Р Е Ш ЕН И Е
Именем Российской Федерации
Дело №а – 43 / 2023 г.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО2, при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МРИ ФНС России № по <адрес> о признании инспекцией утратившим возможность взыскания налогов, задолженности по пеням и штрафам,
у с т а н о в и л:
ФИО1. Ф.И. обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС России № по <адрес> о признании инспекцией утратившим возможность взыскания налогов, задолженности по пеням и штрафам.
В обоснование административного иска указывает, что согласно сведениям, полученным от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним ФИО1, числится задолженность по имущественным налогам в общей сумме 1 782 039,45 рублей, в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц в сумме 20 579,61 рублей (пеня);
- по земельному налогу в сумме 1 245 675,9 рублей; пени - 514 783,94 рублей;
- штрафные санкции в сумме 1 000 рублей.
Рассматриваемая задолженность образовалась за 2015-2016 гг.
Наличие указанных сумм подтверждается официальными данными, полученными из личного кабинета налогоплательщика.
В соответствии со ст.409 НК РФ, налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.397 НК РФ, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами также в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, сроки уплаты всей рассматриваемой задолженности: не позднее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Как следует из положений ст.48 НК РФ в части исполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В рассматриваемом случае, налоговый орган нарушил шестимесячный срок обращения в суд, предусмотренный п.2 ст.48 НК РФ.
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий предусмотренных Кодексом сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
По имеющейся у него информации, налоговым органом было сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (мною получено не было). В суд с заявлением о вынесении судебного приказа или в порядке искового производства о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 20 579,61 руб. (пеня); по земельному налогу в сумме 1 245 675,9 рублей, пени - 514 783,94 рублей, а также штрафных санкций в сумме 1 000 рублей, налоговый орган не обращался (информация об обращении - отсутствует).
Согласно ст.6.1 НК РФ, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Требование об уплате вышеуказанных имущественных налогов должно было быть направлено налоговым органом не позднее трех месяцев со дня истечения срока уплаты имущественных налогов за 2015 г. – ДД.ММ.ГГГГ, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год – ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.1 ст.70 НК РФ).
С учетом сроков вручения требования (по истечении 6 рабочих дней с даты отправки по почте), для добровольной уплаты налога - 8 рабочих дней со дня получения, то есть налоговый орган имел право обратиться с заявлением в суд в течение 6 месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по задолженности за 2015 г. и с ДД.ММ.ГГГГ по 14 сентябрь 2018 г. по задолженности за 2016 г. (шесть месяцев на обращение).
Таким образом, на настоящий момент, при отсутствии вступившего в законную силу и неотмененного судебного акта на взыскание налоговой задолженности, срок на взыскание рассматриваемой задолженности у налогового органа истек. Считаю, что рассматриваемый процессуальный срок на судебное взыскание задолженности пропущен явно не по уважительной причине.
Таким образом, все вышеуказанные обстоятельства, прямо свидетельствуют об утрате возможности взыскания задолженности по налогам и пене в связи со значительным истечением установленного Законом срока на их взыскание.
Кроме того, решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования МРИ ФНС России № по СК о взыскании с него, ФИО1, задолженности по пене по земельному налогу за 2014 г. и 2015 г. оставлены без удовлетворения в связи с истечением установленных Кодексом сроков для взыскания.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Также необходимо обратить внимание на тот факт, что налоговых уведомлений, требований об уплате налога, позволяющих проверить правильность налоговых начислений, срок взыскания по которым истек, я не получал, в личном кабинете налогоплательщика также отсутствуют данные документы, соответственно, досудебная процедура взыскания не производилась, задолженность в судебном порядке не взыскивалась, о налоговой задолженности узнал только после того, как впервые воспользовался личным кабинетом налогоплательщика и получил логин и пароль – ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, просит признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес> утратившей право на взыскание с ФИО1 задолженности по имущественным налогам в общей сумме 1 782 039,45 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в сумме 20 579, 61 рублей (пеня); по земельному налогу в сумме 1 245 675,9 рублей; пени - 514 783,94 рублей, штрафных санкции в сумме 1 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного ответчика МРИ ФНС России по № по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
От административного ответчика в суд поступил отзыв на административный иск, в котором указал ФИО1 Ф.И. обратился в суд с исковым заявлением о признании право на взыскание с него имущественных налогов в сумме 1782039, 45 рублей, в том числе пени по налогу на имущество в сумме 20 579,61 рублей, земельного налога в сумме 1 245 675.9 рублей, пени по нему в сумме 514 783, 94 руб. и штрафа в сумме 1 000 рублей.
Спорная задолженность по земельному налогу образовалась по начисленным МРИ ФНС России № по <адрес> за 2015 и 2016 годы.
Земельный налог:
- начислено за 2015 год по сроку уплаты 01 декабрь 2016 г. в сумме 45 9108 рублей;
- начислено за 2016 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 459 108 рублей.
Налог на имущество:
- начислено за 2015 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73 125 рублей;
- начислено за 2016 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 129799 рублей;
ДД.ММ.ГГГГ начисленный имущественный налог за 2015 и 2016 годы уплачен полностью.
Согласно информации поступившей из МРИ ФНС России № и № по <адрес> сформированные исковые заявления о взыскании земельного налога за 2015 и 2016 годы в суд не направлены.
Соответственно выше указанными инспекциями меры взыскания, предусмотренные ст.48 НК РФ по взысканию земельного налога, пени по нему и пени по налогу на имущество за 2015 и 2016 годы пропущены. С ходатайством о восстановления пропущенного срока в суд не обращались.
Спорные сумма земельного налога за 2015 и 2016 годы, пени по нему и пени по налогу на имущество имеют признаки невозможной к взысканию и подлежащей списанию в связи с пропуском сроков принудительного взыскания установленных налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный истец и представитель административного ответчика были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
На основании ч.2 ст.289 КАС РФ, согласно которой неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, поскольку явка представителя административного истца и административного ответчика признана не обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 ст.207 НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
На основании п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты, налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По смыслу положений ст.44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Судом установлено, что оспариваемая административным истцом задолженность числится по его лицевому счету, что подтверждает его право на обращение в суд с заявленными требованиями.
Пунктом 1 ст.48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п.3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом в силу абз.2 п.4 ст.397 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положению, закрепленному в абз.4 п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», по смыслу положений статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа является следствием непринятия им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно подп.4 п.1 ст.59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Административным ответчиком не представлено документов, подтверждающих исполнение налоговым органом обязанности по направлению налоговых уведомлений и требований административному истцу ФИО1 в установленном законом порядке; указанная задолженность налоговым органом не взыскана.
Также административным ответчиком не предоставлено сведений о периодах возникновения задолженности, а также объектах налогообложения, на которые они начислены.
Административным истцом заявлено, что задолженность по спорным налогам возникла за периоды за 2015 и 2016 гг.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств направления ФИО1 уведомлений.
Между тем, поскольку налоговый орган не вручал ФИО1 уведомление об уплате налогов, у последнего не возникло публично-правовой обязанности уплатить налог на доходы физических лиц.
Более того, административный ответчик в своем отзыве на исковое заявление указывает, сумма земельного налога за 2015 и 2016 годы, пени по нему и пени по налогу на имущество имеют признаки невозможной к взысканию и подлежащей списанию с связи с пропуском сроков принудительного взыскания, установленных НК РФ.
При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось правовых оснований для выставления ему задолженности, указанной на его лицевом счете, в связи с чем, в отсутствие доказательств наличия каких-либо мер администрирования административным ответчиком спорной задолженности в сроки, предусмотренные ст.48 НК РФ, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Следовательно, МРИ ФНС России № по <адрес> утратила право на взыскание с ФИО1 налогов, задолженность по налогам и пеням.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1 к МРИ ФНС России № по <адрес> о признании инспекцией утратившим возможность взыскания налогов, задолженности по пеням и штрафам, удовлетворить.
признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес> утратившей право на взыскание с ФИО1 задолженности по имущественным налогам в общей сумме 1 782 039,45 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в сумме 20 579, 61 рублей (пеня); по земельному налогу в сумме 1 245 675,9 рублей; пени - 514 783,94 рублей, штрафных санкции в сумме 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хивский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Я.А.Якубов