Судья Шилоносова Т.В.
Дело № 7-214/2021 / 21-94/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 04 февраля 2021 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу главы Кочевского муниципального округа Пермского края Юркина Александра Николаевича на решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020, постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020 №0059 глава Кочевского муниципального округа Пермского края Юркин Александр Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Юркина А.Н., указанное постановление должностного лица изменено, исключено из мотивировочной части указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, снижен размер административного штрафа до 6000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, Юркин А.Н. просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку установка пожарных гидрантов предполагает установку на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения, то есть имеет место закрепление гидранта в установленном месте водопровода, его неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее, следовательно являющиеся составной частью водопровода. Собственником водопроводных сетей на территории с. Кочево, в том числе по ул. Октябрьская, является В., руководитель ООО «***», которое постановлением администрации Кочевского муниципального округа от 12.08.2020 №526-293-01-01 наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории Кочевского муниципального округа, следовательно, обязано осуществлять водоснабжение населенного пункта в пределах зоны деятельности, осуществлять обслуживание объектов, поддерживать их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу. Принимая во внимание, что водный объект, используемый для целей пожаротушения в данном случае расположен за 340 м, размещение на указанной территории противопожарного резервуара либо прокладка новой сети водопровода не представляется возможной, следовательно, ООО «***» обязано обеспечить установление на водопроводных сетях пожарных гидрантов в соответствии с нормами СП 8.13130.2020.
В рассмотрении жалобы Юркин А.Н., извещенный должным образом, участие не принимал, защитника не направил.
Изучив доводы жалобы, заслушав главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов по пожарному надзору К., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 ст.20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимает невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Его статья 62 предусматривает, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; ) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В соответствии с п.п. 9.10, 9.11 свода правил «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 и действовавшего в значимый для настоящего дела период, количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.
Как следует из материалов дела, 21.10.2020 в 20 часов 07 минут при тушении пожара в жилом частном доме по адресу: **** выявлено, что ближайшие источники противопожарного водоснабжения отсутствовали в радиусе 200 м: ближайший источник водоснабжения (р. Аксиновка) находился на расстоянии 340 м до места тушения пожара, а пожарный гидрант – на пересечении ул. 50 лет Октября – ул. А. Хомяковой на расстоянии 350 м.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнение требований законодательства о необходимости обеспечения территорий поселений и городских округов источниками наружного противопожарного водоснабжения, о послужили основанием для составления в отношении должностного лица – главы Кочевского муниципального округа Пермского края протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом от 29.09.2020 об административном правонарушении, донесением о пожаре от 21.09.2020, представлением от 15.10.2020; письмом за подписью Главы Кочевского муниципального округа от 13.11.2020 об устранении нарушений требований пожарной безопасности; рапортом командира отделения ПСЧ-71 от 21.09.2020 о том, что при тушении пожара дома по адресу: **** в ходе разведки выявлено, что ближайшими источниками наружного водоснабжения к объекту защиты являются р. Аксиновка с местом забора воды на расстоянии 340 метров, пожарный гидрант на пересечении ул. 50 лет Октября – ул. Анны Хомяковой на расстоянии 350 метров, пожарный водоем на территории электросетей по ул. Рябиновая, д.7, иными собранными по делу доказательствами.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о совершении главой Кочевского муниципального округа административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Относительно доводов жалобы о том, что глава Кочевского муниципального округа не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, то они не могут быть приняты как основанные на ошибочном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ).
Часть 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, включая создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу Устава Кочевского муниципального округа Пермского края, принятого Решением Думы Кочевского муниципального округа от 20.12.2019 №46, к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
Принимая во внимание вышеизложенное, на главу администрации Кочевского муниципального округа - как органа местного самоуправления, являющегося руководителем, возложены обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения на территории, входящей в границы муниципального образования. Полномочия администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности предусмотрены федеральным законодательством.
Юркин А.Н. избран главой муниципального округа – главой администрации Кочевского муниципального округа с 24.01.2020.
Доводы, направленные на то, что соответствующие обязанности должны быть исполнены ООО «Ресурс» как владельцем водопровных сетей, не принимаются, поскольку заявлены без учета положений действующего законодательства, возлагающего обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности непосредственно на органы местного самоуправления.
Юркин А.Н. не представляет доказательств принятия своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению первичных мер пожарной безопасности в с. Кочево в соответствии с действующими нормативами.
Административное наказание назначено Юркину А.Н. в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ для должностных лиц.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении главы Кочевского муниципального округа Юркина А.Н. допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020, постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020 оставить без изменения, жалобу Юркина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись