Дело № 2-103/2023
УИД: 22RS0034-01-2023-000080-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 г. с. Михайловское
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Винс О.Г.,
при секретаре Ельниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района Алтайского края, Главному Управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП «Водоснабжающая компания» о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности по принятию мер по проведению капитального ремонта водопроводных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Михайловского района обратилась с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в рамках которой выявлены нарушения. Так, согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полномочия собственника коммунальных сетей на территории муниципального образования Михайловского района Алтайского края осуществляет Администрация Михайловского района Алтайского края.
В соответствии с Распоряжением начальника Главного Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района от 28.06.2021 №45 объекты ЖКХ переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Водоснабжающая компания».
При проведении проверки установлено, что МУП «Водоснабжающая компания» осуществляет холодное водоснабжение на территории муниципальных образований Бастанский, Назаровский, Николаевский, Михайловский, Полуямский, Ракитовский сельсоветы Михайловского района Алтайского края.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Таким образом, в случае невозможности исполнения МУП «Водоснабжающая компания» принятых на себя обязательств, так и в случае отказа от такого исполнения, обязанность принять меры по организации водоснабжения населения, к которым в том числе относится и осуществление капитального ремонта водопроводных сетей, возложена на органы местного самоуправления. Проверкой установлено, что износ системы водоснабжения явился причиной аварии на системе водоснабжения по <адрес>, Гагарина <адрес> в отопительный период в ДД.ММ.ГГГГ гг. При этом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства Администрацией Михайловского района, Главным Управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям, МУП «Водоснабжающая компания» меры по капитальному ремонту объектов водоснабжения в <адрес> не принимаются. Необходимость проведения капитального ремонта системы водоснабжения подтверждается ведомостью амортизации основных средств. Так, степень износа объектов водоснабжения в <адрес>, составляет 100 %. Пунктом 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой. Пунктом 1 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. Непринятие мер к проведению капитального ремонта объектов водоснабжения в с. Михайловское Михайловского района является одной из причин аварий на вышеуказанных объектах, которые влекут перерывы подачи холодной воды потребителям с. Михайловское Михайловского района сверх установленной законодательством продолжительности. Вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги водоснабжение, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края. С целью устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой Михайловского района внесено представление в адрес Администрации Михайловского района, которое рассмотрено. Однако, до настоящего времени нарушения не устранены и действенные меры к капитальному ремонту системы центрального водоснабжения в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края не приняты. В связи с изложенным, истец просит признать незаконными бездействия Администрации Михайловского района Алтайского края, Главного Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям <адрес>, МУП Водоснабжающая компания» по принятию мер к капитальному ремонту водопроводных сетей, в <адрес>, находящиеся на балансе муниципального образования Михайловского района Алтайского края. Обязать Администрацию Михайловского района Алтайского края, Главное Управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП «Водоснабжающая компания» принять меры по проведению капитального ремонта водопроводных сетей в <адрес>, находящиеся на балансе муниципального образования <адрес>.
Помощник прокурора Михайловского района Алтайского края Гончаренко А.И. доводы изложенные в иске поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Алтайского края Юрьев Е.А. в судебном заседании признал исковые требования в части возложения обязанности по принятию мер по проведению капительного ремонта, в части бездействия просил отказать. Пояснил, что исходя из длительности подготовки документов для того, чтобы выделили денежные средства нет возможности отремонтировать сразу все вопдопроводы, кроме того, отключение воды полностью во всем поселке приведет к жалобам со стороны населения и администрация не может отключить для проведения ремонта сразу все указанные в иске водопроводы. Процедура до того как выделять на ремонт им длительная: сделать смету, экспертизу, только после этого у администрации право на подачу заявки, далее ее рассматривают и выделят денежные средства. Протяженность водопроводных сетей составляет 200 км., соответственно если сразу на все участки подать заявки, не выделят такое финансирование. МПУ «ВСК» несут расходы на ремонт водопроводных сетей при аварийных ситуациях и на текущий, на капитальный только администрация при выделении им денежных средств после подачи ими заявок. Договора не имеется с МУП «ВСК» о закреплении за ними имущества.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Алтайского края Полтавская Ю.В. в ходе судебного заседания пояснила, что они возражают против удовлетворения исковых требований истца, полагают, что бездействия Администрации Михайловского района в указанных требованиях нет. Капитальный ремонт водопроводных сетей проводился и проводится по другим участкам. В частности 2019 год - капитальный ремонт скважины в с. Михайловское; 2021 год - техническое перевооружение (без элементов реконструкции) водозаборного узла в с. Полуямки Михайловского района Алтайского края; 2022 год - техническое перевооружение (без элементов реконструкции) водозаборного узла в с. Михайловское. Провести одномоментно ремонт всех водопроводных сетей района, или даже указанных в исковом заявлении участках невозможно. Это может привести к прекращению подачи воды на длительное время и на большом участке села Михайловское, что может повлечь за собой как недовольство жителей, так и нарушение санитарных правил. Кроме того средств на проведение большого капитального ремонта водопроводных сетей в бюджете муниципального образования Михайловский район не достаточно, поэтому проводится он должен поэтапно. Администрацией Михайловского района принято постановление от 30.12.2020 № 542 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение населения Михайловского района жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы». В 2022 году в программу внесены изменения постановлением Администрации Михайловского района от 30.12.2022 № 705 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение населения Михайловского района жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы, утвержденную постановлением Администрации Михайловского района от 30.12.2020 № 542». В приложении № 3 к муниципальной программе «Обеспечение населения Михайловского района Жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы приводится перечень мероприятий муниципальной программы «Обеспечение населения Михайловского района Жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025, где указаны конкретные планируемые мероприятия. (Постановления размещены на официальном интернет сайте Администрации Михайловского района. Для дальнейшей безаварийной работы жилищно-коммунального хозяйства Михайловского района Администрацией района поданы заявки в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК на включение в краевой адресной инвестиционной программе (КАИП) следующих работ: капитальный ремонт водопровода по ул. 100 лет Михайловского на сумму - 5 312,8 тыс. руб. (смета готова, проверка достоверности проведена, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района), капитальный ремонт водозаборного узла в <адрес> - 4 495 тыс. руб. (смета готова, подготовка к проверке, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района). Кроме того в исковом заявлении прокуратуры <адрес> не указан срок в течение которого должен быть проведен ремонт указанных водопроводных сетей. Считают возможным проведение капитального ремонта в следующие роки: в 2023 году - <адрес>, один участок, в 2024 году - <адрес>, второй участок, имеется дефектная годность, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района, в 2025 году - <адрес>, третий участок, имеется проектно-сметная документация, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района. Полагают, что привлечение в качестве ответчика Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района нецелесообразно, так как ГУ по экономике только выступает арендодателем имущества, составляющего казну района, закрепляет за органами местного самоуправления, учреждениями муниципальными (автономными, предприятиями, муниципальными бюджетными, казенными) имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества. Тогда как Администрация Михайловского района Алтайского края является учредителями предприятий, в связи с чем считают, что исковые требования прокурора Михайловского района не подлежат удовлетворению в полном объеме. Несмотря на то, что не по всем указанным в иске участкам велась работа, бездействия не имеется, поскольку администрация ведет работы также и в отношении водопроводов иных сел. По ул. 100 летия имеются все документы и смета утверждена, соответственно финансирование у администрации будет, сметы ими все составляются, работа ведется, поэтому в части бездействия просят отказать.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Водоснабжающая компания» Сонова Г.Б. поддержала отзыв, имеющийся в материалах дела, согласно которому, МУП «ВСК» возражает против удовлетворения исковых требований истца, считает, что бездействия МУП «ВСК» в указанных требованиях нет. Капитальный ремонт водопроводных сетей проводился и проводится по другим участкам. В частности 2019 год - капитальный ремонт скважины в с. Михайловское; 2021 год - техническое перевооружение (без элементов реконструкции) водозаборного узла в с, <адрес>; 2022 год - техническое перевооружение (без элементов реконструкции) водозаборного узла в <адрес>. Провести одномоментно ремонт всех водопроводных сетей района, или даже указанных в исковом заявлении участках невозможно. Это может привести к прекращению подачи воды на длительное время и на большом участке села Михайловское, что может повлечь за собой как недовольство жителей, так и нарушение санитарных правил. Кроме того, средств на проведение большого капитального ремонта водопроводных сетей в тариф на питьевую (холодную) воду МУП «ВСК» не заложен при подаче в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Население муниципального образования Михайловского района, оплачивает только за холодную (питьевую) воду. Кроме того, к полномочиям осуществление капитального ремонта водопроводной сети, МУП «ВСК» не имеет никакого, отношения, вместе с тем МУП «ВСК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке холодного водоснабжения, имеет лицензии на пользование недрами. Администрацией Михайловского района принято постановление от 30.12.2020 № 542 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение населения Михайловского района жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы». В 2022 году в программу внесены изменения постановлением Администрации Михайловского района от 30.12.2022 № 705 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение населения Михайловского района жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы, утвержденную постановлением Администрации Михайловского района от 30.12.2020 № 542». В приложении № 3 к муниципальной программе «Обеспечение населения Михайловского района Жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 годы приводится перечень мероприятий муниципальной программы «Обеспечение населения Михайловского района Жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025, где указаны конкретные планируемые мероприятия, (Постановления размещены на официальном интернет сайте Администрации Михайловского района). Для дальнейшей безаварийной работы жилищно-коммунального хозяйства Михайловского района Администрацией района поданы заявки в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства АК на включение в краевой адресной инвестиционной программе (КАИП) следующих работ: капитальный ремонт водопровода по <адрес> на сумму - 5 312,8 тыс. руб. (смета готова, проверка достоверности проведена, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района), капитальный ремонт водозаборного узла в <адрес> - 4 495 тыс. руб. (смета готова, подготовка к проверке, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района). Считают, возможным проведение капитального ремонта в следующие сроки: в 2023 году - <адрес>, один участок, в 2024 году – <адрес>, второй участок, имеется дефектная ведомость, указанная работа проведена <адрес>, в 2025 году - <адрес>, третий участок, имеется проектно- сметная документация, указанная работа проведена Администрацией Михайловского района. Считают, что Прокуратура Михайловского района не представило не одного доказательства о степени износа - 100% объектов водоснабжения с Михайловское, Михайловского района, Алтайского края по ул. Пролетарская, ул. Северная, ул. Гагарина, ул. 100- лет Михайловского. Поскольку, 100% износ, означает, что холодное водоснабжение по выше сказанным улицам отсутствует, вода подается не качественная. Принципиальная разница между износом и амортизацией основных фондов состоит в том, что износ характеризует утрату объектом основных средств (ОС) своих первоначальных свойств, а амортизация - это процесс переноса стоимости объекта основных средств на другие объекты учета в целях последующего воспроизводства объекта ОС. Степень износа водопроводной сети холодного водоснабжения должен определяется не в соответствии с бухгалтерской ведомостью амортизации основных средств, поскольку у нас замкнутая система холодного водоснабжения. Поскольку холодное водоснабжение по данным улицам осуществляется, бесперебойна, жалоб от жителей <адрес> на некачественную воду и прекращение полностью и остановку воды за период с декабря 2022 по настоящее время не поступало. Так же между МУП «ВСК» и ФБУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в <адрес>» заключен договор на оказание услуг от 09.01.2023 №23.219-М и программы производственного контроля, на основании, которых производится контроль за качеством питьевой воды в жилые дома <адрес>, в рамках производственного контроля берут пробы воды (питьевой) водопровода основной сети <адрес> для лабораторных испытаний в рамках данного договора(Копия договора прилагается к настоящему отзову). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было зафиксировано ни каких превышений по санитарно-химическим, органолептическим и микробиологическим показателем. А это, означает, что вода (питьевая) из основной водопроводаой сети, поступающая к жителем <адрес>, ул, 100- лет Михайловского является качественной. Кроме того, для определение в необходимости проведение капитального ремонта системы холодного водоснабжения, необходимо провеем экспертизу водопроводаой сети по <адрес>, не проводила ни какую строительную экспертизу для установки факта износа объектов водоснабжения с Михайловское, Михайловского района, Алтайского края по ул. Пролетарская, ул. Северная, ул. Гагарина, ул. 100- лет Михайловского. Необходимость проведения капитального ремонта системы водоснабжения, прокуратура установила из ведомости амортизации основных средств, что является не правомерным. Прокуратура в своем исковом заявлении указало, на пункт 1 приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении услуг собственникам н пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов», определено, что должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. Однако, доказательство того, что МУП «ВСК», нарушило данную норму права, по <адрес>, прокуратура не представши». Поскольку факта, остановки холодного водоснабжения по вышесказанным улицам более 8 (восьми) часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно не было зафиксировано. Прокурорское представление в отношеними МУП «ВСК» не было вынесено, и не проводилась проверка по данным улицам совместно с работниками МУП «ВСК». Доказательство, того, что износ системы водоснабжения является не 100 %, послужили также акты проверки жилых домов в период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, по <адрес>, вода поступает, бесперебойна, претензий к качеству питьевой водой, поступающих у собственников жилых домов нет. Кроме того, <адрес>, в отношении МУП «ВСК» в период с 2022 по ДД.ММ.ГГГГ, не вынесло, ни кого прокурорского представление о нарушении холодного водоснабжение по <адрес>. МУП «ВСК» не получал, требование о принятие мер к капитальному ремонту системы холодного водоснабжения в <адрес>. В исковом заявлений истец указал, что МУП «ВСК» на праве хозяйственного ведения объекты холодного водоснабжения, но вынести и направить в адрес МУП «ВСК» сведения о выявленных нарушениях, предъявить досудебное требование, представление, прокуратура <адрес>, не посчитала нужным. Ответчик МУП «ВСК» считает, что прокурорская проверка в отношении Администрации Михайловского района не является достаточным и основным доказательством и основанием для подачи искового заявление о признании незаконными бездействия Администрации Михайловского района Алтайского крае, Главного Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям <адрес>, МУП «ВСК» по принятию мер к капитальному ремонту водопроводных сетей, в <адрес>, находящейся на балансе муниципального образования <адрес>. Доказательство о том, что износ водопроводных сетей, в <адрес>, ул. 100-лет составляет 100 % и в необходимости нам как ответчикам, организовать подвоз холодной (питьевой) воды жителям вышесказанных улиц на территории с. Михайловское поселения надлежащим образом и обеспечивает потребности населения в питьевой воде, при рассмотрении дела представлено не было. Поскольку Истцом не представлены доказательства подтверждающие факт оказания услуг и разумность расходов на оплату услуг представителя, требование о взыскании с Ответчика указанных судебных расходов также не подлежит удовлетворению. Они являются не надлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Водоснабжающая компания» Азаров А.Н. также пояснил, что не все заявленные с исковом заявлении водопроводы нуждаются в капитальном ремонте, по <адрес> была авария между участками, которую они устранили и сделали временную отсечку, жители не пострадали, вода отключена не была, треснула чугунная труба, которую они заменят. Также и по участку по <адрес>, проблемный только между домами 48-50. На данных участках нет необходимости капитального ремонта, так как трубы хорошие, системы налажена, капитальный ремонт нужен при наличии свищей в трубах. Единственный проблемный участок по <адрес>. МУП «ВСК» осуществляют только аварийно-восстановительные ремонты, не капитальный, предусмотрено согласно подача воды населению.
В судебное заседание представитель ответчика Главного Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края Антонова О.А. не явились, представила отзыв. В котором просила признать ГУ ненадлежащим ответчиком, в исковых требованиях к Главному Управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края отказать, поскольку Управление является структурным подразделением администрации района, самостоятельного бюджета не имеет, финансируется из бюджета МО Михайловский район.
Выслушав стороны, иссследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Положениями ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. К таковым вопросам относится организация в границах сельских поселений водоснабжения населения.
Таким образом, к вопросам местного значения Михайловского района относятся, в том числе и вопросы организации в границах сельских поселений Михайловского района водоснабжения населения.
На основании распоряжения администрации Михайловского района Алтайского края № 45 от 28.06.2021 года, администрацией Михайловского района Алтайского края МУП «ВСК» передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения населению Михайловского района Алтайского края, согласно акта передачи (л.д. 7 оборот, 8-10. 90-95).
В соответствии с положением ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Михайловской районной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проведенной проверки установлено, что износ системы водоснабжения явился причиной аварии на системе водоснабжения по ул. Пролетарская, Гагарина с. Михайловское Михайловского района Алтайского края в отопительный период в 2022-2023 гг. Необходимость проведения капитального ремонта системы водоснабжения подтверждается ведомостью амортизации основных средств. Так, степень износа объектов водоснабжения в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края по ул. Пролетарская, ул. Северная, ул. Гагарина, 100-лет Михайловского, составляет 100 %.
Денежных средств, имеющихся у МУП «ВСК», не достаточно для осуществления капитального ремонта переданных ему в хозяйственное ведение и нуждающихся в этом объектов водоснабжения.
Представители администрации признали иск в части возложения именно на администрацию обязанности по проведения капитального ремонта водопроводов.
При этом, в силу положений ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», как в случае невозможности исполнения МУП «ВСК» принятых на себя обязательств, так и в случае отказа от такого исполнения, обязанность принять меры по организации водоснабжения населения сельских поселений Михайловского района, к которым в том числе относится и осуществление капитального ремонта водопроводных сетей, возложена на администрацию Михайловского района Алтайского края.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 названной статьи 6 полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 10 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В целях устранения вышеуказанных нарушений 28.02.2022 года в адрес главы Михайловского района внесено представление, которое рассмотрено.
Так согласно ответу администрации Михайловского района от 01.04.2022 № 228 мероприятия по обеспечению своевременной реконструкции и ремонту имущества водоснабжающего комплекса с. Михайловское Михайловского района принимаются в плановом порядке с учетом возможностей районного бюджета.
Пунктом 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 года № 168 предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой.
Пунктом 1 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 мес., 4 часа единовременно.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием МУП «ВСК» за предприятием закреплены объекты водоснабжения в том числе: водопроводы по улице Пролетарская, Северная, Гагарина, 100-лет Михайловского.
Степень износа водопровода улиц Пролетарская, Гагарина, 100-лет Михайловского составляет 100%, водопровода на улице Северная – 30,6 и 29.3 %, что подтверждается ведомостью амортизации.
Какими-либо иными документами наличие износа водопровода не подтверждается, как следует из отзыва на исковое заявление ответчика МУП «ВСК» холодное водоснабжение по указанным истцом улицам осуществляется бесперебойно, жалоб от жителей <адрес> на некачественную воду и прекращение полностью и остановку воды за период с декабря 2022 по настоящее время не поступало.
Согласно положения о Главном Управлении по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края в том числе осуществляет учет муниципального имущества, включая казну района, ведет реестр муниципального имущества (п. 2.1.15 Положения). О том что ГУ имеет самостоятельный бюджет из представленных документов не усматривается.
Исходя из вышеуказанных положений. С учетом признания исковых требований представителями администрации района в части возложения на администрацию обязанности по принятию мер по проведению капитального ремонта водопроводных сетей, суд приходит к выводу о том, что именно администрация Михайловского района Алтайского края обязана проводить капитальный ремонт водопроводных сетей, и удовлетворяет в данной части требования, предъявленные к администрации района.
Установить тот факт, что непринятие администрацией Михайловского района Алтайского края, а так же МУП «ВСК» мер к проведению капитального ремонта ряда объектов водоснабжения с. Михайловское Михайловского района является одной из причин многочисленных аварий на вышеуказанных объектах, которые влекут перерывы в подаче холодной воды потребителям сверх установленной законодательством продолжительности, не представляется возможным.
Фактов нарушения прав граждан на получение коммунальной услуги водоснабжение, повлекших причинение вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям на территории с. Михайловское Михайловского района, не установлено.
Как установлено из представленных суду документов в 2022 г. администрация Михайловского района направлялись заявки на проведение капитального ремонта водопровода на ул.100-лет Михайловского с. Михайловское, составлен паспорт проекта для включения в КАИП, так же суду представлены документы паспорт муниципальной программы «Обеспечение населения Михайловского района жилищно-коммунальными услугами» на 2021-2025 г., задачами которой стоит повышение качестве и надежности предоставления ЖКХ услуг населению, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, установлен бюджет. Согласно МПА «Бюджет муниципального образования Михайловский район Алтайского края на 2023 г., в бюджет заложены денежные средства на развитие водоснабжения в Михайловском районе.
Из анализа представленных суду документов усматривается, что с момента внесения представления прокурора в феврале 2022 г., а так и в последующее время ответчиком <адрес> предприняты меры к капитальному ремонту водопроводных сетей, в <адрес>, в частности по <адрес>.
Также ведется работа относительно иных водопроводных сетей, не указанных в исковом заявлении. Как пояснил представитель МУП «ВСК» Азаров, водопроводные сети кроме как по 100 летие Михайловского не нуждаются в капитальном ремонте и они самостоятельно проведут ремонт, жалоб от граждан не поступало, вода подается надлежащего качества и бесперебойно.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, выявленные прокуратурой и указанные в представлении нарушения действующего законодательства административным ответчиком в полном объеме не устранены.
Вместе с тем на сегодняшний день данные меры не реализованы, но из представленных суду документов усматривается наличие инструментов для реализации муниципальной программы, что позволяет прийти к выводу о том, что администрацией Михайловского района не допущено бездействий по принятию мер по проведению капительного ремонта водопроводных сетей.
Тот факт, что администрацией не были поданы заявки на ремонт водопроводных сетей по <адрес> не может служить причиной к признанию бездействия со стороны администрации, исходя из того, что аварий на данных участках с наличием причине для отключения воды не имеется, многочисленных аварий не имеется, жалоб от жителей села не имеется. Кроме того, до подачи заявок необходимо собрать большой пакет документов, который является дорогостоящим, исходя из задолженности существующей у администрации.
Истцом не представлено достаточных доказательств для удовлетворения иска в части признания бездействия со стороны администрации.
Поскольку суд пришел к выводу, что именно администрация Михайловского района Алтайского края является надлежащим ответчиком, требований к остальным ответчикам в части бездействия рассматривать нецелесообразно.
При таких установленных обстоятельствах исковое заявление прокурора Михайловского района Алтайского края суд полагает законным и обоснованным в части предьявления требований к администрации Михайловского района Алтайского края, и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом того, что для принятия мер по проведению капительного ремонта водопроводных сетей требуется значительное время, и финансирование, а также с учетом единообразия судебной практики, при наличии решений суда, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течении 3-х лет, с момент вступления данного решения в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Михайловского района Алтайского края удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Михайловского района Алтайского края обязанность в течении трех лет с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению капитального ремонта объектов водоснабжения: водопроводных сетей в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края улиц: Пролетарская, Северная, Гагарина, 100-лет Михайловского.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Михайловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным отказать.
В удовлетворении исковых требований к Главному Управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП «Водоснабжающая компания» о признании бездействия незаконным о возложении обязанности отказать.
Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: О.Г. Винс
Решение в окончательной форме принято 10 мая 2023г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>