Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-748/2024 (2-5134/2023;) ~ М-4596/2023 от 27.11.2023

Дело № 2-748/2024 74RS0017-01-2023-006239-83

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«21»марта 2024 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Щелокова И.И.,

при секретаре Решетниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочевой Ольги Валентиновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Челябинской области о взыскании выплат при увольнении, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кочева О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Челябинской области (далее – МИФНС России № 27 по Челябинской области, инспекция), в котором просила взыскать с ответчика:

- недоначисленную и невыплаченную сумму денежной компенсации при увольнении в размере 49734,56 руб.;

- недоначисленную и невыплаченную денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5516,55 руб.

- компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. (л.д. 4-10).

В обоснование заявленных требований указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы, в связи с состоявшейся реорганизацией налогового органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее – МИФНС России № 21 по Челябинской области) и сокращением ранее замещаемой Кочевой О.В. должностью главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения МИФНС России № 21 по Челябинской области.

Согласно позиции истца, ответчиком не в полном размере была произведена выплата денежной компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, а также денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с тем, что МИФНС России № 27 по Челябинской области при определении размера месячного содержания не учтены начисления средств материального стимулирования, единовременного поощрения, а также дополнительного стимулирования за последние три месяца ДД.ММ.ГГГГ что привело к занижению размера среднемесячного денежного содержания. Кроме того, к обозначенным выплатам также должен быть применён районный коэффициент.

В соответствии с произведённым Кочевой О.В. расчётом, арифметическая разница между денежной компенсацией в размере четырёхмесячного денежного содержания, подлежащей выплате истцу, и фактически начисленной и выплаченной, составляет 49734,56 руб.; арифметическая разница между размером денежной компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной с учётом выплат средств материального и дополнительного стимулирования, и фактически начисленной и выплаченной истцу, составляет 5516,55 руб. О нарушении прав истцу стало известно при получении выплат при увольнении.

В обоснование заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда Кочевой О.В. указывается, что в связи допущенными ответчиком нарушениями трудовых прав, истец испытала нравственные страдания.

Истец Кочева О.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате и времени слушания дела; в соответствии с представленным в материалы дела письменным заявлением просила рассмотреть настоящее дело в её отсутствие (л.д. 133).

Ранее участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, истец заявленные исковые требования поддержала, настаивая на их удовлетворении; также указала, что относительно требования о взыскании компенсации морального вреда в связи допущенными ответчиком нарушениями трудовых прав, она испытала нравственные страдания в виде стресса, бессонницы.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Челябинской области (л.д. 33).

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явился, извещён (л.д. 131).

Представитель ответчика МИФНС России № 27 по Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, будучи надлежащим образом извещённым о дате и времени слушания дела.

Как следует из содержания письменных возражений, представленных ответчиком в материалы дела в ходе судебного разбирательства, ввиду неверного применения истцом положений ст.ст. 50,51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), спорные выплаты были ошибочно определены Кочевой О.В., как входящие в состав денежного содержания. Согласно позиции ответчика, в составе денежного содержания гражданского служащего подлежат учёту только выплаты, произведённые за счёт фонда оплаты труда. Таким образом, дополнительные выплаты материального стимулирования не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, так как производятся за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда. При таких обстоятельствах, средства материального стимулирования, выплачиваемые истцу вне фонда оплаты труда до ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат учёту при расчёте выплат при увольнении, а также в отношении обозначенных средств не применяется районный коэффициент.

Ссылки истца на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 не могут быть приняты во внимание, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом.

Относительно требований истца о присуждении компенсации морального вреда, МИФНС России № 27 по Челябинской области указывается, что Кочевой О.В. не обозначено какие именно права ответчиком были нарушены и какими действиями ответчика истцу причинён вред и в чём он выразился (л.д. 57-60).

Руководствуясь положениями ст.ст.2,6.1,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Кочева О.В. была принята на работу на должность главного специалиста отдела финансового обеспечения ИФНС по г. Златоусту (л.д. 18-21), с учётом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-88), истец с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения; ДД.ММ.ГГГГ Кочева О.В. уволена из МИФНС России № 21 по Челябинской области на основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ за о расторжении служебного контракта, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 129).

В ходе судебного разбирательства также установлено, что в соответствии с приказом руководителя УФНС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за , МИФНС России № 21 по Челябинской области реорганизована путём присоединения к инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска). Обозначенным приказом установлено, что ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС России № 21 по Челябинской области. Кроме того, определено переименовать ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в МИФНС России № 27 по Челябинской области.

В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), сведения о МИФНС России № 27 по Челябинской области внесены в реестр ДД.ММ.ГГГГ; в графе «сведения о правопредшественнике» содержится указание о ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, МИФНС России № 21 по Челябинской области.

В силу положений п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, на момент судебного разбирательства надлежащим ответчиком по настоящему спору является МИФНС России № 27 по Челябинской области, к которому истцом Кочевой О.В. и предъявлены требования.

Положениями ст. 352 ТК РФ установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются, в частности, судебная защита.

В соответствии со ст.ст. 15, 16 ТК РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Положениями ст. 67 ТК РФ установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Статьёй 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В силу положений ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Положениями 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право, в частности, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей; компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу положений ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; работодатель вправе, в частности, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, поощрять работников за добросовестный эффективный труд, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Частью 2 ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии с положениями ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987№ 403/20-155«О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», утверждён районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах и городах Челябинской области в размере, равном 1,15.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий имеет право, в частности, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно ч. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся:ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение;единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В силу положений ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В период до 01.01.2023 порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован специальным нормативным правовым актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованный отпуск производятся в соответствии с п. 6 Правил.

Согласно п. 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Как следует из содержания п. 8 Правил, в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 настоящих Правил (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Частью 1 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

Согласно ч. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органовформируется за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:выплаты районного коэффициента (коэффициента); выплаты повышенного денежного содержанияв отдельных государственных органах, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ч. 4 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 (утратившего силу с 01.01.2023) Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов;окладов за классный чин и дополнительных выплат;ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование в спорный период должно учитываться при расчете среднего заработка Кочевой О.В. относительно подлежащей выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации при увольнении, в связи с сокращением штатной численности, кроме того на средства материального стимулирования должен начисляться районный коэффициент. Таким образом, предъявленные Кочевой О.В. требования суд находит законными и обоснованными

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Приказом МИФНС России № 21 по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим МИФНС России № 21 по Челябинской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим МИФНС России № 21 по Челябинской области (далее - Положение), действующее с учётом изменений, внесённых приказами от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104-108).

В силу пп. 2.1, 2.4 Положения, премирование, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, федеральных государственных гражданских служащих МИФНС России № 21 по Челябинской области осуществляется за выполнение заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на МИФНС России № 21 по Челябинской области, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником инспекции и оформляется приказом МИФНС России № 21 по Челябинской области.

В силу положений ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком не оспорено, чтов период, предшествующий году увольнения истца с государственной гражданской службы, Кочева О.В. непосредственно осуществляла трудовую деятельность у ответчика, при этом в периодс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось начисление и выплата в составе ежемесячного денежного содержания сумм, обозначенных как «разовая премия» («код 30/1»), «средства материального стимулирования» («код 41»).

Кроме того, при рассмотрении дела ответчиком МИФНС России № 27 по Челябинской области не оспаривалось, что в период до ДД.ММ.ГГГГ начисление выплат, поименованных как «разовая премия» («код 30/1»), «средства материального стимулирования» («код 41»), производились без учёта районного коэффициента, а при расчете денежного содержания при увольнениивышеуказанные выплаты не учитывались.

При увольнении с государственной гражданской службы Кочевой О.В. были выплачены компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 266476,76 руб., компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 26 дней в сумме 59115,94 руб. (л.д. 23, в том числе оборот).

Кроме того, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорено, что при исчислении размера среднего заработка, исходя из которого Кочевой О.В. были определены суммы подлежащих при увольнении выплат, средства материального стимулирования и разовые премии, то есть иные выплаты, начисленные за период до ДД.ММ.ГГГГ, не учитывались.

Как следует из содержания сводной ведомости по начислению заработной платы истцу Кочевой О.В. за ДД.ММ.ГГГГ последней начислено материальное стимулирование в размере 43425 руб. (по «коду 41»); в ДД.ММ.ГГГГ – 26114,20 руб. разовая премия (по «коду 30/1»); в ДД.ММ.ГГГГ - материальное стимулирование в размере 45500 руб. (по «коду 41») и разовая премия (по «коду 30/1») в размере 34164,20 руб., а всего 149203,4 руб. (л.д. 27).

Начисление истцу Кочевой О.В. денежных средств в вышеуказанном размере также подтверждается содержанием представленных в материалы дела приказов МИФНС России по <адрес> (л.д. 113-117).

При рассмотрении дела ответчиком МИФНС России № 27 по Челябинской области не оспаривалось то обстоятельство, что начисление районного коэффициента на обозначенные суммы до ДД.ММ.ГГГГ не производилось.

Как указано выше, при увольнении с государственной гражданской службы Кочевой О.В. были выплачены денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – 266476,76 руб., компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 26 дней – 59115,94 руб.

Из представленного ответчиком в материалы дела расчёта при увольнении следует, что размер ежемесячного денежного содержания составил 66619,19 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (40703руб. (размер денежного содержания)+17498,47руб.(1/12 начисленных дополнительных выплат)+8417,72руб. (районный коэффициент) (л.д. 23, в том числе оборот).

При этом иные выплаты в виде средств материального стимулирования, разовых премий (ежемесячных и квартальных выплат) в расчёте денежного содержания не учитывались; размер определён, в том числе исходя из 1/12 от фактически начисленных сумм дополнительных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (сумм премий за особо важные и сложные задания без учёта фактически отработанного времени, материальной помощи (всего 209981,55 руб. *1/12)).

Как указано выше, согласно сводных ведомостей, истцу в период ДД.ММ.ГГГГ были начислены средства материального стимулирования и разовые премии всего в размере 149203,40 руб., что с учётом недоначисленного районного коэффициента (22380,51 руб. – 15% от 149203,40 руб.) составит 171583,91 руб.

Таким образом, при расчёте денежной компенсации при увольнении, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, как полагает суд, должны быть учтены средства материального стимулирования и разовые премии в сумме 14298,66 руб. (171583,91 руб.*1/12).

Соответственно, размер подлежащего взысканию в пользу истца недополученного четырёхмесячного денежного содержания при увольнении составит 57194,64 руб. (14298,66 руб.*4); денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении за 26 дней составит 12688,23 руб. (14298,66руб./29,3*26), то есть, не ограничиваясь размером заявленных исковых требований, поскольку работник, как наиболее слабая сторона, не мог правильно определить правоотношения сторон и рассчитать сумму задолженности по заработной плате, с учётом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, о том, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако, может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Относительно доводов истца и ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям, соответственно, разъяснений, содержащихся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, суд полагает следующее.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пп. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований Федерального гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Как верно указано ответчиком МИФНС России № 27 по Челябинской области в представленных в материалы дела письменных возражениях, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 действительно не является нормативным правовым актом, содержащим положения обязательные к применению.

Вместе с тем, из разъяснений, приведённых в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, равно как и письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197, также не следует, что спорные выплаты не подлежат учету при исчислении денежного содержания гражданских служащих.

В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, содержащихся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что работник в силу ст. 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой её не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

Как следует из содержания разъяснений, содержащихся в пп. 14,15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда. Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Относительно требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, истец в ходе судебного разбирательства ссылалась на то, что в связи с незаконными действиями ответчика, нарушившими трудовые права Кочевой О.В., ей был причинен моральный вред, выразившийся в претерпевании нравственных страданий в виде стресса, бессонницы.

Из разъяснений, содержащихся в пп. 25,26,28,30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца нашел своё подтверждение в ходе судебного разбирательства то, как полагает суд, с ответчика в пользу истца, с учетом объёма нарушенных прав, степени нравственных страданий, относящихся к душевному неблагополучию, индивидуальных особенностей личности истца, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда, в размере 10 000 руб.

В этой связи суд, как отмечено выше, также учитывает приведённые выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации о том, что отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 103, 198-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кочевой Ольги Валентиновны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Челябинской области (ОГРН ) в пользу Кочевой Ольги Валентиновны(паспорт ):

- сумму недополученной денежной компенсации при увольнении в размере четырёхмесячного денежного содержания в размере 57 194 (пятьдесят семь тысяч сто девяносто четыре) руб. 64 коп.;

- сумму недополученной денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 12 688 (двенадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь) руб. 23 коп.;

- компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кочевой Ольге Валентиновне отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Златоустовский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: И.И. Щелоков

Мотивированное решение по делу изготовлено 28.03.2024.

2-748/2024 (2-5134/2023;) ~ М-4596/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кочева Ольга Валентиновна
Ответчики
Межрайонная ИФНС № 27 по Челябинской области
Другие
Государственная инспекция труда
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Щелоков Иван Иванович
Дело на сайте суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее