ноября 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу акционерного общества «Транснефть-Урал» на постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 г., вынесенное в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 г. акционерное общество «Транснефть-Урал» (далее – АО «Транснефть-Урал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В жалобе в Курганский областной суд генеральный директор АО «Транснефть-Урал» Ковалев Р.Н. просит постановление судьи изменить, исключить из описательно-мотивировочной части постановления указания на порчу АО «Транснефть-Урал» земель на двух земельных участках, прилегающих с северной стороны к территории <...> площадью 3579,1 кв.м. и 2964 кв.м. Указывает, что в судебном акте неверно отражена площадь загрязнения, полагает, что письменные доказательства, в частности протокол об административном правонарушении, акт обследования территории от 27 декабря 2019 г., акт проверки от 11 февраля 2020 г., протокол осмотра места происшествия от 26 декабря 2019 г. являются ненадлежащими и недопустимыми.

При рассмотрении жалобы защитники АО «Транснефть-Урал» Ламтьев С.Б., Сайбель А.А., Самбор А.В., Демина С.Ф. на ее доводах настаивали.

Заслушав явившихся, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу частей 1, 2 статье 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, в результате разгерметизации 25 декабря 2019 г. подводящего трубопровода НС УБКУА на <...> АО «Транснефть-Урал» в Щучанском районе Курганской области произошел разлив нефти. Допущенный Обществом разлив нефти привел по неосторожности к загрязнению почвы с уничтожением ее плодородного слоя, а также к порче земель на земельном участке на территории производственной площадки <...> (кадастровый номер ) площадью 1 400 кв.м. и двух земельных участках, прилегающих с северной стороны к территории ЛПДС «Медведское», в кадастровом квартале площадью 3 579,1 кв.м. и 2 964 кв.м., что повлекло в последующем выемку и вывоз с указанных участков загрязненной почвы с применением АО «Транснефть-Урал» тяжелой тракторной техники и грузового транспорта, при этом глубина выемки почвы на участке в кадастровом квартале 45:23:041004 площадью 3 579,1 кв.м. достигала 65 см. Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 31 декабря 2019 г. исх. № 1082, установлено, что наличие превышения нефтепродуктов в почве на земельных участках, расположенных в районе разлива нефти <...> по адресу: <адрес>, привело к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Транснефть-Урал» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения АО «Транснефть-Урал» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2020 г.; копией приказа № 301 от 26 декабря 2019 г. о проведении рейдового мероприятия; копией планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра от 26 декабря 2019 г.; копией акта проверки Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора АО «Транснефть-Урал» №56 от 11 февраля 2020 г.; копией акта обследования территории на предмет соблюдения-природоохранных требований от 27 декабря 2019 г. с фототаблицей и схемой; копией актов отбора пробы почвы № 2010, №2011 со схемами отбора почвы; копиями протоколов результатов количественного химического анализа № 2746 и № 2747 от 30 декабря 2019 г.; копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к указанным протоколам; копией экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического (надзора от 31 декабря 2019 г. исх. № 1082; копией устава акционерного общества АО «Транснефть-Урал»; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копией договора аренды земельного участка от 17 ноября 2003 г.; скриншотами с публичной кадастровой карты и совмещенными с ними скриншотами спутниковой карты, из которых следует, что земля на территории <...> относится к землям промышленности, энергетики, а два земельных участка за территорией <...>, подвергшихся загрязнению нефтью, относящиеся к землям сельхозназначения, не отмежеваны и вид разрешенного использования для них не определен; постановлением старшего государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Курганской области от 28 февраля 2020 г., согласно которому АО «Транснефть-Урал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что несвоевременно сообщило в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора информацию о разливе нефти, произошедшем 25 декабря 2019 г. в 13 час. 15 мин. (Московского времени) в результате разгерметизации подводящего трубопровода с выходом на почву НС УБКУА на территории линейной производственно диспетчерской станции <...> филиала Курганского нефтепроводного управления в <адрес> Курганской области, находящейся на земельном участке с кадастровым номером являющемся объектом, состоящим в федеральном государственном реестре объектом, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что повлекло загрязнение земельного участка ЛПДС «Медведское» и прилегающей территории, и другими материалами дела, которые получили оценку судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований ставить под сомнение произведенную судьей оценку доказательств по делу не имеется.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом и предыдущей судебной инстанцией не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу АО «Транснефть-Урал», не усматривается.

Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы должностного лица и судьи первой инстанции и которым судья не дал бы оценки в решении, в деле не имеется.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем, доказательств того, что АО «Транснефть-Урал» были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства охраны окружающей среды и природопользования, в материалах дела не содержится.

Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Транснефть-Урал» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного постановления, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене постановления судьи. Оснований для иной оценки не имеется.

Доводы жалобы о том, что в судебном акте неверно отражена площадь загрязнения, подлежат отклонению, поскольку они опровергаются протоколом осмотра места происшествия от 26 декабря 2019 г. и актом обследования территории от 27 декабря 2019 г., которыми установлено, что площадь разлива нефти за территорией <...> на первом участке составила 3579,1 кв.м., на втором участке 2964 кв.м., а площадь разлива нефти на территории <...> составила 1400 кв.м. Производство замеров загрязнения земельных участков при проведении обследования территории осуществлялось с использованием специализированного прибора измерения площади, имеющего свидетельство о поверке № , действительного до 21 августа 2020 г.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении, акт обследования территории от 27 декабря 2019 г., акт проверки от 11 февраля 2020 г., протокол осмотра места происшествия от 26 декабря 2019 г. являются допустимыми доказательствами. Все процессуальные документы по делу об административном правонарушении составлены уполномоченными должностными лицами, нарушений требований закона при их оформлении не допущено. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены.

Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных недостатков, которые могли бы повлечь признание данных процессуальных документов недопустимым доказательством по делу, не установлено.

Имеющиеся в материалах дела постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 января 2020 г. и протокол осмотра места происшествия от 25 декабря 2019 г., составленные в ходе проверки по факту утечки нефти в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекс Российской Федерации, на выводы судьи районного суда о виновности юридического лица не влияют и установленные судьей первой инстанции обстоятельства совершения административного правонарушения не опровергают.

Административное наказание назначено АО «Транснефть-Урал» в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является минимальным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Транснефть-Урал» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков

71-185/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Транснефть-Урал"
Суд
Курганский областной суд
Судья
Менщиков Сергей Николаевич
Статьи

ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--krg.sudrf.ru
13.10.2020Материалы переданы в производство судье
02.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее