Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-225/2021 (3а-2254/2020;) ~ М-1495/2020 от 21.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при помощнике судьи Зайцеве С.В.,

с участием прокурора Роговой О.В.,

представителя административного истца Куприянова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-225/2021 по административному исковому заявлению Сугальского И.Р. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Сугальский И.Р. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов 19863, 21123 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, пунктов 22380, 23622 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, со дня их принятия, указывая, что он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое помещение, площадью 206,5 кв.м., адрес: <адрес>, а также до 04.03.2020 года являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером , назначение: нежилое помещение, площадью 254,8 кв.м., адрес: <адрес>. Нежилое помещение с кадастровым номером находится в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером , расположенным на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство четырехэтажного административного здания. Нежилое помещение с кадастровым номером находится в жилом доме с кадастровым номером , расположенным на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями. Указанные нежилые помещения не подпадают под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение нежилых помещений в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просил заявленные требования удовлетворить, а также взыскать с административного ответчика в пользу административного истца в счет возмещения уплаченной государственной пошлины 600 рублей.

Представитель административного истца по доверенности от 01.12.2020 года Куприянов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, министерство включило спорные объекты, исходя из отнесения их объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.22 НК РФ.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.

Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192).

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни под номером 19863 (на 2017 год), под номером 22380 (на 2018 год) включен объект недвижимости – нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 206,5 кв.м., этаж № 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Помещение принадлежит Сугальскому И.Р. на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 03.12.2020 года.

Также в вышеуказанные перечни под номером 21123 (на 2017 год), под номером 23622 (на 2018 год) включен объект недвижимости – нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 254,8 кв.м., этаж № 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Данное помещение на праве собственности принадлежало Сугальскому И.Р. с 30.09.2011 года, а 04.03.2020 года заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с Астрелиной Н.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 03.12.2020 года, договором купли-продажи недвижимого имущества от 04.03.2020 года.

Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих в рассматриваемые периоды административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту пп.2 п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с кадастровым номером , составленным по состоянию на 04.08.2016 года, нежилое помещение общей площадью 171,3 кв.м., расположено на 1 этаже и включает в себя: подсобные помещения, коридор, помещения, сан.узлы, тамбур.

Указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером , наименование: многоквартирный жилой дом, назначение: многоквартирный дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 26.11.2020 года.

В соответствии с заключением специалиста ООО «ОГК-САМАРА» от 14.12.2020 года № ЗС-007/12-20, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером (в котором находится нежилое помещение с кадастровым номером ), фактически находится на земельном участке с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 720 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под строительство четырехэтажного административного здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 27.11.2020 года.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 года № 46-П, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет – вопреки ст.19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения – применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 24.11.2009 года, нежилое помещение, общей площадью 254,8 кв.м., расположено на 1 этаже и состоит из: помещений, электрощитовой.

Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером , имеющим наименование: жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, назначение: жилой дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.11.2020 года.

В соответствии с заключением специалиста ООО «ОГК-САМАРА» от 14.12.2020 года № ЗС-008/12-20, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером (в котором находится нежилое помещение с кадастровым номером ), фактически находится на земельном участке с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 9 476 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для строительства жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.11.2020 года.

Министерство имущественных отношений Самарской области 18.10.2020 года сообщило административному истцу на его обращение об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , что установлено, что помещения пустуют, не функционируют, что подтверждается актом осмотра объекта недвижимого имущества от 10.09.2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики нежилых помещений, расположенных в жилых домах, а также виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены жилые дома, не предполагают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорных нежилых помещений не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Доказательств фактического использования помещений в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета рассматриваемых нежилых помещений, зданий, виды разрешенного использования земельных участков в совокупности с расположенными на них объектами недвижимости и видами их фактического использования, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у Сугальского И.Р. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни вышеуказанных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2017, 2018 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.111 КАС РФ, суд полагает возможным взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Сугальского И.Р. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215, 111 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сугальского И.Р. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, в части включения в него

под пунктом 19863 нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,

под пунктом 21123 нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, в части включения в него

под пунктом 22380 нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,

под пунктом 23622 нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Сугальского И.Р. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 600 рублей.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.02.2021 года.

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-225/2021 (3а-2254/2020;) ~ М-1495/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Сугальский И.Р.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Астрелина Н.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
22.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее